SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Представление опыта работы учителя физической культуры 1 квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1

IMAG1603

Представление опыта работы учителя физической культуры 1 квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 175» Советского района города Казани.
Определяющим фактором формирования моего педагогического опыта стало резкое снижение уровня здоровья подрастающего поколения. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены от уроков. Заболевания самые разные - от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. Анализируя результаты ежегодной диспансеризации учащихся школы , я отметил, что чуть больше 30% из них являются здоровыми. Не секрет, что в процессе обучения число здоровых детей уменьшается к концу 11 класса. На первое место выходит нарушение осанки, отмечается рост такого серьезного заболевания как сколиоз. Сегодня каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья. Поэтому проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Я считаю, что главной целью современного образования в области физической культуры является воспитание человека, умеющего ценить и сохранять свое здоровье, способного физически самосовершенствоваться.
Поэтому условием обновления содержания уроков физической культуры считаю поиск таких форм и методов обучения, которые воспитывали бы в личности убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Теоретической основой в поиске новых методов и приемов педагоги-ческой деятельности для меня стали работы Абаскаловой Надежды Павловны и Седых Нины Викторовны, которые ведут исследовательскую работу в области формирования в личности потребности в здоровом образе жизни.
Размышляя о современном уроке физической культуры, я определил для себя некоторые ведущие направления:
• изменение роли ученика в уроке: сделать его активным участником процесса обучения;
• формирование у учащихся критического отношение к себе, к своему здоровью;
• воспитание новых волевых и моральных качеств учащихся;
• формирование у учеников стремления к самосовершенствованию;
• использование современных информационных, компьютерных, интерактивных технологий на уроках физической культуры;

Я считаю, что реализация этих направлений дает возможность осуществить основную идею моей педагогической концепции:
«Урок физической культуры - это способ формирования личности, от-носящейся к своему здоровью и здоровью окружающих как к важней-шей социальной ценности»
Моя концепция реализуется через следующие этапы:
Этапы определялись с учетом возрастных особенностей учащихся
1. Начальная школа:
На данном этапе я решаю следующие задачи:
• формирование у учащихся начальной школы общих представлений о физической культуре, её значение в жизни человека;
• обучение элементарным способам самоконтроля за физическим развитием и физической подготовленностью.
2. Основная школа
Решаются следующие задачи
• углубление основ знаний о физической культуре;
• воспитание толерантности;
• создание представлений о способах физического совершенствования в целях укрепления здоровья;
• развитие навыков самоконтроля, ответственности за своё здоровье;
• изучения культурно-исторических основ физической культуры.
3. Старшее звено
• воспитание сознательного самоконтроля и ответственного отношения к своему здоровью;
• формирование и развитие понимания своей социальной значимости.

Я уверен, что каждый учитель в арсенале имеет интересные приемы работы, которыми он пользуется на своих уроках. Для того, чтобы заинтересовать детей предметом, я начал поиск методик и технологий, которые помогли бы научить детей верить в себя. Я стараюсь так планировать учебную деятельность, чтобы помочь учащимся как можно полнее проявить свои способности, развивать самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.
Каковы же приемы, позволяющие реализовать основные направления моей педагогической концепции?
Не секрет, что дети любят задавать много вопросов, но порой у нас педагогов не всегда остается время ответить на все « зачем?» и « почему?». На уроке, особенно в начальных классах, я провожу игру «Время Почемучек». Для этого я использую «Копилку вопросов», которую пополняют ученики. Каждый урок у учеников есть возможность выбрать из копилки любой вопрос и получить на него ответ. Этот прием позволяет привить учащимся интерес к предмету, позволяет изменить роль ученика на уроке, сделать его активным участником учебного процесса. В качестве домашнего задания ученики могут получить найти ответы на эти вопросы.

Для того, чтобы воспитать в своих учениках навыки самоконтроля, умение ответственно относится к своему здоровью я предлагаю своим ученикам вести дневник здоровья, в котором учащиеся самостоятельно отслеживают уровень своего физического здоровья и свои спортивные достижения. В начальной школе работа над дневником ведется под девизом: «Мои рекорды, мои победы». Каждый ученики ставит себе цель месяца, например, каждое утро делать зарядку, научится отжиматься и т. д. В конце месяца ребята делятся своими достижениями с одноклассниками. Этот прием работы помогает моим ученикам развивать в себе такие качества, как волю, выносливость, целеустремленность. В среднем и старшем звене дневник здоровья ведется под девизом: «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье». В этом дневники ученики отслеживают не только свои спортивные достижения, но и уровень своего физического развития, режим питания, состояние здоровья.

В среднем и старшем звене я практикую такую форму работы, как проблемные диспуты и беседы «Здоровым быть здорово!», которые помогают сформировать у учащихся умения выражать свою мысль, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей. Эти диспуты помогают углубить знания в области физической культуры и спорта, закрепить знания о способах физического совершенствования в целях укрепления здоровья.

Яркое впечатление остается у моих учеников от уроков- встреч «Школа жизни и успеха», где у ребят появляется возможность пообщаться со спортсменами, мастерами спорта, тренерами спортивных команд. Я убежден, что такие встречи помогают ребятам сформировать представление о спортивной жизни нашего города.

Как учитель физической культур я часто сталкиваюсь с проблемой освобожденных от уроков физкультуры учеников. Эту проблему я решаю через ряд творческих заданий, которые, на мой взгляд, могут быть интересными и полезными для моих учеников. Это сочинение сказки о спорте «Страна Спортляндия», «Приключения Барсика», составление кроссворда «Виды спорта», «Полезная и вредная еда», проектные задания: видеоролик «Моя утренняя зарядка», презентация, составление дорожной карты и другие формы.. Такие задания не только закрепляют знания о физической культуре и здоровом образе жизни, но развивают творческое начало у учащихся.
Одним из важных направлений реализации моей педагогической концепции является мониторинговая диагностика, которая позволяет отслеживать уровень физического развития учащихся. Такая диагностика проводится совместно с классным руководителем и медицинским работником. В диагностике физического развития учащегося используем аппарат «Армис» ,который определяет функциональное состояние и индивидуальные особенности ребенка. Данные исследования помогают мне выбирать те формы и методы учебной деятельности, которые позволяют улучшить физическую подготовку учащихся моих учеников. Ещё одним из элементов диагностики является паспорта здоровья. ( Мониторинг здоровья за последние 3 года)
Неотъемлемой частью реализации педагогической концепции является и внеурочная работа с детьми. Интерес ребят к этой работе является индикатором увлеченности физической культурой. Она создаёт предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха. Многие формы внеурочной деятельности стали в моей работе традиционными. Это ежедневная общешкольная утренняя зарядка, « Папа, мама, я – спортивная семья», агитбригада «Спортивный десант», Неделя спорта и здоровья «Олимпийская волна», Весёлые старты, Участие в спортивных соревнованиях: Кросс нации, Лыжня России. Очень важно, что в данных мероприятиях активность проявляют не только учащиеся, но и их родители. Также я являюсь тренером школьной команды по футболу. Несмотря на то, что нашей команде 3 года, у нас есть результаты- мы стали чемпионами города Казани в 2015 году во Всероссийском соревновании юных футболистов «Кожаный мяч» , 4 место по РТ. Мне приятно, что одним из показателей правильного выбора моей педагогической концепции является увеличение количества учащихся, вовлеченных в различные спортивные секции. Так, если в 2011-2012 учебном году спортивные секции посещали 20% учащихся, то на сегодняшний день это количество удвоилось.
Нет необходимости доказывать, что здоровье человека самая высокая ценность и наше современное общество, как никогда, нуждается в здоровом поколении. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности, чтобы с самого раннего возраста учащиеся ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Прикрепленный файлРазмер
развития физ качеств и двигательной активности на уроках фк и во внеурочной деят-ти1. (1).docx32.86 кб

Комментарии

Здоровье человека самая высокая ценность и наше современное общество, как никогда, нуждается в здоровом поколении. Спорт – это смысл жизни. Спасибо за Ваш труд! Желаю удачи!

Желаю творческих успехов. Вы - молодец.

Быть здоровым – модно! Успехов Вам и новых творческих идей!

Желаю Вам новых идей в вашей деятельности и творческих побед!

Хакимова Мадина Сагидулловна