SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее!"

Гордимся прошлым – строим будущее
Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего.
М. Горький.
Когда я размышляю о прошлом, о его месте в нашей беспокойной и очень непростой жизни, часто вспоминаю Шекспира с его знаменитым гамлетовским вопросом: «Быть или не быть...» 400 лет назад не стало величайшего драматурга, а мы его не только помним, мы по-прежнему любим его произведения, которые мне, учителю английского языка, посчастливилось читать в подлиннике. И каждый раз, со школьной скамьи ещё, я надеюсь, что Ромео и Джульетта останутся вместе, победят саму смерть, а Гамлет, принц Датский, гениально сыгранный Владимиром Высоцким, не погибнет в конце пьесы… Так я понимаю великую силу искусства.
В моём сознании навсегда соединились Гамлет, Владимир Высоцкий и Борис Пастернак, написавший пронзительное стихотворение, которое начинается словами: «Гул затих. Я вышел на подмостки…» Подмостки… Сколько людей поднимались и спускались с громадной сцены мировой истории… Сколько великих имён писателей, поэтов, художников, учёных дошло до нас и как важно понимать, что именно на учителе, которому доверено формирование детской души, лежит ответственность за то, чтобы не прерывалась связь времён: мы должны передать своим воспитанникам ту любовь к мировой культуре, которую когда-то передали нам.
Гордость – сложное чувство, особенно если речь идёт о том, что испытываем мы, ощущая себя частью не только огромной страны, России, но целого мира. Мы и наши дети – наследники мировой культуры. И, безусловно, знание иностранного языка открывает огромные возможности для её освоения.
Моё кредо: «Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит свое отражение». А ведь прекрасную душу формирует именно искусство.
Прошлое связано не только с величайшими достижениями в искусстве, с гениальными открытиями учёных, но и с языковой культурой, которая формировалась в течение столетий. Я считаю, что задача учителя иностранного языка – воспитать у обучающихся уважение к языку, к его чистоте. Для меня непреложной является истина: языковая культура – часть общей культуры человека. Именно язык является основой национального самосознания, в языке отражается нравственность, уважение к родной культуре и культуре других народов, а значит, к их истории, к прошлому, которое всегда лежит в основе будущего.
Чтобы будущее состоялось, нельзя забывать о том, что не должно повториться. Я вновь убедилась в этом после разговора с пятиклассницей, которая после линейки, посвящённой 70-летию Нюрнбергского процесса, и просмотра документального фильма с использованием хроники подошла ко мне и спросила: «А Вы уверены, что нам нужно это показывать?»
Да, я уверена!
Мне, как человеку, воспитанному в советской стране, в то время, когда были ещё живы многие участники войны, приходившие к нам на Уроки мира, страшно смотреть, как молодые люди сегодня, 70 лет спустя после 9 мая 1945 года, кичатся нацистской символикой на одежде, провоцируют межнациональную рознь…
Да, они не пели в детстве: «Аист на крыше – мир на Земле». Но ведь слушали же горькие песни о войне Виктора Цоя…
И снова вспоминается Гамлет: «Век вывихнут…»
Да, простых времён не бывает, но учитель, как и 400 лет назад, по-прежнему призван вести за собой. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ребята выбрали правильный путь – «быть», чтобы они выросли достойными гражданами своей страны с её великой историей и культурой и чувствовали себя частью огромного и прекрасного мира, за будущее которого они несут ответственность перед своими потомками.