SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Одарённые дети

IMG_3033 IMG_3121 IMG_3132 IMG_3157  ребенок 1 2 3 123

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь – предела познания нет!

Фирдоуси (персидский и таджикский поэт 940–1030 гг.)

Одарённость казалась раньше явлением необычным, редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей вундеркиндов. Одарённость можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая ростки удивительных способностей, талантов к жизни. Под одарённостью ребёнка понимают более высокую восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления, чем у его сверстников при равных условиях.
На мой взгляд выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления, анкетирования и т.д. Это позволяет определить траекторию их развития, учесть индивидуальные особенности и построить правильную работу с ними, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались.
Хочется отметить, что в каждом выпуске есть дети, отличающиеся от остальных ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры, особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной области. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу.
В какой области одарённый ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Главный принцип: "Не навреди"! Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Работая с одарёнными детьми, могу сказать, что рядом с ребёнком должен оказаться умный, внимательный наставник, который способствовал бы развитию таланта, научил бы ребёнка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Я веду кружок «Почемучка», где учащиеся могут проявлять свои способности. Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены на развитие интеллекта детей, развитие вариативности мышления. Велика и роль родителей. Это замечательные, понимающие люди, хорошо знающие своего ребёнка и умеющие услышать и поддержать своего учителя.
Мои ученики охотно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх, соревнованиях, олимпиадах. И мой, совместный с родителями и учениками труд, даёт свои плоды.
По доброй традиции в нашей гимназии ежегодно в конце учебного года проводится праздник «Одарённый ребёнок», где победителей и призёров различных уровней олимпиад, конкурсов, научно-исследовательских конференций награждают ценными подарками и грамотами.
Детская любознательность многогранна. При воспитании одарённого ребёнка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям –«любознательность», а затем – в «познавательную потребность». Хочется верить, что в среднем и старшем звене дети раскроются ещё больше, а после школы станут успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.