SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение опыта работы

Моя методическая тема «Педагогические возможности различных форм оценивания учебных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения с целью повышения качества образования на уроках английского языка»
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но этим функции контроля не ограничиваются, он имеет так же диагностическую и прогностическую функции и является мощным средством воздействия на личность обучающегося. Поэтому, проблему организации педагогического контроля следует рассматривать как составную часть модернизации Российской образовательной системы в целом.
Масштабные изменения в российском среднем образовании в XXI веке имеют ясно очерченную направленность. Они характеризуются все большим вниманием к личности школьника. Становится очевидным, что только активная роль школьника в обучении, субъектность его позиции могут обеспечить движение в этом направлении. Можно говорить о том, что основной тенденцией изменений в школьном образовании является превращение процесса образования в образовательный процесс, в котором учащийся выстраивает свой индивидуальный образовательный маршрут. Одним из главных требований стандартов второго поколения является формирование метапредметных навыков, в частности регулятивных универсальных учебных действий предполагающих умение обучающихся оценивать результаты своего труда.
Широкий спектр современных технологий позволяет в полной мере реализовать требования к системе оценивания. Существуют различные формы контроля обученности английскому языку: вводный, текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. Предлагаю вашему вниманию примеры того, как различные технологии позволяют мне реализовать мою методическую тему.
Игровые технологии
Игровые технологии характеризуются учебно-познавательной направленностью. На своих уроках я в основном применяю игровые технологии для текущего контроля речевых компетенций. Существуют различные виды игр: дидактические, игра-соревнование, игра-путешествие, ролевые игры, сюжетные, структурно-оформленные. При изучении темы Внешность организуется ролевая игра Кинопробы: для исполнения роли Золушки требуется актриса с определенной внешностью. Читая описание дети выбирают ту, которая подходит по всем параметрам. В старших классах наоборот, составляется фоторобот искомого человека.
Проектные технологии
Максимально проявить свою фантазию учащиеся могут при выполнении проектов, которые очень стимулируют познавательную активность. Поскольку главный лозунг проектной технологии: «Все из жизни, все для жизни», любой проект имеет практическую направленность.
Например в 4 классе при изучении темы Дом детям был предложен краткосрочный проект в качестве домашнего задания: Вы – агент по недвижимости. Вам надо подобрать квартиру для: Семьи с 5 детьми, бабушке с дедушкой, трем студентам. Вы должны предложить наиболее подходящий для каждого вариант. То есть перед детьми встает несколько задач: выяснить как живут данные категории людей, что для них важно при проживании, решить в какой форме они будут выполнять проект: рисунок, презентация, макет.
Языковой портфель
Европейский Языковой Портфель – это технология, позволяющая ученику самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении неродными языками , то есть это инструмент формирования регулятивных действий. Современные УМК предлагают готовые ЯП, но учитывая особенности класса, я адаптировала его, оставив основные разделы.
Раздел 1 – Языковой Паспорт– носит название «Языки, которые я знаю». В нем ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также уровень владения соответствующим языком.
Раздел 2 – Биография – называется «Мои успехи» и предназначен для самостоятельной оценки учащимися своего уровня владения неродными языками.
Здесь предлагаются контрольные листы для самооценки по четырем видам речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Таким образом яп позволяет наглядно представить компетенции учащихся в 4 видах речевой деятельности.
Раздел 3 – Досье – называется «Моя копилка».
С этим разделом Языкового портфеля, дети работают постоянно, начиная с первого года обучения новым языкам. «Копилка» – это специальная папка, в которую дети складывают продукты своего труда – результаты деятельности по овладению неродными языками, которые они хотели бы сохранить и показать другим. Это могут быть картинки с подписями на неродном языке, письменные задания, письма от друзей или родственников на неродном языке, фотографии, тетради для контрольных работ с оценками и т. д. Каждый год папка пополняется новыми материалами по выбору ученика, которые могут время от времени пересматриваться.
Рейтинговая накопительная система
Тем не менее при наличии опыта использования всех этих технологий у меня возникали трудности. Я нахожу, что существующая пятибалльная система оценивания не может в полной мере отразить истинного уровня овладения компетенциями. Ведь 5, полученная за домашнюю работу сделанную с родителями и 5 за письменную контрольную с классе, имеют разный вес. А
бывают такие случаи, ребенок проявил титанические, не свойственные для себя усилия над выполнением задания, но по сравнению с результатами отличника их результат не кажется таким высоким. Тут и возникает впечатление о несправедливости оценок. Особенно остро воспринимается всякая негативная оценка.
Таким образом, тема была продиктована опытом моей педагогической деятельности. Изучая методическую литературу я встретилась с таким понятием как рейтинговая накопительная система. Исследовав материалы, я решила внедрить эту систему в своей работе
Возможные риски
Но начав внедрять систему на практике я столкнулась с рядом проблем.
1. Главная проблема – недостаток измерительных материалов для контроля. В данную систему гармонично списывается тестовая технология: тесты позволяют качественно и объективно оценить уровень владения знаниевым материалом. С помощью тестом можно регулярно проводить мониторинг качества обученности по 4 речевым компетенциям. Но в арсенале учителя явно не хватает измерителей метапредметных компетенций, надпредметных навыков.
2. Фиксация каждого действия учащегося требует значительных усилий со стороны учителя, пришлось разрабатывать материальную базу: шкалы, матрицы, проектирование содержания тематических блоков-модулей;, создание технологических карт-прогнозов; оформление бланков учета успеваемости для учителя и учащихся;
3. Возникают противоречия при самооценке обучающихся. Они отчасти обусловлены недостатком у ученика информации о деятельности других учеников, отчасти сложившейся системой авторитетов и другими стратометрическими параметрами класса, отчасти различием во взглядaх на понятия лучше-хуже, у разных учеников, подкладывающих под это сравнение разные основания.
Тем не менее. Пройдя этап изучения, я нахожусь на этапе внедрения.
Результаты
Поскольку система разработана с целью повышения качества обученности, для определения качества обученности языковым компетенциям я использую тесты по всем 4 видам речевой деятельности. Графическое сохранение результатов позволяет наглядно продемонстрировать учащимся и родителям, а главное мне, на какие моменты следует уделить внимание.
Сравнительный анализ работы за последние 3 четверти (с момента введения систему в работу) показал пусть небольшое, но повышение качества …
Рейтинговая система обладает ни с чем не сравнимой гибкостью. В список оценки достижений могут быть включены и неучебные результаты, важные на данный период для статyса или развития школы. При планировании учебной деятельности на определенный период я делаю акцент на той или иной деятельности: например в период предметных олимпиад повышается рейтинг за выполнение дополнительных заданий по предмету, а во второй четверти при планировании ежегодных школьных Пушкинских чтений – участие во внеклассных мероприятиях, публичные выступления.
Главное преимущество данной системы на мой взгляд то, что оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика, родители с предвзятым отношением не могут противопоставит ничего фактам выполнения обязательных заданий; то что незнание не наказывается а стимулирует прогресс познания; ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки по определенным видам деятельности определены заранее.
Мониторинг качества обученности за 3 года моей работы в данной школе наглядно демонстрирует динамику развития.

В приложенной презентации вы можете ознакомиться с примерами использования вышеописанных технологий

Прикрепленный файлРазмер
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.pptx2.12 Мб