SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

47

Формирование основ метафорического мышления у детей дошкольного возраста, как средство обогащения речи детей.
«Что такое образ? Это сравнение, а сравнивать можно все со всем: луну с сыром, разбитое сердце с горшком. Именно поэтому образы доставляют бесконечное количество слов. Способность метафорически мыслить – это способность творить не только образы, но и язык».
Анатоль Франс
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его возможности и первые проявления творчества. Именно поэтому, сегодня современная образовательная система в первую очередь нацелена на формирование компетентностей - творческих, познавательных, коммуникативных и др.. При этом коммуникативная компе¬тенция выступает одной из ведущих, так как содержит такой важный компонент как речь.
Речь, язык – один из самых универсальных инстру¬ментов познания окружающего мира. Выступая в роли показателя уровня мышления с одной стороны, и ре¬чекоммуникативной компетенции – с другой, богатая образная речь даёт представление об интеллектуаль¬но-культурном развитии её носителя. Л.Н. Толстой отмечал, что «Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, невер¬но». Наличие в речи образных средств делает её более привлекательной, яркой и эмоциональной. Это подтверждают слова известного русского писателя Н.М. Карамзина: «Язык наш выразителен не толь¬ко для высокого красноречия, для громкой живописной поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». Использование выразительных средств в речи – это новая ступенька в развитии детского мышления, это умение думать, говорить ясно и чётко, что имеет решающую роль в контексте современного образования.
Несомненно, образность речи является показателем богатства языка ребенка. Так С.Л. Рубинштейн писал о не существенности для речи связности ее построения: «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,...так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».
Однако обучение детей выразительности, образности речи – это одна из проблем дошкольного образования. Дети достаточно быстро осваивают существительные, глаголы, наречия, а прилагательные используются ими не часто. Наличие же прилагательных в речи является показателем глубины восприятия и отражения окружающего мира. При описании сюжета, предмета или явления дети очень редко используют сравнения, и тем более метафоры, а это является показателем уровня развития речевого творчества.
Более того, анализ педагогической практики показывает, что традиционно в дошкольной методике работа по развитию образности речи носит несистемный характер, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания, развивать творческие способности в области слова. Говоря простыми словами, как и каким образом, составлять и применять в речи метафоры, аллегории и сравнения.
Итак, выявленные противоречия ставят вопросы: как мотивировать ребенка на использование образных характеристик в повседневном общении, какие условия необходимы для формирования предпосылок метафорического мышления дошкольника.
Таким образом, целью методической исследовательской работы является формирование основ метафорического мышления у детей дошкольного возраста.
Для этого необходимо:
- изучить и применить на практике технологии составления загадок, метафор;
- знакомить детей с разными жанрами литературных произведений;
- использовать устное народное творчество, в том числе и произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы);
- разнообразить формы и методы организованных наблюдений в природе, для расширения представлений о многообразии красок природы, как наглядных образов.
- дать детям возможность творческого самовыражения через продуктивную деятельность;
- взаимодействовать с семьёй в вопросах развития речевого творчества.
Практическая значимость проведенной методической работы заключается в том, что разработанные нами формы и методы работы с детьми по развитию образной речи, в дальнейшем могут быть использованы в практической деятельности воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Сущность понятий «метафора», «метафорическое мышление», «образное мышление», особенности их проявлений
в дошкольном возрасте
«Искусство метафоры – это искусство
находить сходства между разными порой не похожими вещами»
Аристотель
Тайна метафоры привлекала к себе крупнейших мыслителей - от Аристотеля до Ж.Ж. Руссо и Г. Гегеля, от известного детского сказочника К. Чуковского до крупнейшего отечественного лингвиста И. Р. Гальперина и многих других. Изучение метафоры становится все более интенсивным и быстро расширяется, захватывая разные области знания - философию, логику, психологию, литературоведение, риторику, разные школы лингвистики и др. Более того, последние десятилетия центр тяжести в изучении метафоры переместился из филологии (риторики, стилистики, литературной критики), в которой доминировали анализ и оценка поэтической метафоры, в область изучения практической речи и в те сферы, которые обращены к мышлению, познанию и сознанию.
Согласно определению, метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания. Образовано оно от греческого metaphorá, что означает перенесение.
Метафора — литературоведческий термин, но это не значит, что право на ее использование принадлежит лишь писателям. Его можно применять в любой сфере жизни, вплоть до технических разработок. Например, американский химик Р. Хофман - автор ряда исследований о метафоре - писал: «Метафора может быть применена в качестве орудия описания и объяснения в любой сфере: в психотерапевтических беседах и в разговорах между пилотами авиалиний, в ритуальных танцах и в языке программирования, в художественном воспитании и в квантовой механике. Метафора, где бы она нам ни встретилась, всегда обогащает понимание человеческих действий, знаний и языка».
Давайте представим, что в языке нет метафор!!! О, наверное, он был бы похож на язык робота! Например, человек, который спешит, говорит: «Одна нога здесь, другая там», тоже говорит робот: «Максимально быстро».
Метафора – это мощное средство обогащения речи, дарящее огромный простор для фантазии, юмора и новых образов.
Метафора - не просто стилистическая фигура, это - мировосприятие.
Метафора – это фигура речи, как бы загадка, которую читателю, предложено разгадать и читатель невольно испытывает удовлетворение и удовольствие. Процесс восприятия в таком случае становится и радостью познания, и радостью открытия в самом точном значении этого слова.
Таким образом, метафора и для художника, писателя, поэта, то есть творца, и для воспринимающего искусство - есть особый путь мысли, особый способ мышления. Говоря языком детства – метафора – это волшебный сундучок, в котором каждый находит то сокровище, которое он способен найти. (В раскрытии вопроса о метафорическом мышлении, не могу не прибегнуть к использованию метафор!)
Так, «белую бахрому» в стихотворении «Белая береза» С. Есенина каждый читатель представляет отчасти по-своему. Возможно, это плетеная бахрома, а может быть тонкое кружево и т.д. Наше восприятие метафоры и метафорического слова может быть весьма разнообразным. Оно активно, довольно свободно и зависит от нашей способности видеть и сопоставлять предметы, от жизненного опыта, от характера нашего воображения и фантазии. Способность метафорически мыслить – это способность творить и образы, и сам язык. И опять прибегаю к метафоре - Способность метафорически мыслить – это значит, способность посмотреть через «чудесную лупу» метафоры. И тогда:
… И многое увидится иначе –
Снежинки – балеринами сочтем,
А на луну взглянув, мы поразимся!!!
Кем этот вкусный сыр, на небо принесен?
Метафорическое мышление – это форма образного мышления. Образное мышление встречается в нашей повседневной жизни. Особенно это относится к детям, которым органически присуще образное видение мира. Дети в силу живой непосредственности своего взгляда являются в известном смысле готовыми творцами. Поэтому необходимо развить в детях эти задатки к метафорическому мышлении. Это поможет сформировать ценностное восприятие мира. Для этого необходимо насытить детскую деятельность так, чтобы она стала мастерской для развития метафорического мышления.
В этом контексте важно изучение особенностей по¬нимания и использования детьми дошкольно¬го возраста метафоры и других средств образности.
С этой целью был проведен эксперимент с детьми дошкольного возраста.
Задачи эксперимента:
1.Выявить уровень сформированности умения детей воспринимать и понимать образное содержание текста, вычленять средства художественной выразительности из текста загадки, сказки, рассказа.
2.Выявить уровень сформированности понимания переносного значения слов и выражений.
Для решения поставленных задач использовалась методика выявления уровня образности речи дошколь¬ников, разработанная О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Проведенный эксперимент позволил сделать вывод, что развитие образности речи, проявляющееся в умении разгадывать метафорические загадки, понимать метафо¬ры и подбирать метафоры самостоятельно, у испытуе¬мых детей сформировано недостаточно, лишь 17 % испытуемых хорошо понимают значение мно¬гозначных слов, 42% – не понимают, остальные – испы¬тывают затруднения, выполняют задания с помощью пе-дагога. При этом нужно отметить, что переносные зна¬чения понимаются детьми при условии, что обозначае¬мое ими явление или действие хорошо знакомо детям. Однако неко¬торые правильные ответы в объяснении метафоры, по¬пытки подобрать сравнения в составлении собственной загадки позволяют сделать вывод о возможности работы по развитию образности речи в дошкольном возрасте.
