
Работа с одаренными детьми
Исследовательская деятельность является одним из приоритетных направлений в моей работе с одаренными детьми.
Наружная реклама, старейшая форма рекламы, и по сей день остается одной из наиболее распространенных в рекламе товаров и услуг. Вывески, транспаранты, афиши, щиты, световые вывески, табло, экраны стали неотъемлемой частью городского пейзажа. «Это средство рекламы, - пишет В. В. Тулупов, - отличается минимумом текста и яркостью изображения. Здесь максимальна нагрузка на визуальные элементы – важно увидеть щиты, вывески издалека, понять смысл коммерческого предложения. Высокие требования предъявляются и к эстетическим свойствам наружной рекламы, вписывающейся в архитектуру населенного пункта» [Тулупов 2006; 25]. Одним из парадоксов наружной рекламы, по мнению специалистов, является то, что «она должна одновременно и сочетаться с окружающей обстановкой, и выделяться из нее» [Данилова 2007].
Объектом нашего исследования является рекламная вывеска - один из видов наружной рекламы. Рекламная вывеска – это конструкция, расположенная над входом в магазин, кафе, ресторан, салон или офис. На вывеске содержится информация о названии и профиле деятельности организации. Вывеска - это первое, что привлекает внимание посетителя магазина или офиса. От оформления вывески зависит первое, часто самое сильное впечатление о компании. «Даже если потенциальный покупатель просто проходит мимо, оригинально и грамотно оформленная вывеска наверняка останется у него в памяти, и он вспомнит о ней, когда возникнет потребность в каких-либо товарах или услугах» [Данилова 2007]. С одной стороны, вывеска должна соответствовать определенным маркетинговым требованиям, с другой стороны, не противоречить культурно-речевым критериям, в том числе языковой норме. По определению В. В. Тулупова, «вывеска – это элемент городской информационной среды и как таковая должна отвечать современным представлениям об эстетике городской среды и выдерживаться в актуальном дизайне. Вывеска должна адекватно «встраиваться» в культурно-историческую среду города, особенно, если он имеет многовековую историю» [Тулупов 2006; 25].
У производителей наружной рекламы возникает множество проблем, связанных с созданием эффективных коротких сообщений, которые оставались бы в памяти горожан, так как у потребителей наружной рекламы время зрительного контакта, необходимого для прочтения текста и рассмотрения изображения, иногда не превышает нескольких минут или секунд. Эти особенности предполагают тщательность и точность выбора шрифтов, учитывая их удобочитаемость, образность, эффективность цветового решения. Повышенный интерес дизайнеров, лингвистов, психологов к изучению шрифтовой графики как основного элемента рекламного послания свидетельствует об актуальности предпринятого исследования. Еще в тридцатые годы двадцатого столетия А. Реформацкий в работе «Лингвистика и полиграфия» поднимал вопрос о необходимости взаимодействия знаний по лингвистике текста и искусству полиграфии при создании рекламных сообщений [Реформацкий 1933]. Не случайно и в последние годы появилось много работ, посвященных тексту наружной рекламы, - это исследования В. В. Тулупова, Л. Н. Федотовой, О. А. Буковецкой и др. Вместе с тем работ, особенно монографических, в которых бы анализировались принципы функционирования шрифтовой графики в рекламе, роль шрифтовой графики в процессе воздействия рекламно-информационной продукции, не так много. В нашем исследовании мы опирались на труды А. П. Репьева «Шрифт в рекламном дизайне» [Репьев 2005], Н. Дубины «Шрифты, которые мы выбираем» [Дубина 2000], Л. П. Амири «Языковая игра в российской и американской рекламе» [Амири 2007], С. И. Смирнова «Шрифт в наглядной агитации» [Смирнов 1990], С. В. Ильясовой «Языковая игра в рекламном тексте» [Ильясова 2001], Х. Кафтанджиева «Тексты печатной рекламы» [Кафтанджиев 1995].
Новизну исследовательской работы обусловливает материал – графический облик рекламной вывески Казани.
Цель исследовательской работы – выявить возможности шрифтовой графики как средства визуализации вербальной информации городского пейзажа. Указанная цель предполагает решение следующих задач:
- проследить историю развития наружной рекламы,
- определить коммуникативные и психолого-эстетические возможности и основные функции шрифтовой графики рекламных вывесок Казани.
