Опыт работы классного руководителя
Взяв классное руководство в 5-м классе с 1 сентября 2012 года я, наверное, как и каждый учитель, озадачилась вопросами: “Сложится ли наша новая школьная семья? Какими будут наши отношения?” Я, как классный руководитель, в своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся придерживаюсь следующих принципов:
• Искренность и доверие в отношениях с детьми;
• Совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
• Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;
• Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
• Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии;
• Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
• Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
• Уважение личности ребёнка;
• Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
• Разумное сочетание любви и строгости.
Воспитательный план спланирован и ведётся по 8 направлениям:
• Гражданской–патриотическое воспитание;
• Духовно – нравственное воспитание;
• Интеллектуальное развитие;
• Художественно – эстетическое воспитание;
• Трудовое воспитание;
• Спортивно–оздоровительное воспитание;
• Профилактика асоциального поведения;
• Работа с родителями.
Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
• Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
• Создание условий для формирования личности каждого учащегося;
• Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся;
• Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе;
• Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
• Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
• Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
• Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, когда 5-ки пришли ко мне, я уже хорошо знала каждого ребенка и его семью. Так как учу их английскому языку с шестилеток, к тому же я являюсь родителем своего класса. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я провела несколько тестирований детей по анкетам и тестам, а также аналогичную работу с родителями детей. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику).
Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у нескольких ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. «Нельзя создать воспитывающий детский коллектив в школе, где кроме уроков дети ничем не заняты – нужна совместная внеурочная деятельность, которая вызывает обмен мнениями, способствует возникновению различных отношений между ее участниками, приводит к общим переживаниям».
Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.
Стадии формирования классного коллектива:
I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.
III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.
Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале каждого учебного года проводятся выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят предлагает свою кандидатуру на тот или иной пост. На следующий день у нас проходят выборы. После выборов провожу собрание (коллегию) на котором мы решаем вопросы текущего года, составляем план внеурочной деятельности, передавая некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства в классе, по школе, в столовой; проверка дневников; функции АХЧ; работа библиотекарей, техников (подготовка ТСО к урокам или внеклассным мероприятиям); редколлегия; объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). В результате формируется классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя становление в течение нескольких лет, с каждым годом становится лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но не всегда это удаётся, тогда приходится вмешаться и классному руководителю с советом. Но иногда, я не вмешиваюсь, а занимаю пассивную позицию, чаще тогда, когда считаю, что они должны справится без помощи взрослого, чтобы в трудных ситуациях каждый из ребят класса смог найти поддержку у одноклассников, и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения.
На классных часах предметом самого серьёзного обсуждения становится более актуальный вопрос отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке отражаются успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволяет повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывается понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относится к учёбе. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
Для жизнедеятельности классного сообщества существенное значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Мои ребята – активные участники всех школьных дел, интеллектуальных и творческих конкурсов. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий работает на сплочение классного коллектива.
Вот уже четвёртый год мы всегда занимаем призовые места, а благодаря родителям учеников (с первого класса!) мы всегда на 1 месте по сбору макулатуры!!!
На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов выбираются как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста. В связи с реализуемыми целями и задачами воспитательной работы класса были выбраны и темы классных часов:
· «Учимся сотрудничать»;
· «Нелегко жить дружно»;
· «Этикет на каждый день»;
· «Жить в мире с собой и другими»;
· «Умеем ли предотвращать и разрешать конфликты;
· «Моё место в классном коллективе»;
· «Азбука поведения или разговор о воспитанности»;
· «Толерантность»;
· «Трудности взаимоотношений в подростковом возрасте»;
· «Как научиться быть ответственным за свои поступки»;
· «Мои учебные успехи».
Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Построить воспитательную работу в классе без сотрудничества с семьей невозможно. Влияние родителей на ребёнка сильнее всех других воспитательных воздействий…Смогут ли родители стать моими помощниками? Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми.
Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знали бы, как трудно создавать это единство! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу… Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!
И поэтому, главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Вся моя деятельность, как классного руководителя с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
• Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
• Психолого-педагогическое просвещение родителей;
• Взаимодействие с родительским комитетом;
• Совместная деятельность родителей и учащихся – сотворчество.
Сегодня я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений.
При каждой встрече с родителями детей я говорю «наши дети…, наш/наша..», « Спасибо вам за то, что доверяете мне своих детей. Они золотые, я их очень люблю. Ваши дети стали и моими детьми. А значит все радости и огорчения у нас с вами общие», - такими словами начиналась моя первая встреча с моим классом.
Главной целью в работе с родителями ставлю:
- максимальное сближение интересов родителей и учителей-предметников по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Задачи:
- повысить компетентность родителей в области воспитания детей, повысить педагогическую культуру родителей;
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;
- предоставлять разносторонние возможности для проведения совместного досуга родителей с детьми;
- мотивировать родителей на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
Самая распространённая форма работы учителя с родителями – это родительские собрания.
Актуальными темами родительских собраний являются:
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы. Союз семьи и школы»;
«Гуманизация семейного воспитания. Возрастание роли семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности»;
«Роль родителей в физическом и нравственном воспитании школьников»;
«Родителям о роли общения в жизни подростков»;
«Поддержка родителей в подготовке к успешной сдаче ОГЭ».
В своей работе использую следующие формы и методы совместной деятельности родителей и учащихся по различным направлениям:
1. Воспитание нравственной культуры:
• беседы о культуре поведения в общественных местах, о взаимоотношениях юношей и девушек;
• диспуты по вопросам морали и нравственности;
• традиционные вечера;
• деловые игры;
2. Воспитание эстетической культуры:
• рассказы, беседы, обсуждения, дискуссии о просмотренных спектаклях, фильмах, прочитанных книгах;
• музыкально-театральные вечера;
• совместные экскурсии по городу, в музеи, театры, цирк.
3. Воспитание физической культуры и здорового образа жизни:
• туристические походы, «Дни здоровья» - один раз в год;
• экскурсии на природу;
• спортивные игры.
4. Воспитание трудолюбия и профориентация:
• беседы о выборе жизненного пути;
• встречи с представителями различных отраслей и профессий.
Эти направления, формы и методы работы с родителями учащихся способствуют созданию благоприятной среды для организации школьного воспитательного процесса. Благодаря тесному сотрудничеству всех участников образовательного процесса в нашем классе нет ни одного учащегося, состоящего на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.
Огромную помощь в моей работе, как классного руководителя оказывает родительский комитет класса. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей класса ежегодно. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями, организации в классе мероприятий учебного и внеклассного плана. При непосредственном участии родителей в классе ежегодно проводятся различные мероприятия.
Разумное чередование разнообразных форм совместной деятельности приводит к тому, что дети и родители не бояться пойти на откровенный разговор между собой, все проблемы решаются сообща, в содружестве педагога, родителей и детей.
Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса..
Ребенок – это зеркало нравственной жизни общества, родителей и школы.
Для меня мой класс, как и для каждого из классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный.
Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др. В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.pdf | 846.58 кб |
- Низамеева Эльмира Вагизовна's блог
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии