SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Программа дополнительного образования для учеников 5-8 кл.в условиях внедрения ФГОС ОО. «Краеведение. Я и мой город"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения культуры, изучения истории народа, восстановление духовности. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Поэтому целесообразно проводить в школе краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов. Музеи, выставки, памятники архитектуры – всё это пробуждает интерес к истории.
Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с хозяйственной жизнью родного края, воспитывает любовь к малой родине, гордость за свой народ, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Активное участие школьников в краеведческой работе расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины.

Направленность программы

Наш край имеет славные исторические, культурные и созидательные традиции. Город Казань не раз оказывался в центре крупнейших событий российской общественной и государственной жизни.
Казанцев со школьного возраста необходимо приобщать к историческому и культурному прошлому нашего города.
Общение с историческим прошлым, произведениями изобразительного искусства и архитектуры, литературы и театрального искусства, научными и образовательными центрами, создает благоприятные условия для развития школьника, помогает воспитать у ребенка устойчивый интерес к окружающей социальной действительности. Посещение театров, концертных и выставочных залов, художественных галерей, научных и образовательных учреждений, библиотек создают уникальные возможности раннего приобщения к родной и мировой культуре.

Программа основана на реализации следующих педагогических принципов:
• Индивидуально-творческий подход – удовлетворение интересов и потребностей ребенка в разнообразных видах краеведческой деятельности.
• Природосообразность – учет возрастных особенностей, закономерностей природного развития ребенка, укрепление его физического и психического здоровья.
• Культуросообразность - обучение, воспитание ребенка в контексте культуры.
• Сотрудничество – объединение целей ученика и учителей, общая деятельность, взаимоуважение, взаимопомощь, взаимоподдержка.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.
Школа должна утверждаться на истинной любви к своему народу. Именно так понимали задачи образования М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, великие педагоги и просветители – К.Д. Ушинский и С.Рачинский, П.И. Ковалевский, И.А. Ильин и многие другие. Все они учили соотечественников чувствовать сокровенное духовное родство, самобытное лицо, свое «я» среди других народов. А все это возможно только на основе любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство – народ. Любящий родину человек знает и чтит историю своего народа.
Каждый город, любая область имеют свои неповторимые черты. Они заключены в особенностях природного окружения, деятельности жителей, в достопримечательностях. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществиться рост духовной культуры общества. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.
В национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:
• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Важнейшие задачи воспитания – формирование гражданской ответственности и правового самосознания, российской идентичности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Чтобы стать личностью, ребенок должен развиваться разносторонне: как часть природы, как член семьи, как житель города, как гражданин, как житель Земли, как частица мироздания.
Очень важны для детей знания о своем городе, родном крае, о государстве Российском.
Гражданственность определяется как служение интересам Родины посредством максимальной реализации личного потенциала, предоставления возможности свободного, равноправного выбора, сознательного принятия и соблюдения законов государства.
Решая задачи воспитания, было бы ошибкой игнорировать социокультурные особенности края, города, в котором начинается рождение гражданина.
Воспитание школьников – граждан своего города представляет собой процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к истории и культуре Казани, ориентированного на активное познание прошлого края и его современной культуры, развитие созидательной направленности личности в контексте продолжения этнических традиций.
Родившись в Казани, ребенок принимает в наследство героические созидательные традиции, завещанные ему предками. Ученик способен постичь каковы основные достопримечательности его родного города, природа конкретного места, где он живет; какие люди по национальности населяют его край, чем прославили они родную страну.
Постижение малой Родины должно носить творческий характер. Образы, представления, понятия, сформированные в процессе творческой деятельности личностны, несут в себе мощный заряд, обладают тенденцией к взаимодействию с другими знаниями. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.
Важно обеспечить восхождение к культуре края, России, мира.
Поддержку педагогам могут оказать специалисты учреждений науки, искусства и культуры, компетентные в различных областях истории и культуры Поволжья, способные, опираясь на этнографический материал, открыть те богатства культуры, которые невозможно познать и осмыслить, почувствовать самостоятельно. Совместно с работниками музеев, библиотек, ЦДТ, деятелей театра и других специалистов общественных организаций и учреждений возможно развивать новые направления гражданского воспитания.

Цель программы:
приобщить ребенка к истории и культуре Казани, ориентируя его на активное познание прошлого и настоящего.

Задачи программы:
• создание необходимых условий для личностного развития школьников;
• воспитание общей культуры и становление чувства прекрасного;
• развитие бережного отношения школьников к истории и культуре города;
• становление гуманного отношения к окружающему миру;
• приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка;
• разработка маршрутов по местам родного края

Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, то, что программа направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения.
Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экскурсии, конференции и т.д. Из практических методов - практические занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Я и мой город» рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Краеведение. Я и мой город» рассчитана на 2 года и имеет свой алгоритм организации.

Формы и режим занятий
Расписание занятий по каждому из направлений строится из расчета 1 часа неделю.
Расписание и формы проведения занятий строятся в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями учеников, что предполагает возможную корректировку времени и режима их проведения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы проведения занятий:
• беседа;
• лекция
• конференция
• практикум
• игра;
• круглый стол;
• вечер поэзии
• музыкальная и поэтическая гостиные
• посещение музеев, изучение экспозиций;
• консультации.

Приемы и методы организации занятий:
• наблюдение;
• анализ;
• проблемно-поисковый метод.
• работа с каталогами и фондами библиотек, музеев, архивов;
• редактирование, обработка, систематизация;
• создание туристических маршрутов;

Дидактический материал:
• литература по краеведению;
• фильмы о городе;

Техническое оснащение занятий
• компьютер;
• мультимедийный проектор;
• экран

СОДЕРЖАНИЕ

1этап. Теоретический
В ходе этого этапа проводится изучение материала, освещение необходимых вопросов курса.

2 этап. Экскурсионный.
Музеи, выставки, институты ,памятники архитектуры – всё это пробуждает интерес к истории. Экскурсия является увлекательной совместной работой и должна быть продолжением изученного материала. В ходе этого этапа происходит посещение объектов, их изучение и сбор материалов.

3 этап. Практический. Научно-исследовательский.
Формирование у учащихся умение работать с краеведческим материалом и учебными пособиями. Обобщать и применять информацию, полученную в ходе экскурсионного этапа. Цель - научиться включать вновь получаемую информацию в систему уже имеющихся знаний.

4 этап. Итоговый.
Обобщение знаний. Выступление с отчетом о проделанной работе по своим темам. Презентация результатов работы. Рефлекс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения - 35 часов

Раздел Количество часов
Всего Теоретический Экскурсионный Практический Итоговый
1. Казань вчера, или Начало начал 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч
2. В глубь веков, или Казань средневековая 6 ч 2 ч 1 ч 2 ч 1 ч
3. Наш край в новое время 12 ч 2 ч 4 ч 5 ч 1 ч
4 Казань современная 13 ч 2 ч 4 ч 6 ч 1 ч
Итого 35 ч 7 ч 10 ч 14 ч 4 ч

Второй год обучения- 35 часов

Раздел Количество часов
Всего Теоретический Экскурсионный Практический Итоговый
1. Архитектура Казани 19 ч 1 ч 8 ч 9 ч 1 ч
2. Место личности в истории края и знаменитиые люди о Казани и казанском крае 16 ч 1 ч 8 ч 6 ч 1 ч
Итого 35 ч. 1 ч 16 ч 16 ч 1 ч

Содержание курса:

1 год обучения ( 35 часов)

РАЗДЕЛ 1. КАЗАНЬ ВЧЕРА, ИЛИ НАЧАЛО НАЧАЛ ( 4 часа)
1 Этимология названия города «Казань» 1 час Беседа
2 Основание города: мифы и реальность 1 час Конференция
3 Тысячелетняя Казань 1 час Игра
4 Виртуальная экскурсия по древней Казани 1 час Защита проекта
РАЗДЕЛ 2.В ГЛУБЬ ВЕКОВ,
ИЛИ КАЗАНЬ СРЕДНЕВЕКОВАЯ( 6 часов)
5 На Великом Волжском пути 1 час Лекция
6 Во времена Золотой Орды 1 час Семинар
7 Столица Казанского ханства 1 час Практикум
8 Город мастеров 1 час Творческая лаборатория
9 Здесь был Иван Грозный 1 час Экскурсия
10 Что, башня, в имени твоем? 1 час Презентация проекта – сочинение о башне Сююмбике

РАЗДЕЛ 3. НАШ КРАЙ В НОВОЕ ВРЕМЯ ( 12часов)
11 Город и его население во второй половинеXVI века 1 час Лекция
12 « Да за Булаком на Кабане озере слобода татарская» 1 час Экскурсия
13 Казань – врата Востока 1 час Составление маршрутной карты торговли Казани
14 Близ деревни « Пять топоров» 1 час Проект об истории Адмиралтейской слободы
15 Юбилей отметилида и храм воздвигнули 1 час Экскурсия в Петропавловский собор
16 Екатерина II и Павел I в Казани 1 час Подготовка реферата о визитах российских императоров в Казань
17 А.С.Пушкин по следам Е.Пугачева 1 час Сбор и презентация материалов
18 Казанский университет – центр науки и образования 1 час Экскурсия в университет
19 Вспомним 1812 г 1 час Сбор и презентация материала о Казанском крае в Отечественной войне 1812 года
20 Казань промышленная и торговая 1 час Семинар
21 Культура Казани в XIX веке 1 час Экскурсия в музей Е.А.Баратынского
22 Казань на рубеже веков 1 час Защита проекта

РАЗДЕЛ 4 КАЗАНЬ СОВРЕМЕННАЯ(13 часов)
23 Революционные события и гражданская войнав Казани 1 час Лекция
24 Казань для фронта и для победы 1 час Семинар
25 История моей семьи в истории Великой Отечественной войны 1 час Исследовательский проект
26 Наша школа носит имя Р.Зорге 1 час Подготовка экскурсии
27 Наш школьный музей 1 час Работа в музее, обновление экспозиции
28 Встреча с ветеранами В.О. войны 1 час Проведение экскурсии по школьному музею и концерта для ветеранов района
29 Муса Джалиль – поэт и герой войны 1 час Поэтическая гостиная
30 Развитие науки и образования в Казани 1 час Экскурсия по высшим учебным заведениям города
31 Театры и музеи города 1 час Обзорная экскурсия
32 Казанский метрополитен 1 час Экскурсия по станциям казанскогометорополитена
33 Универсиада 2013 года в Казани 1 час Экскурсия по вновь построенным спортивным комплексам
34 Наследие Универсиады 1 час Фоторепортаж о построенных к Универсиаде объектах
35 Итоговая работа “Казань вчера, сегодня и завтра” 1 час Защита проекта

2 год обучения ( 35 часов)

РАЗДЕЛ 1. АРХИТЕКТУРА КАЗАНИ ( 19 часов)
1.1. Казанский кремль - 5 часов
1 История Казанского кремля. Казанский кремль в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО 1 час Лекция
2-4 Изучение компонентов архитектурного ансамбля Казанского кремля:
Спасская башня и Спасская церковь
Спасо– Преображенский мужской монастырь
Здание юнкерского училища
Духовная консистория и Архирейский дом
Дворцовая Духосошественная церковь
Губернаторский дворец
Благовещенский кафедральный собор
Тайницкая башня
4 часа Экскурсии
Создание фотогаллереи, макетов
Написание реферата
1.2. Главные улицы города – Кремлевская и Баумана ( 6 часов)
1.2.1.Улица Кремлевская ( 3 часа)
5 Городская Дума и Гостиный Двор 1 час экскурсия
6 Александровский пассаж и дом З.Н.Ушковой 1 час фоторепортаж
7 Здание окружного суда 1 час реферат
1.2.2.Улица Баумана ( 3 часа)
8 Казанское подворье 1 час экскурсия
9 Купеческая биржа 1 час фоторепортаж
10 Городской магистрат 1 час реферат
1.2.3. Казань мусульманская – знакомство с мечетями города ( 4 часа)
11 Мечеть Марджани 1час экскурсия
12 Апанаевская мечеть 1 час фоторепортаж
13 Галеевская мечеть 1 час реферат
14 Сенная мечеть 1 час презентация
1.2.4.Казань христианская – знакомство с монастырями города ( 4 часа)
15 Успенский мужской ( Зилантов) монастырь 1 час экскурсия
16 Иоанно – Предтеченский монастырь 1 час экскурсия
17 Кизический Введенский мужской монастырь 1 час экскурсия
18 Казанский Богородицкий женский монастырь 1 час экскурсия
19 Итоговый урок « Архитектура Казани» 1 час защита проекта
РАЗДЕЛ 2 МЕСТО ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ КРАЯ И ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ О КАЗАНИ И КАЗАНСКОМ КРАЕ
( 16 часов)

