SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Путешествие на Северный Полюс

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с использованием ИКТв старшей группе
« Путешествие на Северный полюс»
Задачи:
 Формировать первоначальные представления о животном мире Арктики и приспособленности животных к обитанию в суровых условиях севера.
 Познакомить с климатическими условиями Арктики.
 Развивать любознательность, внимание, память, воображение, творчество.
 Развивать связную речь.
 Воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать природу.
 Формировать понимание, что для сохранения природы ее нужно беречь.
Материалы, инструменты, оборудование: мультимедийная презентация «Путешествие на Северный полюс», тазики с водой, лед для эксперимента.
Ход ООД:
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесем.

- Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия. Также хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки).
Воспитатель:
- Посмотрите на карту. Как вы думаете, почему полюс выкрашен в белый цвет? (Ответы детей) «Макушка» глобуса выкрашена белым неспроста. - самая северная часть света – Арктика (Северный полюс) или просто Север и снег лежит там почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Воспитатель показывает на глобусе, где находится Север. Что расположено вокруг Северного полюса? Льды и моря и очень холодный Северный Ледовитый океан. Они обозначены белым и синим цветом. Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных.
Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться в путешествие на северный полюс? (Да!) Тогда садимся на самолет и наше путешествие начинается! ( Слайд №2) .Садитесь поудобнее, пристегните ремни - взлетаем! ( Шум мотора). Ну вот, мы на Северном полюсе - в Арктике. (Слайд 3) Посмотрите, мы очутились в царстве снега и льда. ( Слайд 4). А это Северный Ледовитый океан, и он почти весь скован толстым крепким льдом и дальше мы поплывем на ледоколе. ( Слайд5) Почему лед не тает? (ответы детей) Потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лед такое солнце не может. Зимой здесь круглые сутки темно – ночь. Полярная ночь. В Арктике, бывает полярное сияние. Полюбуемся северным сиянием. (Слайд№ 6) Но на берегах Северного Ледовитого океана обитают разные животные. Вы когда-нибудь были на базаре? На базаре всегда много людей, там шумно, люди покупают, продают, приходят, уходят. Вот и на берегу Северного Ледовитого океана есть базары. Они очень шумные, вот только купить там ничего нельзя. Потому что базары эти – птичьи. ( Слайд № 7). На обрывистых скалах селятся, откладывают яйца и выводят птенцов множество разных птиц. Одни птицы прилетают, другие улетают, и все они громко кричат. Поэтому такие места называют базарами. В Арктике живут птицы, очень похожие на пингвинов – бескрылые гагарки. Несмотря на то, что Северный океан называется Ледовитым, в нем обитает много рыбы. ( Слайд 8) (треска, сельдь, лосось, палтус.)А вот проплывают киты( Слайд9.) Красивые, правда? Синий кит в несколько раз больше слона. (Слайд10)А это кто ? Отгадайте; У него клыки, как сабли, мех короткий, но густой. Угадайте – ка, ребятки, что за богатырь такой. (Морж). Моржей от холодной воды, льда и снега также защищает толстый слой жира. Ведь моржи рождаются на льдине! Морж малыш выживает благодаря тому, что ему тепло рядом с мамой. Моржи часто спят в воде, высунув голову через дырку во льду. У этих зверей большие бивни, которые иногда помогают им вылезать на лед. Они приспособлены к жизни в очень холодных условиях. А кто это там кричит? Правильно, это тюлень. ( Слайд 11).
Теперь мы отдохнем и погреемся: Физкультминутка. «О севере».
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди).
Воспитатель:
- Вот мы с вами размялись и отдохнули и согрелись. Плывем дальше. (Слайд №12). А вот и белые медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. У белого медведя очень густой мех, который не намокает в воде (почему?) и толстый слой жира. На лапах у него своеобразные теплые меховые «носки», которые позволяют ходить по снегу и льду. Осенью белые медведи роют в снегу берлоги, в которых зимой рождаются медвежата. Чтобы не замерзнуть, они прижимаются к маме-медведице. Все кого мы встретили приспособлены к жизни в очень холодных условиях.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, Почему белые медведи не мерзнут и выходят из воды сухими? (ответы детей)
Воспитатель:
Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде. (Проведение 1 опыта) (Слайд № 14).
Воспитатель:
- Для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. На столе - емкость с водой. Опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Воспитатель:
- Какой можно сделать вывод? Животные не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья или шерсть покрыты слоем жира. (Проведение 2 опыта)
(Воспитатель ставит перед детьми емкость с водой и предлагает каждому ребенку бросить в нее кусочек льда.)
Воспитатель:
- Что с ним происходит? (Дети пробуют «утопить» кусочки льда.) А где в природе можно увидеть плавающий лед? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море. (Воспитатель с детьми вспоминает, что на Земле есть места, где льдины плавают в морях в любое время года) Наше путешествие подходит к концу. Сейчас мы снова пересядем на самолет и вернемся в детский сад. Посмотрите, каких животных мы еще не встречали сегодня? Да, оленя и песца. (Слайд №16).А еще я хочу вам сказать , что некоторые из увиденных сегодня животных занесены в Красную книгу и охраняются государством т.к их осталось мало и их надо беречь! (Слайд 17) А теперь садимся на самолет и в обратный путь. (Слайд17) Вам понравилось путешествие?
Воспитатель подводит итоги ООД: ( Слайд 18)
- Что мы сегодня узнали нового? Кто хочет поделиться с нами и рассказать, что нового и интересного он сегодня узнал?
- Что такое глобус?
- Почему Северный полюс окрашен в белый цвет?
- Какие животные живут в Арктике? Где находится Арктика (На Северном полюсе).
- Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.)
- Кого можно встретить из животных в Арктике? (Полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову ,песца, белух, китов)
- Почему эти животные живут в Арктике? (Питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех делает их незаметными на снегу).
- Вы все молодцы!!!