SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ЭССЕ "Я – классный руководитель"

DSC_0123(1) 1(811)

Я – классный руководитель.
Первая мысль, которая появилась у меня после этой записи «Я – классный руководитель», двоякий смысл слова классный. С одной стороны это руководитель класса, с другой – руководитель, который очень хорошо (классно) выполняет обязанности руководителя коллектива. Поэтому очень приятно осознавать, что наша работа – работа классных руководителей имеет такое важное двоякое значение. Быть классным руководителем (в первом смысле этого словосочетания) большая честь, ответственность, гордость, обязанность нести, возложенную на нас ношу нравственного, психолого – педагогического воспитания подрастающего поколения.
Основная стадия формирования Человека начинается в школе. Дошкольное воспитание у кого – то происходит в домашних условиях, у кого – то в дошкольных учреждениях. Однако все они приходят в новый коллектив – первый класс и этот коллектив единомышленников существует в тесном контакте в течение долгих одиннадцати лет, по окончании которых – это уже практически взрослые люди со своими характерами, культурой общения и поведения, стилем одежды, желаниями, запросами, требованиями к себе и окружающим. Весь этот комплекс человеческих индивидуальностей формируется и корректируется, в том числе и в школьной аудитории, где основная роль воспитания принадлежит учителю. Каждая первая встреча со школьниками это два десятка любознательных глаз, ожидающих от учителя чуда – новых эмоций, состояний души, погружения в интереснейший мир новых знаний. Каждый учитель – предметник вкладывает в ученика свои знания. Но в вопросах нравственного, духовного и интеллектуального воспитания учащихся большая роль принадлежит классному руководителю. Чтобы воспитать, Человека в высоком смысле этого слова, необходима каждодневная внеклассная работа классного руководителя, включающая беседы на нормы этической морали, поведение, культуру общения с одноклассниками, взрослыми.
Осознавая, что воспитание школьников на поприще классного руководства очень многогранный процесс, хочу отметить три основных аспекта: интеллектуальное развитие, культуру общения и поведения, физическое развитие.
Интеллектуальное развитие, например, предполагает беседы об истории и перспективах развития современных технических систем, информационных технологий, кибернетических и биологических систем, генетики. Особенно интересно проходят встречи школьников с людьми старшего поколения. В частности, уже проведенные беседы о становлении ракетно - космической техники, о создании первых электронно - вычислительных машин, дальнейшие пути развития электронно – биологических и биологических вычислительных систем вызывают неподдельный интерес в детских умах.
Воспитанность школьника определяется этикой поведения, общим культурным уровнем, умением выслушать человека, умением аргументировано отвечать на его замечания, претензии, не умаляя его достоинств. Школьника надо готовить к тому, чтобы он был готов обсуждать вопросы литературы, был в курсе как прежних, так и современных тенденций в искусстве. Важно приучать школьников красиво и со вкусом одеваться, грамотно выражать свои мысли, быть ненавязчивым, но уметь отстаивать свою точку зрения. Здесь наиболее уместна китайская пословица: «Скажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать и я пойму».
Важная роль классного руководителя также заключается в привлечении школьников к спортивным занятиям. Повышенное внимание к информационным технологиям, доступность информации (телевидение, интернет) определило у современного поколения перекос в физическом развитии. Таким образом, в триедином комплексе духовного, интеллектуального и физического развития современного молодого человека, роль физического развития оказалась явно заниженной. Недостаток физического развития понимают и сами школьники. На встрече с президентом РФ Д.А. Медведевым в Казани на форуме «Россия - спортивная держава» школьники Казани подняли вопрос о необходимости увеличения количества часов физкультуры. Это, безусловно, положительный фактор, но увеличение на один-два часа занятия физкультурой в среднем учебном заведении не могут полностью решить такой аспект гармонического воспитания школьника, как физическое развитие.
Однако можно отметить следующие резервы их физического развития:
- пропаганда спортивного образа жизни в семье, активное привлечение родителей совместно с детьми к спортивным мероприятиям;
- повышение роли физического воспитания в школе, организация, хотя бы в рамках школы, соревнований типа лучший начальный спортивный класс, лучший старший спортивный класс, с переходящим кубком и т.п.;
- привлечение родителей, старшего поколения к занятиям спортом с детьми.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что мы учителя и классные руководители каждодневно должны направлять свой труд, свои знания на физическое, духовное и интеллектуальное развитие современной молодежи.

Прикрепленный файлРазмер
1(811).jpg20.15 кб