SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

"Я - учитель"

«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
(китайская притча)

Все начинается с детства. А детство с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.
Учитель - святое слово. И этим добрым словом вспоминаешь учителей, которые помогли тебе стать человеком. Свое призвание я начала ощущать еще в школьные годы. Уже тогда моим любимым занятием была игра в учителя. Но это скорее была внешняя мотивация. Я стала учителем. С большим уважением я вспоминаю свою первую учительницу. Она пришла в школу сразу после института, она была добрая и серьезная, счастливая и справедливая, умная и красивая, задумчивая и творческая. Я до сих пор помню ее на наших фотографиях. С уважением я вспоминаю всех учителей нашей школы и понимаю, что быть учителем непросто, сколько труда и терпения нужно было им, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели молодые люди.
Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.
Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители?
В далекой стране жил человек. Много детей у него было, да не все они его любили. Обижался человек, винил детей в злобе и хитрости. И обидевшись на них, ушел в страну для себя неведомую. Долго ли коротко ли ходил, а ноги его опять к дому привели. И увидел он сад цветущий, дома красивые, поля, возделанные и детей своих счастливых. Опять обиделся он на детей своих и поселился недалеко от них. Прибегали внуки к нему - он их не приветствовал, приходили дети, он на них обижался, не разговаривал с ними. А когда умер человек, все дети наконец-то пришли к нему и взрастили сад на могиле его с почтением и любовью.
О чём говорит эта притча?
Не сердитесь и не огорчайтесь, дети наши вырастут и без нас, но лучше будет, если мы будем рядом. Развиваться нужно не только нам, но и им.
Почему они должны мудрости набираться через наше твердое слово? Они сами должны учиться определять, где плохо и что хорошо.
Запомните! У каждого свои взгляды и свои понятия о хорошем и плохом. Мы видим это по-своему, дети видят по-другому. Зачастую мы им можем объяснить действия, только со своей точки зрения. А всегда ли мы правы? Ведь сами не раз убеждались в ошибочности своих мыслей и поступков.
Мы должны им помогать слушать, видеть, понимать в будущем детей своих, а не научать их своим взглядам, своим мыслям. Предоставьте им право выбора, свободу действий. Чем раньше дети научатся думать сами, тем быстрее мудрость к ним придет. Вот о чем эта притча.

Моё педагогическое кредо - учить детей быть людьми, любить и понимать родную природу, уважать старших, быть хорошими товарищами.
Начальная школа замечательная, интересная, увлекательная пора для детишек и их родителей. Это период тревог, забот и сомнений: в надежные ли руки они передают своих малышей, сможет ли учитель понять и по достоинству оценить детские мысли, раскрыть способности каждого ребенка. Но не меньше родителей переживает и учитель: смогу ли я, пойму ли свою роль в воспитании и обучении?
Да, дети любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему необычному, радуются учению, хотя толком то ещё и не понимают, что это такое. И, глядя на них, понимаешь - ты должен сделать все для того, чтобы в этих глазах никогда не было безразличия и скуки, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого ребенка.
Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться. Я всегда иду за своими малышами: учатся они- учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, пока не научила…
С их помощью я и сама открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.
Прихожу в школу, вижу светящиеся глаза встречающих меня детей, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу сегодня подарить им радость, радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам. Ребёнку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, успешным, сообразительным. А счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, нужно только почаще смотреться, как в зеркало, в удивительные детские глаза…