
Резюме педагога-психолога МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района города Казани Парфишиной Анны Сергеевны.
«Психологическое правило гласит,
что если внутренняя ситуация
не осознается,
она превращается во внешние события,
подобные судьбе.»
Карл Густав Юнг
Высказывание известного австрийского ученого-психолога очень кстати подходит для определения цели деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. Педагог - психолог выполняет роль наблюдателя и в определенном в смысле доктора в вопросах душевно-психологического состояния обучающихся, а так же их окружения-учителей и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, основного и среднего общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить реализацию основных компетенций.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность периодически приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного психолога.
Принципиально по-новому ставится цель обучения: психическое и творческое развитие личности на основе способности к самореализации.
Сформировавшаяся за последние десятилетия психологическая служба в отечественной системе образования обладает достаточным потенциалом, позволяющая осуществлять анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которая она предоставляет для обучения и развития школьника, а также требований, предъявляемых к его психологическим возможностям и уровню развития; устанавливать психологические критерии эффективности обучения и развития учащихся, разработке и внедрении определенных мероприятий, формы методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития.
На основании вышеперечисленного, сформировалось мое профессиональное кредо: «Научить может только тот человек, который в каждый момент времени открыт и готов к получению новых знаний и опыта».
Приступив к обязанностям педагога - психолога в МБОУ «Лицей №5», мне сразу стало очевидно, насколько мне повезло. Здание лицея буквально пропитано лицейской жизнью. Старинные крепкие стены здания неустанно хранят эту жизнь, помогают нам лучше понять и ценить настоящую дружбу и любовь, верить в будущее, передавая эстафету поколений.
Благодаря дружественно настроенному коллективу, администрации лицея, мне удалось в короткий срок стать частью образовательного организма под названием Лицей №5. Принцип моей деятельности в лицее можно выразить при помощи следующей схемы:
В основе моей работы лежат принципы гуманистической психологии.
Важнейшими направлениями моей деятельности в лицее является:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями учащихся.
3. Работа с педагогическим коллективом лицея.
4. Кружковая деятельность.
5. Проект «SаМоSтоятельные дети.
6. Классное руководство.
Самым важным в деятельности педагога-психолога является работа с учащимися, которая включает в себя коррекционно-развивающую, консультативную, просветительскую работу и диагностическую деятельность. На мой взгляд, залогом успеха деятельности психолога является правильный баланс всех этих элементов психологической работы.
Одно из наиболее сложных и в то же время увлекательных направлений психологической деятельности можно назвать коррекционно-развивающую работу. Проводимая мной работа в данном направлении в рамках лицея имеет название «Я – личность». Основной задачей психолога в коррекционно-развивающей деятельности – является повышение познавательной активности детей и помощь в развитии основных психических процессов, и самое важное - коррекция эмоционально-личностного поведения, развитие произвольной регуляции деятельности и коммуникативных навыков. Формы, методы и приемы коррекционно-развивающей деятельности в каждом случае определяются видом нарушения, индивидуальными особенностями, склонностями и потребностями ребенка. В данной области деятельность психолога можно сравнить с работой детектива или же следователя. К каждому ребенку и к ситуации, которая возникает в процессе работы стоит подходить с крайней тщательностью и трепетом, ведь на кону может быть не просто потеря контроля над ситуацией, а вероятно чья-то сломанная судьба. Неправильная установка, направление, полученное от психолога, может коренным образом изменить жизнь человека. В процессе коррекционно-развивающей деятельности я использую элементы из различных направлений: телесно-ориентированной терапии, арт-терапия, сказкотерапия.
На мой взгляд, эти методы позволяют бережно, не задавая лишних вопросов, соприкоснуться с внутренним миром ребенка.
Главная моя цель - достижение более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности.
Я стремлюсь к такому результату, при котором личность приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной. Личность становится устойчивой к манипуляциям других людей и сама способна обходиться без манипуляций, другими словами, она учится стоять на собственных ногах.
