KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Из опыта работы

P61128-142213

Из опыта работы учителя физики МБОУ «Школа № 68» Приволжского района г.Казани, Мишурина Владимира Геннадьевича по теме «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физики, как эффективный инструмент для повышения качества знаний по предмету»

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд».
(В.А. Сухомлинский)

Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Формирование этих и других качеств, происходит, прежде всего, в школьные годы. Именно поэтому сейчас, на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.
На становление личности современного ребенка влияет мощный поток информации, на которую по-разному реагирует каждый ученик, то есть с использованием компьютерных сетей и онлайновых средств, создается необходимость «отсеивать» материал, преподносить на уроках новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика с учетом новых требований ФГОС.
Поэтому на протяжении своей работы учителем физики главным для меня является процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность с учетом их личностных особенностей и способностей. Целью моей методической темы «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках физики, как эффективный инструмент для повышения качества знаний по предмету» является повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.
В связи с этим моя методическая тема тесно переплетается с инновационной темой школы «Совместная исследовательская и проектная деятельность учителя и ученика как условия для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной , полилингвистической среде».
Основными задачами в моей профессиональной деятельности являются:
● Повышение качества преподавания физики на основе внедрения информационных технологий;
● расширение способов и приемов активизации познавательных и творческих способностей обучающихся;
● интенсифицирование процесса обучения, его индивидуализация;
● повышение своей профессиональной компетентности.
Учитывая современные тенденции развития информационно-индустриального общества, интеллектуально насыщенных экономик и производств, происходящие интеграционные процессы, экологические проблемы, важно отметить значимость социокультурных факторов и поликультурного взаимодействия для решения этих задач, которые должны найти отражение в учебно-воспитательном процессе и на уроке, что непосредственно заложено в методической теме школы «Создание условий для адаптации и самореализации личности в современной социокультурной, полилингвистической среде, воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей, правосознания, национальной и религиозной терпимости» и также реализуется на моих уроках физики.
К ним относятся:
- ценностно-целевая направленность урока, наличие ведущей идеи урока;
- системный характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (взаимоотношение, диалог, усложнение деятельности от начала урока к концу урока), высшая степень организации и самоорганизации учителя и учащихся;
- разнообразие методов и приемов обучения, ориентация на овладение универсальными способами деятельности (общеучебными умениями и навыками, исследовательскими умениями, ключевыми компетенциями, функциями научного знания);
- гуманное отношение, информационная культура учителя и учащихся (использование социокультурных технологий «выбор, диалог, театр, проект, и др.» при дидактической четкости структуры урока;
- индивидуально – личностная направленность обучения.
Также в условиях реализации ФГОС мне приходиться пересматривать свои образовательные технологии, используемые ранее на уроках, так как в основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который ставит перед учителем задачу формирования универсальных учебных действий, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке, готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Изучение физики как общеобразовательного предмета в школе является средством развития умственных способностей учащихся, а также способствует передаче школьникам определенной суммы научных знаний, необходимых каждому человеку в современном мире, формированию умений применять теоретические знания на практике.
В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер, принтер, мультимедийный проектор и экран, интерактивную доску). Кабинет оформлен в соответствии с современными требованиями, он оснащен учебно-наглядными пособиями для проведения теоретических и практических занятий. Учебно-методический комплекс соответствует стандартам образования и образовательной программе. Имеющаяся в кабинете творческая лаборатория собрана как на медианосителях, так и в тематических папках. Также использую в своей работе такие интернет-ресурсы как:
1. При подготовке к ГИА в 9 и 11 классах мне помогают сайты решу ЕГЭ в 11 и сдам ГИА в 9-х классах
2. Вначале урока, чтобы создать проблемную ситуацию, или продемонстрировать опыт, я пользуюсь такими видеохостингами как Ютуб, Рутуб, Вконтакте и другие
3. Чтобы продемонстрировать новые исследования в области физики, а также разнообразить подачу материала пользуюсь сайтами-популяризаторами науки qwert.ru, а также хорошими источниками информации являются передачи «Игры разума», «Научные глупости», «Вселенная с Нилом Тайсоном» на канале National Geographic
4. А также при подготовке к олимпиадам, конференциям и выступления на различных мероприятиях пользуюсь:
http://www.afportal.ru - астрофизический портал с задачами и решениями. Олимпиады. Другая полезная информация по физике и астрономии
http://Fizzzika.narod.ru - задачи по физике с решениями.
http://Fizportal.ru - дистанционное обучение и помощь в решении задач по физике для школьника, абитуриента, учителя, олимпиадника.
kvant.mccme.ru - научно-популярный физико-математический журнал "квант" статьи, задачи с решениями, абитуриентам, олимпиады, физические факультативы, лаборатория "кванта".
При подготовке и проведении уроков физики использую:
 Изготовление, оформление раздаточного материала;
 Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
 Интерактивные практикумы;
 Диагностика качества знаний;
 Творческие работы учащихся.
Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:
 межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
 уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
 уроки лекции с просмотром различных сюжетов по проведению физических опытов и действию физических законов;
 урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
 уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
 уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.
Нестандартные уроки способствуют высокой активности учащихся: сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества. Методы, используемые на уроках: лекция, поисковые (учебно – исследовательская деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.
Использование компьютерных технологий в работе учителя способствует достижению целей образования современной молодежи. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже – не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных пособий, виртуальных лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача учителя подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением обучающихся использовать компьютер. Стараюсь эффективно и полно использовать возможности кабинета, творческой лаборатории и компьютерной техники в обеспечении учебно-воспитательного процесса.
Хотел бы раскрыть более подробно уроки контроля в подготовке старшеклассников к ОГЭ и ЕГЭ. Как же подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ? Ведь проблемы, возникающие при сдаче этих экзаменов, подчас связаны ни с содержанием заданий, а с умением правильно понять содержание задачи и с умением правильно на поставленный вопрос ответить. Для достижения хороших результатов важна техническая и методическая подготовка учащихся. При этом одна из основ успеха - групповая работа. Она обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, «продуктивное общение», активизирует учебно-познавательные процессы и способствует самооценке и коррекции собственных знаний и учебных действий, побуждает к исследовательской деятельности.
При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ необходимо научить школьников технике сдачи теста. Дает большой эффект организация многоуровневого обучения по физике. При работе с выпускниками не следует забывать о системе дополнительного образования. Система дополнительного образования содержит:
• Индивидуально – групповые занятия.
• Проведение индивидуально – групповых занятий для учащихся из группы риска.
• Часы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
• Проектная деятельность, элективные курсы.
В основу подготовки старшеклассников 9, 11 классов использую Интернет сайты с он-лайн заданиями. Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.
Результаты ОГЭ за последние годы