20 Работы историков П.И.Рычкова и М.Г.Худякова о Казани 1 час
Знакомство с «Опытами казанской истории» и
« Очерками Казанской истории»
21 Г.Р.Державин – великий русский поэт, уроженец Казанской губернии 1 час Сбор и презентация материалов, посещение памятника поэту и возложение цветов
22 Казанский период Льва Толстого 1 час Сбор и презентация материалов, посещение памятника писателю и возложение цветов
23 Максим Горький и его казанская школа жизни 1 час Посещение музея М.Горького
24 В.В.Маяковский в Казани 1 час Вечер поэзии. Чтение стихов, в которых отражены встречи с нашим городам ( «Три тысячи и три сестры», « По городам Союза»
25 Великий татарский поэт ГабдуллаТукай 1 час Вечер поэзии
26 Карл Фукс – профессор университета.
К.Фукс о Казани 1 час Лекция об ученом, экскурсия к дому Фукса и Фуксковскому скверу
27 Н.И.Лобачевский – великий математик 1 час Сбор и презентация материалов, посещение памятника ученому и возложение цветов
28 И.М.Симонов – профессор – астроном
Казанского университета 1 час Посещение Астрономической обсерватории КФУ
29 Великие химики Казани (А.М.Бутлеров, Н.Н.Зинин, А.Е.Арбузов) 1 час Экскурсия в Институт органической и физической химии
30 А.В.Вишневский 1 час Реферат «Жизнь и деятельность великого хирурга»
31 Федор Иванович Шаляпин в Казани 1 час Сбор и презентация материалов, посещение памятника певцу и возложение цветов
32 Мелодии С.Сайдашева 1 час Музыкальная гостиная
33 Софья Губайдуллина – выдающийся композитор наших дней 1 час Посещение консерватории
34 Н.И.Фешин – замечательный казанский художник 1 час Посещение музея изобразительных искусств, знакомство с картинами Н.И.Фешина
35 Итоговый проект о роли личности в истории края 1 час Защита проекта

Ожидаемые результаты и способы их проверки
В ходе реализации программы «Краеведение. Я и мой город» расширяется компетентностный опыт школьников, который является социально-личностным по своему содержанию, входит в гуманитарно-личностный блок содержания образования и включает такие базовые виды опыта:
•опыт обобщенных знаний о научно-информационной картине родного края;
•опыт гражданско-ответственной активности, направленный на социально значимое освоение межпредметных компетенций человека в информационном обществе;
•опыт рефлексии субъективных стремлений с попыткой ориентирования в информационном пространстве социальных норм, групповых, коллективных и общественных ценностей;
Ведется сбор информации (фотографии, работа с источниками, изучение литературы, поиск в Интернете), на основе которой формируется продукты деятельности школьников:
• документ, содержащий фотографию и краткую информацию по каждому объекту маршрута;
•виртуальная экскурсия в виде презентации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Итоги реализации дополнительной образовательной программы «Краеведение. Я и мой город» подводятся в форме защиты проектов, в ходе которой демонстрируются достижения всех его участников.
ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ КАЗАНИ
1.Амиров К.Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани.-Казань: Казань,1995.
2.Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. –Казань: Таткнигоиздат,1972.
3.Бобченко Т., Гарзавина А. ,Синицына К. Казань / Путеводитель.- Казань: Таткнигоиздат,1978.
4.Загоскин Н.П.Спутник по Казани.- Казань: 1895.
5.Знаменитые люди о Казанском крае.- Казань: Таткнигоиздат,1990.
6. История Казани.- 1 кн.- Казань: Таткнигоиздат,1998.
7. Казанский университет.1804-1924/ Очерки истории .-Казань: Изд-во Казанского ун-та,1979.
8. Казань в памятниках истории и культуры.- Казань: ТГЖИ,1982.
9. Казань в художественной литературе.- Казань: Кн.изд-во,1947.
10. Казань. Времен связующая нить.- Казань: Титул,1999.
11. Калинин Н.Ф.Казань / Исторический очерк.-2-е изд.,испр.и доп.-Казань:Таткнигоиздат,1995.
12. Молодость древнего города. -Казань: Таткнигоиздат ,1978.
13.Остроумов В.П. Казань: Очерки по истории города и его архитектуры.Казань:Изд-во Казанского ун-та,1978.294 с.
14. Топуридзе К. Казань. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР,1945.92 с.
15. Тунаков П.Д. Казань сегодня и завтра. Казань,1961
16. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях.Краткая история города Казани / Репринтное воспроизведение.-Казань: Эйдос,1991.

ЛИТЕРАТУРА ПО МЕТОДИКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММ
1.Примерные требования к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844).
2.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис - пресс, 2003.
3.Работа со школьниками в краеведческом музее. Владос , 2001 год.
4.Методика историко-краеведческой работы в школе. Просвещение, М. 1982.
5.Вырщиков, А. Н. Мужество защитников Сталинграда - духовно-нравственный фундамент патриотизма молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев // Вопросы краеведения: материалы краеведческих чтений и конференций. - Волгоград : Издатель, 2005.
6.Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003.
7.Модернизация дополнительного образования детей / В.А.Березина // Внешкольник.-2003.-№1.
8.Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности / З.А.Каргина// Воспитание школьников.- 2003.-№4.

Прикрепленный файлРазмер
Краеведение. Я и мой город Чепакова, Захарова,Майорова.docx53.41 кб