
Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"
Гордимся прошлым – строим будущее
«Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане».
Я. А. Коменский
Говорят, педагогика – самое тонкое искусство, а учитель – труженик горячего цеха, где куётся ценнейший сплав знаний, убеждений, практического действия.
Вот уже 19 лет отдаю я своё сердце детям. Суть моего педагогического кредо в трёх заповедях: любовь к детям и безграничная вера в их возможности, непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы, сотрудничество с детьми и их родителями.
Главное в моей работе «гореть, а не тлеть», а иначе я не мыслю себя в школе. Поиск, инициатива и творчество являются моими обязательными спутниками на тернистой дороге учителя. Помнить педагогику прошлого, своих учителей, трудиться с полной отдачей, пополнять и обновлять свои знания – жить и работать в ногу со временем, и стремиться к светлому будущему вместе с детьми и их родителями.
Меняется жизнь, меняются люди, изменилось само время. Общество прогрессирует, если иметь в виду различные технические ноу-хау. Однажды на классном часе я рассказывала шестиклассникам о том, как проводили время их ровесники в далёких 70-х, 80-х годах, говорила, ностальгируя о тех временах, ведь то были воспоминания из моего детства. Мы толпой ходили в библиотеку, кино, катались на велосипедах, санках, пускали бумажные лодки по весенним ручьям, строили шалаши…. Мне казалось, что рассказ о том времени должен был вызвать сожаление, ведь сейчас нет той общей дружбы между детьми, нет общих походов в кино и общих игр. Вместо ожидаемой реакции, ребята стали задавать вопросы:
– А компьютеры тогда были?
– А планшеты?
Я ответила, что, разумеется, ничего этого в то время не было. Мой ответ вызвал неожиданную реакцию со стороны детей: «Какие мы счастливые, что живём в 21 веке!»
Я рада, что они ощущают себя счастливыми, но какая подмена ценностей! Нет, не было у нас ни компьютеров, ни 65 каналов спутникового телевидения, ни сэлфи, ни интернета, ни сотовых телефонов. Мы бежали всей толпой смотреть любимый мультфильм «Приключения кота Леопольда» в ближайший дом. Зато у нас у всех были друзья. Нам была доступна радость общения.
В 20 веке в 70-80-х годах ребята дружили целыми классами, на сегодняшний день всё больше индивидуалистов. Недавно, у нас была встреча одноклассников, мы пригласили свою классную руководительницу Боброву Любовь Александровну, заслуженного учителя, преподавателя русского языка и литературы. На её уроках мы сидели как завороженные, боясь пошевелиться, чтобы не пропустить ни единого слова. А сколько у нас было замечательных, впечатлительных, запомнившихся классных часов и мероприятий, и даже приключений вместе с Любовь Александровной! Мы все её помнили, любили, она выслушала в свой адрес много тёплых, душевных слов, слов благодарности за то, что дала нам крепкие знания, за достойное воспитание.
Выслушав нас, она с долей грусти сказала: «Я осталась прежней, я люблю свою работу, так почему же на уроке литературы сегодняшний девятиклассник позволяет себе сидеть передо мной, развалившись на стуле, со жвачкой во рту, и отвечаеть без стеснения, что он не готов к уроку».
Нет, она не изменилась. По-прежнему деятельная, с огромным чувством юмора, доброжелательная, ну а педагогического мастерства ей не занимать. Изменились ученики. На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Нравственные идеалы отошли в прошлое, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие – как часто сталкиваемся мы сегодня с этими негативными явлениями.
Встаёт вопрос – почему в век информатизации и компьютеризации общество, тем не менее, деградирует? Как остановить деградацию? Какова роль образования в современном обществе и каким должен быть педагог? Насколько значима роль педагога?
Помните фильм режиссёра А. С. Кончаловского «Первый учитель»? Главный герой, красноармеец Дюшен, относится к своей работе, как к своему предназначению, быть учителем – это миссия. С исступлённой жертвенностью он борется за то, чтобы все дети могли учиться. Сейчас этот фильм мало упоминается, почему?
Если вспомнить происхождение слова «пассионарность», то это пламя, пламенный. По Л.Н.Гумилёву, пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения. Если мы заглянем в становление педагогики как науки, то увидим немало учителей – пассионариев. Ж.Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлииский, список можно продолжать. Это – выдающиеся педагоги, которые вели просветительскую работу до конца своей жизни.
Да, в наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть современными гаджетами, методами и приёмами.
Да, только я думаю, это единственное отличие современного педагога от его предыдущих коллег. Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Учитель – пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист. Настоящие учителя – это всегда пассионарии, способные зажечь и повести за собой других.
Если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Потому что нелёгок в наше время труд педагога. Любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут молодому педагогу в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а зачастую и свои личные трудности. И здесь для преподавателя начинается выработка собственных подходов, личностных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога. И если у него нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог - это наставник, человек, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в школе.
Наши дети будущее государства. Демократизация педагогики предоставляет учителю все больше возможностей для творчества. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, я уверена, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог нашего века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
…Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».
Ради этого стоит быть учителем. Учителем прошлым, современным и будущим!
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
сочинение.pdf | 263.95 кб |
- Низамеева Эльмира Вагизовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев