SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся начальной школы в учебной и внеурочной деятельности

1

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся начальной школы
в учебной и внеурочной деятельности
(Из опыта работы Файзрахмановой Н.Р.)

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия
В.А.Сухомлинский

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе.
Придя в школу, ребёнок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира. Здесь он окунается в жизнь, построенную по определенным правилам. Здесь закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Школа для него — это та маленькая страна, где он живёт, поэтому важно создать благоприятный психологический климат в классе, сформировать дружный коллектив и вовлечь каждого ребёнка в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.
Гражданско-патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая урочную и внеурочную деятельность.
Здесь представлена система моей педагогической деятельности, в основе которой лежит деятельностный подход, целью которой является
развитие интеллектуальной, нравственной, конкурентоспособной личности,
достойного гражданина, патриота нашей страны.
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописана важность как урочной, так и внеурочной деятельности.
Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. На своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха, тем самым повышая статус ребёнка в коллективе, в котором все дети чувствовали бы себя комфортно и защищённо, тем самым закладывая основы ценностного отношения к школе.
На уроках окружающего мира дети знакомятся с первыми сведениями из экономики, географии, истории родной страны и своего края.
На уроках литературного чтения через произведения формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в первом классе постепенно ввожу понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырёх лет обучения. Чтобы развить нравственное, гражданско-патриотическое сознание школьников, помогаю им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример друзей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Много ценного мы находим в фольклоре, часто использую «речевую разминку», в которую включены русские пословицы, скороговорки.
На уроках изобразительного искусства, технологии особое внимание уделяю изучению народного творчества, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников.
Детям очень нравились уроки ОРКСЭ в 4 классе. На одном из таких уроков мы говорили о важности семьи и семейных ценностях. Ребята предложили создать свой семейный герб. Главное, что каждый захотел участвовать в такой работе.
Я являюсь классным руководителем. Воспитательную работу с детьми строю по следующим направлениям: здоровье, взаимодействие, интеллект, нравственность, досуг, семья. Мои воспитанники участвуют в различных благотворительных акциях, спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах. В течение каждого учебного года с классом принимаем участие в сборе вещей, игрушек, канцтоваров, памперсов для отказных детей, для детей-сирот. Каждое такое мероприятие как небольшой урок — урок жизни. А отзывчивость и доброта — те знания, за которые оценки не ставят.
Внеурочная деятельность предполагает конференции, знакомство с достопримечательностями, дистанционные олимпиады, мероприятия с родителями, работу в кружках, тематические вечера.
По доброй традиции у первоклассников проходит праздник «Посвящение в гимназисты», где ребята с разными литературными персонажами погружаются в игру. Преодолевая все трудности, первоклассники дают клятву гимназиста. Право вручить значки предоставляется вожатым – ученикам 5-х классов. Завершается праздник исполнением гимна нашей гимназии.
Стало традицией проводить в первых классах и праздник «Спасибо Азбуке!», где участниками становятся непосредственно сами дети, их родители и вожатые. Гражданский долг старших перед младшими входит в их жизнь естественно и просто. Пока малыши смотрят. Но надо помнить, что в итоге инициатива учителя становится инициативой ученика, ум учителя – умом ребёнка, а любовь учителя к детям – любовью детей к людям.
Мои дети любят не только свою семью, свою школу. Они готовы убирать мусор, делать и развешивать кормушки и скворечники. И это тоже, пусть маленькая, но ступенька к патриотическому чувству.
Мои ученики знают, что здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Зимой, начиная со 2 класса, организуем лыжные вылазки.
И туган тел, и матур тел, әткэм, әнкәмнең теле…
У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык.
Переплетение двух культур – татарской и русской – здесь встречается на каждом шагу. О дружбе народов в Казани обычно не говорят – так здесь живут, это само собой разумеющийся образ поведения. Я стараюсь воспитывать в детях гордость за свой народ, поддерживать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать прошлое, настоящее.
Любовь к Родине начинается с любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой родиной». Мною организованы и проведены многочисленные экскурсии не только в пределах нашей республики,
но и за её пределами. В результате таких путешествий ребята приобретают знания по истории своего края, страны, а главное – огромный эмоциональный заряд в духовном и гражданском развитии.
Традиционно в День защитника Отечества в 1-2 классах совместно с учителями физкультуры проводим «Весёлые старты». В 3-4 классах провожу «Рыцарский турнир», к которому основательно готовятся все: дети делятся на 2 команды, выпускают боевые листки, ведущими являются девочки, они же вместе со мной придумывают различные конкурсы, болельщиками – родители детей. Все вместе продумываем оформление праздника. Почётными членами жюри становятся папы девочек. На уроках технологии делаем для пап подарки и пригласительные на праздник.