Результаты ЕГЭ за последние 3 года

Поскольку школа работает в инновационном режиме много лет, то и моя работа по развитию исследовательских умений учащихся через применение электронных образовательных ресурсов ведётся в течение последних 3 лет из моего пятилетнего стажа.
Исследовательская деятельность позволяет развивать творческую активность учащихся, овладевать социальным опытом, способствует становлению у школьников личностно ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.
Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделяю на несколько основных видов. Это разделение достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.
Исследовательская деятельность на уроке предусматривает:
 проведение учебного эксперимента;
 применение исследовательского метода обучения;
 использование некоторых нетрадиционных форм занятий;
 применение домашних работ исследовательского характера.
Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время включает в себя:
 процесс работы над учебным проектом;
 работу на факультативе или спецкурсе;
 участие в олимпиадах, конкурсах.
Для реализации данных принципов в процессе урока и внеурочной деятельности я:
- создаю атмосферу поиска на уроках и вне его;
- выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру ученика занимает значимое место;
- провоцирую появление вопросов и желание найти ответы;
- выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;
- учитываю интересы и мотивацию учащихся;
- даю учащимся право в принятии значимых решений.
Анализ физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.
Моя основная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить и развить то, что в нём заложено, выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность.
Включая детей в исследовательскую деятельность важно учитывать психологофизиологические особенности каждого возраста детей: целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Поэтому в процессе исследовательской деятельности или при разработке проекта, я обучаю их следующим умениям:
 видеть проблемы;
 задавать вопросы;
 выдвигать гипотезы;
 давать определение понятиям;
 классифицировать;
 наблюдать;
 проводить эксперименты;
 делать выводы и умозаключения;
 структурировать материал;
 доказывать и защищать свои идеи.
Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации учебно – исследовательской деятельности:
 проблемное видение урока
 внедрение технологии деятельностного метода
 проведение элективных курсов
 внедрение технологии проектов
 внеурочная деятельность (индивидуальный подход)
 школьные, городские, областные, Всероссийские конференции.
В процессе исследовательской деятельности через применение электронных образовательных ресурсов учащиеся учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать. Причём включаются в эту деятельность все ученики класса.
Завершением исследовательской деятельности является защита проекта, который включает развитие всех компетенции, заложенных в новые стандартами образования.
В завершении хочу отметить, что сформировать глубокий познавательный интерес к физике у всех учеников невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на уроке и на внеклассных мероприятиях.