Источниками фактического материала являются современные рекламные вывески Казани.
Материалом исследования послужила картотека, составленная по результатам выборки из данных источников.
В работе использованы методы: непосредственное лингвистическое наблюдение, описательный метод, метод обобщения и классификации, метод социологического опроса.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования результатов проведенного исследования в практике рекламного дизайна, а также при проведении кружковой работы в школе.
Заключение
Рекламная вывеска как один из древнейших видов наружной рекламы является и сегодня основным носителем рекламной информации. Сообщение на рекламной вывеске – это тип сообщения, включающий в себя шрифт, орнамент, акцидентный рисунок, игру цветом и шрифтом.
Важное место в процессе воздействия рекламно-информационной продукции занимает шрифтовая графика как средство визуализации вербальной информации и является главным, центрообразующим элементом рекламного сообщения вывески.
Проведенный анализ позволяет утверждать следующее:
1. Шрифт, как и язык, выполняет множество функций. Кроме того, шрифт рекламного сообщения несет на себе художественную, эстетическую, историко-культурную и имиджевую функции. Реализация этих функций осуществляется через соответствие основным принципам построения рекламного текста: удобочитаемости, единства формы и содержания рекламного текста, правильного выполнения условий создания ритма, уместности, гармоничности, акцентированности, организации цветового решения.
2. Рекламные вывески Казани отражают все разнообразие шрифтов и их гарнитур: шрифты латинской группы, рубленые, орнаментированные, каллиграфические. Сравнительный анализ собранного материала позволяет утверждать, что ведущее место на вывесках столицы Татарстана занимает группа рубленых шрифтов и их гарнитур, отличающихся одинаковой толщиной вертикальных и горизонтальных элементов, отсутствием контрастности. Благодаря простоте и четкости, рубленые шрифты легко воспринимаются и хорошо читаются на расстоянии.
Особое место занимают рукописные, или каллиграфические шрифты, имитирующие свободный почерк. Эта коммуникативная стратегия внушает большую степень доверия читателю.
Также представлена группа орнаментированных, или декоративных шрифтов. Эти шрифты наименее удобны для чтения, но, несмотря на это, широко используются на рекламных вывесках Казани. К этой группе шрифтов также относятся национальные шрифты или их имитация: старинный русский, арабский, английский, немецкий, китайский.
3. Важной составляющей рекламного текста является графическая игра, способствующая созданию наиболее выразительных и успешных рекламных сообщений. Графическая игра представлена несколькими приемами, разделенными условно и тесно взаимодействующими в пространстве рекламной вывесок.
4. На сегодняшний день очевидна обусловленность языковых процессов социально-психологическими факторами. Кроме многообразия графических приемов и шрифтов, характерных для рекламного текста вывесок, можно выделить наиболее характерные тенденции: внедрение в русский текст иноязычных графических систем. Подобные явления являются символом модности и новизны и вызывают противоречивые суждения в научных кругах.
5. Ведя речь о графическом пространстве Казани, города с многовековыми национальными традициями, нельзя забывать о необходимости самобытности рекламных сообщений, реализации в них культурных приоритетов нации. К сожалению, следование национальным традициям (использование мусульманской символики, названий и шрифтовых решений) не находит сегодня должного внимания у рекламодателей и создателей рекламы столицы Татарстана.
7. Создание рекламного текста – это творческий процесс, основанный на профессионализме и совокупности знаний, отсутствие которых у рекламистов, как правило, приводит к грубейшим ошибкам.
Таким образом, рекламная вывеска занимает значительное место в городской информационной среде. И шрифтовая графика как средство визуализации вербальной информации в совокупности со всеми перечисленными элементами является важнейшим средством коммуникативного процесса, обладающим высоким воздействующим потенциалом на читателя.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
реклама Ягафаровой М..ppt | 6.6 Мб |
- Шагеева Светлана Вячиславовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Важно, когда исследовательская работа носит прикладной характер. Это - дополнительный стимул к работе.
Вывески и рекламные щиты - это первое, на что обращают внимание гости нашей столицы, это лицо нашего города. Вовлечение детей в творческий процесс позволит не только сохранить чистоту русского языка, но и сформирует эстетический вкус.
Л. М. Ахметзянова