Особенно хочется отметить плодотворную работу моего выпускного 4 Б класса в 2015г. Мною был разработан проект «Да разве позабудется война?!»
Над данным проектом мы с детьми работали почти 3 недели. Учащиеся разбились на группы. У каждой группы была своя тема. На классные часы были приглашены родные наших земляков, воевавших на фронте. На мой взгляд, такие встречи бесценны: дети учатся помнить и благодарить. Также мы посетили наш школьный исторический музей «Соприкосновение к судьбе». В библиотеке познакомились с Книгой Памяти. На уроке технологии в технике оригами изготовили фронтовые треуголки, а затем написали на них своё пожелание защитникам Родины, причём писали их не за партой, а на коленях, на спине товарища, лёжа на полу (как настоящие фронтовики). На уроке ИЗО выполняли плакаты, посвящённые Великой Победе. Мы собрали богатый материал. Из линии мини-проектов получился большой проект
«Да разве позабудется война?!» С этим проектом мы выступили на республиканском семинаре. Мои воспитанники были удивлены, когда на глазах у слушателей выступили слёзы. В наш адрес было сказано много добрых слов. В подарок от нас всем гостям были прикреплены георгиевские ленточки.
Патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга – главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи. Мы не можем остаться в стороне от проблем местного социума. Вместе с детьми заботимся о подшефных ветеранах труда и Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне нашей гимназии: ежегодно разносим поздравительные открытки по квартирам ветеранов ВОВ, тружеников тыла и приглашаем их на концерты, посвящённые праздникам «День пожилого человека», «День победы».
Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к женщине, к маме, к бабушке. Большая работа в этом направлении ведётся ежегодно. Если в 1 классе – это музыкальная композиция, во 2 классе – мини-спектакли, в 3 классе – День мудрого человека, в 4 классе – День матери. Дети рисуют рисунки, готовят открытки и поделки, пишут сочинения, оформляем выставки, украшаем кабинет к празднику своими руками…
В нашей гимназии ежегодно проходит конкурс «Династии России». Он способствует пробуждению интереса к истории своего рода, своих предков, осознанию своего места в судьбе страны, республики, города. Воспитывает фамильную гордость за военные подвиги своих предков, семейные трудовые традиции и достижения. Мои ученики являются победителями и призёрами этого конкурса на протяжении многих лет.
Наша гимназия – одна из самых активных участников в проводимых конкурсах, олимпиадах, турнирах. Поэтому работу с одарёнными детьми веду с первой ступени обучения. Здесь представлена информация о результатах побед моих учеников в различных конкурсных мероприятиях за один учебный год. Эти грамоты дети вкладывают в своё портфолио, которе имеется у каждого ученика.
Как учитель «новой школы» я работаю на формирование личности по новым стандартам начальной школы, которые учат умению «фильтровать» и анализировать информацию в различных условиях. С первого класса начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, предполагаю исследовательскую деятельность на уроках. Например, на уроке окружающего мира мы проходили тему «Дикие и домашние животные», где говорили о среде их обитания, об их пользе, о бережном к ним отношении, говорили об удивительной дружбе амурского тигра и козла. Узнали, что такое Красная книга. Я показала детям Красную книгу, которую когда-то изготовили ученики прошлых выпусков. Видимо, их это так тронуло, что на следующий урок окружающего мира моя копилка пополнилась ещё несколькими самодельными «красными книгами». В результате дети выполняли проект «Мой домашний питомец». Те, у кого не было домашнего животного, писали о своей мечте, а некоторые выполнили проект о трогательной дружбе тигра Амура и козла Тимура. Конечно же, такие проекты ребёнку трудно выполнить без помощи взрослых, но использование данного метода эффективно.
Стараюсь в душу детей вложить любовь и заботу о природе, а в их головы – экологическое сознание. Каждый год проводится операция «Кормушка», где ребята мастерят домики для птиц из бросового материала, развешивают их, заполняют кормом, подкармливают птиц в течение зимы. Ценно то, что работа проводится в группе, ребята учатся взаимодействовать между собой. По отзывам детей, эта операция приносит им большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. Результат операции – развитие добрых чувств и желания прийти на помощь братьям нашим меньшим.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра обязательно даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско - патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как источник и средство духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Государственная политика по данному направлению сегодня уделяет всё больше и больше внимания.
Возможно, что благодаря таким школьным мероприятиям, школьники, в недалёком будущем ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать всё лично от себя зависящее для сохранения и преумножения достоинства нашей страны.

Прикрепленный файлРазмер
1.png368.84 кб
по ГПВ готово.pdf3.07 Мб

Комментарии

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников! Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».
Ведь именно, ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно и крайне сложно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Очень интересно представлен опыт работы. Взяла себе на заметку. Спасибо!

Тимофеева Т.Б.