SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Реализация проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

P1040463 P1040473 P1040478

Одно из важнейших качеств человека - стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи. Ребенок с самого рождения - первооткрыватель, исследователь того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада, активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. С каждым годом данный вид деятельности становится популярным и ведущим в школах. Уже с первого класса дети готовят не только индивидуальные проекты, но и коллективные. А в 2015 году Министерством образования и науки РТ и Министерством культуры РТ под контролем президента Татарстана Рустама Минниханова был запущен культурно-образовательный проект республики Татарстан – «Культурный дневник школьника» Посещая музеи, театры, выставки и другие интеллектуальные мероприятия, ребята получают в свои Культурные дневники отметки (печати). И выпускники нашего детского сада были готовы к такой интересной работе.
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в следующем: основы проектной деятельности, начатой нами в нашем ДОУ, имеют продолжение. Они позволят быстро адаптироваться к ней детям в школе и в дальнейшем будут способствовать получению интересных результатов. Популяризация историко-культурного наследия поколений, систематическое привитие подрастающему поколению уважения к истории своей семьи и народа, родному краю также необходима именно в дошкольном возрасте, когда перед ребенком открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и формируется его система ценностей.
Данный проект «Музей в чемодане» предлагает детям нашего детского сада вступить в диалог со взрослыми (родителями, бабушками, дедушками, соседями, воспитателями, другими сотрудниками детского сада), быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со взрослыми и сверстниками в неформальной обстановке. В ходе демонстрации любого музея в чемодане мы обязательно приглашали сотрудников детского сада. Дети не только с удовольствием рассказывали о своем вкладе в чемодан, но и имели возможность услышать рассказы гостей, которые при этом пополняли музейную коллекцию новыми экспонатами.
В нашем «Музее в чемодане» нет застеклённых экспозиций и табличек «Руками не трогать». Все экспонаты извлекаются и включаются в сферу общения. Уникальность проекта заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Цель проекта: социокультурное развитие дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование у дошкольников первичных представлений о культурных традициях своего народа, родного края средствами музейной педагогики. Становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
1. Приобщение к культурным и историческим традициям своей семьи, народа, родного края.
2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков общения.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами. Способствовать формированию ощущения присутствия прошлого в настоящем и будущем посредством общения с экспонатами.
5. Способствовать приобщению широкого круга детей и взрослых к сохранению исторической памяти.
6. Воспитание музейной культуры. Увеличение количества желающих посещать музеи.
Методы, использованные в работе над проектом: наглядные, практические, игровые, словесные.
Ожидаемые результаты были следующие. Мы надеялись, что проект «Музей в чемодане» в первую очередь будет способствовать социокультурному развитию дошкольников. У воспитанников ДОУ сформируется интерес к истории родного края. Дети научатся обращаться с музейными экспонатами, вместе с родителями получат основы проектной деятельности, с удовольствием и интересом будут посещать музеи.
Уверенны, нет такой семьи, где не было бы чемодана. «Всё, что надо и не надо, Человек в него кладёт!» Этот предмет знаком и понятен всем детям. Они с удовольствием отгадают его в загадках. Наш проект был рассчитан на 5 лет.
1 год - Подготовительный этап. Разработка проекта «Музей в чемодане» с учетом Рабочей программы МАДОУ №362, разработанной на основе программы дошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др./ «Мозаика – Синтез, 2014) Поиск чемодана, опрос и анкетирование родителей (Как вы считаете, нужны ли нам новые формы работы с детьми? Какие? Какие темы «Музея в чемодане» вам интересны? И т.п.). Подготовка презентаций, фотоальбомов, книг. Наглядная агитация родителей МАДОУ №362 (выпуск папок-передвижек о проекте и его значимости) Для себя мы определили следующий девиз работы: «На что человек смотрит, тем и становится!» Далее мы работали над следующими музеями в чемоданах.
Год проекта Возраст участников Темы музея в чемодане Сроки работы
над музеем
2 год Вторая младшая группа (дети 3-4 года) «Давайте познакомимся!»
«Моя замечательная семья!»
«Игрушки рассказывают…»
«Преданья старины (сказки, потешки, песни, игры)» октябрь-ноябрь

декабрь-январь

февраль-март

апрель-май
3 год Средняя группа (дети 4-5 лет). «Я люблю свой детский сад»
«Я и моя семья!»
«Мой город»
«Мы все такие разные, но дружные»
октябрь-ноябрь
декабрь-январь
февраль-март

апрель-май
4 год Старшая группа (дети 5-6 лет) «День знаний»
«Национальные праздники в нашем доме»
«Народная игрушка»
«Мы помним!» октябрь-ноябрь

декабрь-январь
февраль-март
апрель-май
5 год Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) «Школьная пора»
«Моя замечательная планета Земля!»
«Хобби – это серьезно!»
«Эхо войны» октябрь-ноябрь

декабрь-январь
февраль-март
апрель-май
Оценка проекта осуществлялась на основе анализа проведенных опросов, отзывов детей, родителей и сотрудников. Благодаря нашему проекту дети обнаруживали себя в пространстве ценностей. Именно они и представлены в наших «Музеях в чемодане» Социокультурные образцы представлены нами в проекте через систему человеческих установок и стилей общения взрослых с детьми, а также через ритуалы обыденной и духовной жизни, в культуре праздников. Кроме того, на наш взгляд, важным условием позитивного социокультурного развития ребенка является зримая представленность ему места в культуре, места в цепи поколений. При этом важно представлять историю народа ребенку, прежде всего, в истории его семьи, истории своих «корней», своего рода. Думаем, цель проекта была достигнута, и мы можем рекомендовать данную форму работы.