Моим любимым методом, как в коррекционно-развивающей деятельности, так и в диагностических целях являются метафорические карты. Работа с метафорой, которая уже давно и эффективно используется в психологии, нашла свое концентрированное выражение в относительно новом методе «Метафорические карты». Метафорические карты – это набор картинок с изображениями людей, житейских ситуаций, пейзажей, животных, предметов быта, абстракций. В процессе консультирования карты позволяют ребенку найти образ, который бы соответствовал его переживанию, проблеме или симптому. Ассоциации с определенным образом помогают быстро выйти на глубинную (истинную) проблему ребенка, разобраться в психологических причинах происходящего, найти решения в сложных жизненных ситуациях.
Метафорическая работа с проблемой дает ребенку ощущение безопасности, снижает контроль сознания и существенно облегчает работу с подсознательными конфликтами. Метафорические карты используют один из универсальных механизмов коррекции и диагностики и поэтому широко применяются в разных психологических подходах. Метод рассчитан на работу с детьми и взрослыми и позволяет решать широкий круг психологических проблем.
Правильно поставленная консультативная и просветительская работа так же является залогом успеха психологической деятельности. В нашей стране, к сожалению, нет традиции обращения за квалифицированной помощью психолога. Взамен этого существует стереотип, о бесполезности данной профессии. Единственным методом борьбы с данным предположением или даже заблуждением является консультативная и просветительская деятельность. Я стараюсь уделять внимание каждому случаю, ситуации, которая возникает в стенах нашего лицея и носит психологическую подоплеку.
Если проследить динамику обращений учеников и их родителей за период моей профессиональной деятельности, можно с уверенностью сказать о росте доверия и увеличении желания разрешить ту или иную ситуацию при участии психолога. Размышляя над этим вопросом, я пришла к выводу о влиянии на рост посещений, выходы в классы и родительские собрания, выступления по психологической тематике перед детьми и их родителями. Я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах и планирую дальнейшее продвижение доверия к психологической службе в моем лице. На данный момент разработана авторская программа «Родительский всеобуч» направленный на проведение психолого-просветительских семинаров с элементами тренинга среди родителей обучающихся лицея. В программе «Я - родитель» сочетаются разные направления деятельности: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы программы «Я – родитель».
В октябре и ноябре 2016 года были проведены тестовые семинары направленные на изучение интереса и желания посещать такого рода мероприятия родителями, которые показали устойчивый интерес и посещаемость.
Далее хотелось бы осветить работу с педагогическим коллективом по программе «Я - учитель». В связи с большими реформами в системе образования. Для деятельности педагога-психолога в лицее, открывается все больше возможностей и направлений работы. Одно из направлений работы школьного психолога, является: работа с педагогическим составом лицея.
С переходом на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты в обучении, мы можем наблюдать необходимость работы с педагогами не только как самостоятельное предпочтение, а как обязательную составляющую всего образовательного процесса.
Первой составляющей является раздел консультирования: консультация педагогов по вопросам оптимизации организации учебного пространства, поддержке благополучного психологического климата в классе, поиск индивидуального подхода к учащимся, оказание психологической помощи и поддержки в организационных вопросах, профилактика эмоционального выгорания.
Диагностический раздел представляет из себя необходимый инструментарий методик «Оценка агрессивности педагога» – тест А. Ассингера, «Индивидуальный стиль педагогической деятельности» - тест А.М. Марковой и А.Я. Никоновой, «Способность педагога к эмпатии» - тест И.М. Юсупова, «Доминирующая стратегия поведения личности в конфликтной ситуации» - тест К. Томаса.
Тренинговый раздел состоит из различных тренингов: сплочение коллектива, умение оказать коллегиальную поддержку, коммуникация. А также из различных деловых игр, фестивалей, выставок (инновационные педагогические идеи, приемы повышения мотивации учащихся, конкурсы творчества).
Раздел профессиональных обсуждений представляет собой, круглые столы и семинарские занятия для повышения уровня психологической грамотности учителей, обмена коллегиальным опытом, поиск необходимых решений для реализации каких-либо проектов.
Хотелось бы обозначить важность работы психолога с учителями в образовательном учреждении. Так как эта работа способствует повышению качества образовательных услуг, снижает вероятность профессионального выгорания и оказывает эффективное воздействие на установление нормального, здорового эмоционально-психологического климата в профессиональной среде.
В феврале 2016 года я участвовала в III Республиканской образовательно-практической конференции для педагогов-психологов, специалистов ППМС центров: «Диалог в рамках сотрудничества» на тему «Осторожно: высокое напряжение или как не сгореть на работе». На мой взгляд, данная тема очень актуальна при работе с педагогическим составом, так как среди учителей данная проблематика является крайне актуальной.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - состояние физического, эмоционального и мотивационного истощения, при котором страдает продуктивность в работе, возникает чувство усталости, бессонница, повышается риск соматических заболеваний. Так организм защищает нас от чрезмерных нагрузок и стрессов.
Подобный синдром не редкость в среде учителей. Ощущение того, что возможности реализовать себя в профессиональной сфере отсутствуют, тоже может стать причиной выгорания.
Эмоциональное выгорание - не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. И гораздо легче его предупредить, чем лечить.
В рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания среди педагогического коллектива периодически мной проводится работа направленная на профилактику данного синдрома. В своей деятельности я использую занятия с элементами тренинга, в которых используются следующие упражнения:
1. Тест "Умеете ли вы уберечь себя от стресса"
2. Тест "Трудоголик ли вы?
3. "История-напутствие".
4. Упражнение «Баланс реальный и желательный».
5. Упражнение «Ценности жизни».
6. Сказка про эмоциональное выгорание.
7. Упражнение «Чему Я научился».
Следующим направлением моей деятельности является кружок «Увлекательная психология» через который, ученики погружаются в мир психологии, узнают психологические термины, работают над развитием личностных качеств, познают и знакомятся с миром эмоций. Целью кружка является познавательно-личностное развитие лицеистов. Формирование умения осуществлять различные умственные действия развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению, самоконтроля. Стремления отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Формирование таких психологических качеств и умений, которые помогут лицеистам не только усваивать учебный программный материал на предметных уроках, но и осознавать себя членом социума.
Программа кружка создавалась с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов и направлена на формирование универсальных учебных действий у обучающихся, в особенности регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
1) Групповые формы работы
2) Индивидуальные формы работы
3) Познавательно – развлекательные
Всего в течении учебного года проводятся 72 занятия по 4,5 часа в неделю, в которых ученик знакомиться с разными аспектами психологических знаний.
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Н.Г. Лускановой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Результатами кружковой деятельности являются:
1. снижение уровня школьной тревожности;
2. мотивация на саморазвитие;
3. повышение коммуникативной компетентности;
4. активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
На протяжении последних двух учебных лет я являюсь руководителем Республиканского антинаркотического проекта "SаMоSтоятельные дети" отряд «Юнистайл» МБОУ «Лицей №5». Республиканский антинаркотический проект на основе контрактного метода профилактики наркотизации детей школьного возраста «SаМоSтоятельные дети» успешно реализуется в системе дополнительного образования под патронажем Управления ФСКН РФ по РТ и Министерства образования и науки РТ.
Проект «SаМоSтоятельные дети» разработан с учетом опыта реализации шведского проекта «Smart». В настоящее время в Швеции он охватывает более 80% школьников в возрасте от 10 до 16 лет. Исследования подтверждают, что метод является эффективным в профилактике зависимостей и девиантного поведения. В результате на 40% уменьшилось потребление табачных изделий среди детей и на 50% сократилась проба наркотиков. В Швеции 30 % родителей, чьи дети участвуют в проекте, отказались от курения.
Цель проекта - предупредить или отложить на возможно более поздний срок первую пробу психоактивных веществ детьми школьного возраста, формируя сознательное отношение к своему здоровью.
Каждый год перед началом работы с детьми и родителями проводится разъяснительная работа о целях, задачах и механизмах реализации проекта "SаМоSтоятельные дети".