1. Участие учащихся в городских олимпиадах:

Наименование Год Участники Класс Результат
Городская олимпиада
(на татарском языке) 2014 Фатыхов А.А.

Нигматуллин А.Р. 10

10 Диплом призёра
Диплом призёра
Всероссийская олимпиада по физике, муниципальный тур 2015 Фатыхов А.А. 11 Диплом призёра
Городская олимпиада
(на татарском языке) 2015 Фатыхов А.А.

Нигматуллин А.Р. 11

11 Диплом призёра
Диплом призёра
Всероссийская олимпиада по физике, муниципальный тур 2016 Ашрафуллин Р.И. 10 призёр
Городская олимпиада
(на татарском языке) 2016 Давлетшин А.Р. 10 Диплом призёра

2.Участие учащихся в конкурсах:

Наименование Год Участники Класс Результат
Игра конкурс по физике «Таинственный ларец» для учащихся 7 классов 2014 Бигтагиров Т. 7 Диплом призёра
Международный дистанционный конкурс «Физика вокруг нас» 2015 Садыкова К.И. 8 Диплом призёра
Международный конкурс «Первые шаги. Осенний сезон» 2016 Гребенкин Н.А. 11 Диплом призёра
Международный дистанционный конкурс «Физика вокруг нас» 2016 Озеров Д. 8 Диплом призёра

3.Участие учащихся в научно-исследовательских конференциях:

Наименование Год Участники Класс Результат
Всероссийский конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку»
2013 Ильин Р.А. 10
лауреат I степени
Всероссийская научно-исследовательская работа «Юниор» по физике 2014 Исламов Д.Ф. 11 лауреат II степени
Научно-исследовательская конференция им. И.Хальфина Управление образования 2014 Ильин Р.А. 11 Грамота за 3 место
VIII городская научно-исследовательская конференция школьников имени К.Д.Ушинского 2015 Ашрафуллин Р.И. 10 Грамота за 2 место
Научно-практическая конференция учащихся «Мир науки»
2016 Бигтагиров С.Р. 8 Грамота за 3 место

Анализ учебных достижений учащихся за последние годы показывает положительную динамику. Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем классам. Анализируя свою деятельность, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, развития творческих способностей учащихся, создавая ситуации успеха, повышая самооценку.
Качество знаний обучающихся по физике за последние 3 года

Обобщение и распространение своего педагогического опыта осуществляю путем публикаций, проведения семинаров различных уровней, круглых столов, выступлений на образовательных форумах, педагогических советах, конференциях.

Участие педагога в конкурсах и конференциях:

Наименование Год Результат
Интеллектуальная игра «Остров открытий» 2014 Грамота за I место
Интеллектуальная игра «Мы и Космос» 2015 Диплом II степени
Конкурс «Учитель года 2015» 2015 Победитель номинации
Участие в работе постоянно действующего теоретического семинара «Инновационные технологии обучения и воспитания» 2015 Диплом за активное участие
Победитель городского конкурса «Физический калейдоскоп» 2015 Диплом I степени

Любой учитель, на мой взгляд, должен быть фанатом своего дела, всесторонне развитым человеком, способным формировать личность ребенка с активной жизненной позицией.
Таким образом, в работе я обобщил опыт по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении физики и пришел к выводу, что наряду с многообразием технологий, форм, методов, приёмов обучения, информационно – коммуникационные технологии в обучении позволили добиться гарантированного педагогического результата.

Прикрепленный файлРазмер
опыта работы!!!.doc430.5 кб