Технология обучения детей составлению метафор
- Что ты хочешь?
- Я хочу убить время.
- Время очень не любит, когда его убивают.
Льюис Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»
Слова из знаменитой сказки «Алиса в Стране Чудес» Льюис Кэрролла раскрывает сущность восприятия метафоры детьми, которые не понимают переносного значения слова. Ребенок первым усваивает то из значений многозначного слова, которое актуально в его предметно-практической деятельности.
И здесь на помощь нам, педагогам, приходит художественная литература, народное творчество, которое доходчиво объясняет детям сущность метафор.
Например, обращенное к детям стихотворение Ирины Токмаковой
«В чудной стране»:
В одной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок острым язычком
Сутра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
А К. Чуковский своим своеобразным сказочным миром вовсе разрушает метафоры:
…Умывальники влетят...
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут…
Во взрослой речи выражение «задать головомойку» обозначает нагоняй, встрепку, разнос, строжайший выговор. К. Чуковский разрушает эту метафору тем, что в «Мойдодыре» головомойку собираются задать умывальники, с головой окуная грязнулю в воду.
Но если повнимательнее приглядеться ко всем подобным случаям в сказках Чуковского, можно заметить, что метафора, возвращаясь к своему первоначальному «вещному» значению, не теряет метафорического, переносного смысла. Действительно, там, где Мойдодыр говорит о головомойке, есть не только мытье головы, но и угроза. Там, где самовар бежит от неряхи, как от огня, есть не только перекипание воды от слишком сильного нагрева, но и отвращение. То есть автор возвращает метафоре ее конкретное значение и сохраняет переносное. Значит, в тех случаях, когда маленький читатель не понимает переносного смысла метафоры, сказка подготовит его к пониманию.
Вся детская литература осуществляет на деле один из основных принципов сказок - принцип языкового воспитания.
Зная этот принцип, в работе над формированием основ метафорического мышления и образности речи, мы с детьми не только читаем сказку (рассказ, стих), но и обсуждаем ее, играем в нее, рисуем. А если произведение детям очень понравилось, то готовим и представляем зрителям театрализованное действие.
Так же к пониманию переносного значения метафор умело подводят пословицы, поговорки и загадки.
Создавая или отгадывая загадку, они сосредотачивают внимание на конкретном предмете. Дошкольники ещё не владеют достаточным опытом восприятия объекта, потому целесообразно обращать их внимание на отдельные, самые выразительные, самые существенные признаки определенного предмета или явления.
Примеры загадок - метафорического образа:
«Солнышко, которое горит каждый вечер» (Лампа)
«Жёлтые клубочки ходят около квочки» (Цыплята)
«Вырасло на дереве оранжевое солнышко» (Апельсин)
«Железная птица по небу летает» (Самолёт)
«Едет домик на колесах» (Автобус).
Сочинение загадки – это творчество.
В начале работы по обучению составлению загадок, дети испытывали трудности, не могли назвать отличительный существенный признак, действие предмета или явления, но в процессе систематического включения в детскую деятельность бесед, игровых упражнений описательного содержания, дошкольники начали легко справляться с составление загадок.
При обучении составлению загадок нами была использована технология решения изобретательных задач - ТРИЗ, а именно методика, предложенная Аллой Нестеренко «Страна загадок».
Стремление породить предложение, целиком состоящее из слов-метафор, приводит к созданию пословиц: «Семеро одного не ждут», «Яблоко от яблони недалеко падает», «Умелые руки не знают скуки» и др. Метафоры в пословицах, как маленькие, лаконичные стихи, доносят до детей не только смысл народной мудрости, но и раскрывают выразительность речи, игру слов, которую дети с удовольствием принимают.