С участниками проекта проводятся тематические информационно-просветительские, культурно-развлекательные, развивающие мероприятия в течение учебного года, а также в каникулярное время.
Долгосрочный результат:
- снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ;
- распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровью.
Не менее важным направлением моей деятельности в лицее является классное руководство в 6В классе. Работу с детьми и родителями класса я так же стараюсь проводить с позиции психолога, которая проявляется в создании благоприятного психо - эмоционального климата в классе. За два года с детьми в роли классного руководителя для меня это стало больше чем просто работа. Каждый из 23 моих подопечных стал для меня частичкой жизни. Классное руководство не измеряется рабочими часами и к этому направлению нельзя отнестись с формальной позиции. Ведь, классный руководитель для детей, как вторая мама. Ежедневно я сталкиваюсь с нестандартными ситуациями, в которых я применяю не только психологические знания, но и в определенной степени житейскую мудрость.
При работе с детьми я использую демократический стиль управления. Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и учениками. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение детей по важным учебным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование класса по важным для них вопросам. Общение с учениками проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы детей.
На мой взгляд, развитие в детях духовных ценностей находится на том же уровне, по степени важности, что и усвоение учебных предметов. При проведении классных часов и внеурочных мероприятий я стараюсь максимально больше акцентировать внимание детей на этом вопросе. Ведь именно воспитание духовно-здорового, всесторонне развитого гражданина и является конечной целью образования.
Кроме основной трудовой деятельности я не забываю о своем личностном росте. На мой взгляд, современный человек должен вести активный образ жизни и всесторонне развиваться.
В 2015-2016 году я проходила повышение квалификации в «Тренинг центре» К(П)ФУ по направлению «Психологическое консультирование и групповая работа». Так же, я стараюсь не упускать возможности расширить свои знания и кругозор посредством семинаров, круглых столов и тренингов:
Дата, название мероприятия Тема Результат
08.12.2015-09.02.2016
Повышение квалификации по программе Частного учреждения культуры «Еврейский музей и Центр толерантности» «Интерактивные методы формирования гражданской идентичности обучающихся «Я – Россиянин»» Удостоверение о повышении квалификации
29.01.2016
I Городская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы психологичесокй2 службы в образовании» «Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации учеников 5-х классов» Диплом участника, сборник статей «Актуальные вопросы психологической службы в образовании »
29.02.-04.03.2016
III Республиканская образовательно-практическая конференция для педагогов-психологов, специалистов ППМС центров: «Диалог в рамках сотрудничества» «Осторожно: высокое напряжение или как не сгореть на работе» Сертификат
29.02.-04.03.2016
III Республиканская образовательно-практическая конференция для педагогов-психологов, специалистов ППМС центров: «Диалог в рамках сотрудничества» «Как помочь семье с трудным ребенком или как «затушить агрессию»» Сертификат
10.03.2016
Семинар «Поликультурное воспитание обучающихся в рамках ФГОС» «Поликультурное воспитание обучающихся в рамках ФГОС» Выступление в лицее.
21-23.03.2016
Семинар «Основы первичной профилактики зависимостей от психоактивных веществ в образовательной среде» «Основы первичной профилактики зависимостей от психоактивных веществ в образовательной среде» Сертификат
28-29.03.2016
Мастер-класс «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе с учетом требований ФГОС» «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе с учетом требований ФГОС» Сертификат
18.04.2016
Республиканский форум «Детство без насилия» «Детство без насилия» Сертификат
По приглашению участвую в роли психолога-эксперта в различных телевизионных программах. Веду частную психологическую практику. Публикую научные статьи по психологии.
Моим хобби в свободное время является писательство, в том числе сказки, которые впоследствии я использую в своей психологической деятельности.
Что бы оставаться в тонусе и не стать жертвой эмоционального выгорания на работе, я еженедельно посещаю занятия йогой, на которых нахожу свой внутренний баланс души и тела.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
педагога-психолога Парфишиной А.С..docx | 148.83 кб |
- Парфишина Анна Сергеевна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев