SMI.KAZANOBR.RU

Описание опыта работы учителя географии МАОУ «Гимназия № 139» Приволжского района города Казани Пономаревой Расимы Идрисовны.

P1000927 P1010038 18

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми,
но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А.Дистервег
Пономарева Расима Идрисовна. Образование высшее профессиональное, Казанский государственный педагогический институт, 1992 год, стаж работы 30 лет, в данной гимназии 2 года, до этого работала в городе Нижнекамске учителем географии и заместителем директора по учебной работе. Моя методическая тема «Формирование когнитивной (познавательной) компетенции учащихся с использованием игровых и информационных технологий на уроках географии в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта».
Актуальность моей темы:
Мир сегодня меняется быстрее, чем когда-либо. Современная школа - это та стихия, которая поможет найти современному школьнику свое призвание в будущем. Школа активно меняется. И мне очень интересно не просто наблюдать за преобразованиями, но и быть их активным участником. Основная задача современного образования - «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010). На первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. В стандартах второго поколения выдвигаются требования к планируемым результатам обучения, которые конкретизированы до уровня учебных действий. Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии, которые выполняют интегрирующую функцию и обеспечивают формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми.
Цель моей педагогической деятельности:
- Создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для повышения качества географического образования и активизации творческого потенциала учащихся через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий.
Задачи:
- изучение методической литературы;
- изучение методов развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа;
- активное внедрение ИКТ в систему работы.
Научность:
В связи с этим в рамках реализации ФГОС мною разработаны учебные рабочие программы по географии для учащихся 5 и 6 класса, в которых сформулированы ключевые компетенции. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход, который дает содержательное и детальное описание внутренней структуры учебной деятельности – особой формы учебной активности личности, включающей ряд элементов: проблемную ситуацию, учебную ситуацию, учебную цель, учебно-познавательный мотив, учебную задачу, учебное действие, познавательный интерес, познавательную потребность, умение учиться, контроль и самоконтроль, рефлексию коллективно-распределенной деятельности. Специфика географии как предмета заключается в том, что он содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок, мне необходимо переработать большое количество различных источников. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Начиная с 5 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных технологий.
Реализация опыта:
На мой взгляд, одним из наиболее интересных и продуктивных средств достижения обозначенных задач является игровая деятельность на уроках географии, которые я преподаю. Почему?
Потому что игра:
- по своей природе нравится ученику, это стимул к деятельности;
- расширяет кругозор ребенка;
- способствует вовлечению каждого учащего в практическую деятельность;
- развивает такие качества как коммуникабельность, инициативность, находчивость, способствует творческому развитию;
- положительно влияет на формирование познавательных интересов.
Игра – занимательное мероприятие, осуществляемое на уроке. Но кажущаяся простота требует тщательной подготовки. Поэтому игровую деятельность, независимо от вида игры, необходимо разделить на этапы: подготовительный, непосредственно проведение игры и ее анализ. Каждый отдельный этап также формирует различные навыки у учащихся: умение разбираться в потоках информации, выбирать из нее наиболее важные и интересные детали, структурировать, систематизировать информацию; умение выступления перед аудиторией, работы с источниками; умение давать оценки деятельности себе и своим товарищам.
Я преподаю в 5 – 9 классах, поэтому использую следующие игры:
1. Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и другое.
Урок «Как древние люди представляли себе Вселенную?». Ученик – Аристотель представляет свою модель Вселенной и оценивает результаты работы учащихся. Посмотреть можно разработку этого урока на моем сайте: http://infourok.ru/user/ponomareva-rasima-idrisovna.
2. Карта – один из основных источников знаний предмета географии. Путешествие по карте – проверка картографических навыков и знание номенклатуры карты. Здесь можно привести много примеров, как мы с детьми на уроках совершаем эти путешествия, самым любимым познавательным элементом этой игры, когда ученики показывают объекты по пустой контурной карте – «игра вслепую». Идет формирование высокого уровня знаний, повышается качество знаний учащихся.
3. Рекламное агенство. Учащиеся составляют туристические буклеты, предлагают туры, используют любые формы представления и оформления (пантомимы, презентации, сценки).
4. Кроссворды и загадки.
5. Телеграммы. На уроке по теме «Земная кора» ученики разгадывают тексты телеграмм «марсиан», которые исследуют земную кору планеты Земля.
6. Фантастические рассказы и сказки. Урок по теме «Мир звезд» в 5 классе. Рассказ « Путешествие на ближайшую звезду Проксиму» позволяет ощутить реальные расстояния до звезд, учащиеся сами делают вывод, что они так далеки от нас и мир бесконечен. Урок по теме «Горные породы, слагающие земную кору» в 6 классе провожу по сказке, как Иван добывает ключ Земли, где дети быстро включаются в работу.
7. Заочные или виртуальные путешествия.
Приведу пример урока географии «Соседи Солнца» в 5 классе, где применяя игровую технологию, я для достижения целей и задач урока организую групповую и индивидуальную формы работы, которые способствуют повышению познавательного интереса к теме. При изучении новой темы дети работают в 4 группах, так как 4 планеты – соседи Солнца. Ставлю проблемный вопрос: Чтобы узнать, есть ли жизнь на планетах земной группы, что нам нужно знать? (Характеристику планет). Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие. Каждая группа получает лист-путеводитель про свою планету, который заполняют при помощи текста учебника, затем проговаривают результаты работы, в это время идет показ слайдов о планетах или видеофильм, проверяют правильность выполнения таблицы«Характеристика планет земной группы» по опорным словам. Какие формируются УУД: смысловое чтение, извлечение нужной информации(п), формирование умений работать с текстом учебника(п), формирование навыков сотрудничества(к), умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к). А при закреплении темы - тест, применяю самопроверку, где формируются УУД: формирование умений находить правильный ответ (п), ориентация в своей системе знаний(л), контроль и оценка результатов своей деятельности(л),
На своих уроках я активно использую современные средства информационных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Информационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Использование ИКТ на уроках географии имеет ряд преимуществ:
• Во-первых, это экономит время.
• Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
• В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
• В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с компьютером происходит индивидуально.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. На сайтах можно использовать интерактивные карты:
Погоды http://www.gismeteo.ua/map/catalog/
Интерактивные карты мира http://intermapsite.narod.ru/rossiia/
Интерактивная карта «Округа России» http://map-site.narod.ru/russia-3.gif
Политико-административная карта http://map-site.narod.ru/russia-4.jpg
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке открытия новых знаний, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания.
Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации PowerPoint и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет, а также создаю их сама. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация. Приведу пример использования программы Power Point при изучении темы « Внутренне строение Земли». В ходе урока ученики должны получить представления о строении Земли и процессах, которые происходят в каждом слое Земли. Программа позволила мне в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернета, мультимедийное пособие – виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она помогает слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать, а это психологически облегчает процесс усвоения. Все это сопровождается, по возможности, фотографиями, что позволяет получить представление о конкретных процессах проходящих в литосфере. Да и сам процесс работы на уроке ускоряется, учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свое мнение. Но помимо готовых электронных образовательных ресурсов мною создается собственная коллекция-копилка по различным темам и разделам школьной программы.
Еще один момент в моей работе – это привлечение детей к созданию собственных презентаций, где идет реализация творческих способностей, возможностей учеников, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими учениками собственным опытом. Также ученик приобретает опыт публичного выступления. Мои ученики выполняют научно-практические и творческие работы на компьютере в виде презентаций. (Смотреть в приложении)
Таким образом, использование ИКТ на уроке позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; повысить объем выполняемой работы на занятии; улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам. Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьный предмет, но и является необходимым элементом формирования знаний, умений и навыков, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с игровыми методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование такого подхода в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития.
Я рассматриваю обе эти технологии, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования.
Результативность.
В результате применения различных дидактических игр на уроках в сочетании с использованием ИКТ поддерживается высокое качество знаний учащихся – при 100% успеваемости, качество знаний по предмету составляет
- в 2013-2014 году – 85%,
- в 2014-2015 – 94%,
- 1 четверть 2015-2016 – 88%, 2 четверть 2015-2016 – 94%,
- самое высокое качество знаний у меня в 5, 6 классах, которые обучаются по ФГОС: 5 классы – 100%, 6 классы - 96%.
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает.
Моя педагогическая философия.
Найти и пробудить в ребенке ростки интереса к познанию, способность к творчеству, понять свои способности, помочь почувствовать свои крылья, создавать условия для развития индивидуальных особенностей моих учеников, чтобы каждый нашёл своё призвание.
Мое жизненное кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Прикрепленный файлРазмер
в Антарктиду!!!.pptx1.19 Мб