Составление метафор у детей не вызывает сложности, если они усвоили алгоритм составления метафор.
Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет.
В обучении составлению метафор детьми мы использовали следующий алгоритм:
1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).
Примеры составления метафор детьми:
Метафора про месяц – «Банан, повисший в небе», «Качели ночного неба».
Метафора про луну – «Блин неба», «Ночная лампочка», «небесный колобок»
Метафора про радугу – «Разноцветная горка», «Разноцветная мармеладка», «Полосатый коврик неба».
«Природа мозга ребенка требует, чтобы его ум воспиты¬вался у источника мысли - среди наглядных образов, и прежде всего среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на «обработку» информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с пер¬вых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с ра¬ботой, которую предлагает учитель» - такими словами отмечал В.А Сухомлинский значимость природы в развитие ребенка.
Наблюдения живой и неживой природы, включенные в них игры, опыты, эксперименты, организованные нами, были направлены на развитие наблюдательности, интереса к познанию природы, расширение представлений о многообразии красок природы, в зависимости от сезона, погоды, времени суток, формирование умения любоваться окружающей красотой, вглядываться, вслушиваться, замечать прелести в естественных и обыденных вещах. Впечатления от восприятия и познания природы давали возможность детям более тонко почувствовать природу и передать свое понимание в словесном творчестве. Например, при рассматривании березы в ветреную погоду, детям было предложено закрыть глаза и послушать, «о чем хотят рассказать листочки березы» или рассказать о найденных камушках на прогулке «чем или кем был этот камешек» и др.. Тема «Звездного неба» предполагала развития интереса у детей к самостоятельному наблюдению или наблюдения с родителями. Выяснилось, что дети и родители получили огромное наслаждение от ночной прогулки и созерцания ночного неба. Таким образом, полученные впечатления были перенесены на лист бумаги, а затем мы перешли к составлению метафор. Звезды у нас превратились в «маленькие бусинки ночного неба», в «стразы на платье ночной феи», в «бриллианты неба».
Дождь и лужи, как оказалось, это неисчерпаемый источник детского вдохновения и творчества. В процессе наблюдения и бесед родился рассказ «Праздник Лужи», который построен на наблюдениях и высказываниях детей. В данном отрывке рассказа наиболее ярко представлены метафоры, придуманные детьми:
«…- Песня, стих – это конечно хорошо… - размышляла Капелька. – Лучше подарю ей акробатическое упражнение!
С этой прекрасной мыслью она прыгнула вниз. Ей пришлось постараться, чтобы попасть прямо в центр имениннице.
Олле-ооп! Кап!
От Капли на Луже запрыгали круги – первый, второй, третий, четвертый, пятый… Пузырь – это главная задумка Капельки в ее сложном акробатическом упражнении…».
Игры и творческие задания, направленные на формирование основ метафорического мышления
Метафора развивает мышление: отыскивая аналогии, создавая неожиданные образы, тренируя новые техники восприятия информации через ассоциативные образы, то есть метафора делает интеллект более гибким. Если бы мы сравнили мозг со спортсменом, то сказали бы, что метафора развивает ловкость и скорость.
Выражаясь метафорично, «ловкость и скорость» мышления, мы «тренировали» при помощи следующих игр:
«На что похож тот или иной предмет?»
На начальном этапе ознакомления детей с содержанием этой игры необходим наглядный игровой материал, разнообразные предметы и материалы (сосновая шишка, апельсин, ракушка, лист дерева, кусочек меха и т.д.). В дальнейшем игра можно проводить только в словесном варианте, то есть без опоры на наглядность. Правила игры достаточно просты – нужно ответить на вопрос: «На что похож тот или иной предмет?» и аргументировать свой ответ ( «Потому?», «Чем?»).
Сравнивать между собой можно самые разнообразные предметы. Кроме тех, которые объединяются одним понятием, например, фрукты с фруктами, посуду с посудой. Выигрывает тот, кто, во-первых, назовет наибольшее количество предметов, чем-либо напоминающих исходный; во-вторых, находит сходство сразу по нескольким признакам.
«Определять «похожесть» предметов можно и на ощупь»
Для организации такого варианта игры необходимо приготовить плотную картонную коробку с прорезями для рук по бокам. Ребенок «запускает» руки в «волшебный сундучок» и, ощупывая находящийся там предмет (или предметы: меховая шапка, стакан, кубик, свеча и т.д.), высказывает своё предположение о нем (Что это может быть? На что похоже? Что еще бывает таким?). Один и тот же предмет может быть исследован несколькими детьми. По результатам их предположений взрослый делает обобщение, предлагая ребятам определиться с конечным выбором, и затем предъявляет предмет для опознания.
«Кто кем будет?»
Педагог называет предмет или объект, а ребенок должен ответить.
Например:
-мальчик-мужчиной,
-жёлудь-дубом,
-семечка-подсолнухом,
-бумага – самолетиком,
-мука – блинами и тд.
«Кто кем был»
Педагог называет предмет или объект, а ребенок должен ответить.
Например:
-лошадь-жеребёнком,
-пенек-деревом,
- книга-бумагой и тд.
«Назови предмет по действию»
Педагог называет предмет или объект, а ребенок должен сочинить ответ по действию предлагаемого слова. Например:
-ручка-писалка,
-пчела-жужжалка,
-занавеска-затемнялка и т.д.
«Теремок»
Воспитатель:
«Я – барабан. Я живу в теремке и зову вас в гости. Но пущу не каждого, а того, кто докажет, что на меня похож.»
Далее, воспитатель (или ребенок) в роли барабана, приглашает детей в свой теремок. Например:
Ребенок: Тук, тук, кто в теремочке живет?
Воспитатель (или ребенок): я – барабан. А ты – кто?
Ребенок. Я – колеса поезда, умею стучать как ты барабан. И тд.
«Что увидел?» «На что похоже?»
Что напоминают воздушно-небесные корабли?
На что похожа эта крона дерева?
А эти гроздья рябины? И тд.
«Цепочка»
Игра учит выделять признаки объектов.
Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, тот называет его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.
«Кляксы»
Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта кляксаЛучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Можно нанести на лист несколько клякс и попросить ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.
«Новый способ применения предмета»
Ребенок закрывает глаза, а потом по команде открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание - найти что-то необычное в этом обычном предмете. Пусть, например, таким предметом окажется стул. Задание - найти новый необычный способ его использования. На стуле можно сидеть. А еще? Как можно использовать стул необычным способом? Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.
«Что оттуда видно?»
Педагог просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что - нет? Важно помочь ребенку сделать описание комнаты с непривычного для него ракурса. Нужно, чтобы ребенок представил себе и места, видимые воображаемому гномику, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснял, почему тот или иной предмет не видит (или видит) какую-то часть комнаты и другие предметы.
«Сказка о камешке»
В данной игре развивается словесное творчество, воображение, формируется интерес к объектам неживой природы- ребенок учится видеть в обычных объектах свою неповторимую особенность.
Описание игры. Ребенок находит (выбирает) камешек и сочиняет о нем сказку или рассказ: где «жил», как он появился на свет, как попал в детский сад. Говорить можно от имени камня.
На формирующем этапе эксперимента, в процессе работы с детьми, мы наблюдали, что интересная, насыщенная играми, театрализованными представлениями, драматизациями по литературным произведениям детская деятельность, способствует развитию творческой речевой активности, интереса к словообразованию. Результаты промежуточного этапа эксперимента показали, что организация работы в данном направлении с детьми способствовала повышению уровня развития образности речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что метафора может стать тем самым объектом интереса, ключом открытия творческого начала в детях, а умение сочинять свои собственные метафоры может выступать эффективным средством развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
При этом, деятельность, направленная на формирование основ метафорического мышления, а следовательно и на развитие образности речи - это открытие для ребенка, постижение красоты языка, его богатства с неисчерпаемыми возможностями. Наша задача, как проводников в таинственный мир речи, дать возможность детям погрузиться в этот мир особого художественного оформления.