SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Фольклор в гармоничном музыкальном воспитании детей.

В середине 60-х годов ХХ века во всём мире пробудился большой интерес к фольклору- сокровищнице народного искусства. Это объясняется тем, что в век урбанизации и научно-технического прогресса в человеке появилась потребность сохранения своей природной сущности в первозданном виде, потребность постижения своих истоков, корней, сохранения самобытности. Именно поэтому во всём мире возникло мощное фольклорное движение. Это стало проявляться в популярности изделий прикладного искусства, возрождении народных ремёсел, появлении национальных мотивов в одежде, и, конечно, в возникновении множество фольклорных ансамблей в молодёжной среде.
Что же такое фольклор? Фольклор- это народное творчество, созданное на протяжении многих веков и передающееся от поколения к поколению. К формам фольклора относятся: язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремёсла, архитектура и другие виды искусства. К фольклору мы так же относим приметы, суеверия, мифы, анекдоты, игры во дворе ит.д.
Основными художественно-образными элементами фольклора являются: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический элементы. Все они – и слово, и музыка, и мимика, и движения, и жестикуляция – взаимосвязаны, хотя и находятся в постоянной импровизации.
Фольклорные произведения не имеют автора, автором их является народ, т.е. коллективный автор. Но всё-таки начало ему даёт народный мастер- личность художественно- одарённая, хранитель традиций и духовных народных ценностей. Народный мастер глубоко связан с природой, ему присуще чувство прекрасного, он умеет удивляться и восхищаться красотой и отражать всё это в художественных образах.

Фольклор – устное творчество. Оно живёт в памяти людей и передаётся в живом исполнении от поколения к поколению, т.е. из уст в уста, поэтому оно не имеет законченной или чёткой формы, оно постоянно варьируется, видоизменяется, обогащается. Импровизация и варьирование –вот что характерно для фольклора.
В последние годы международным явлением стал фольклоризм, т.е. использование фольклора в эстрадно-развлекательных программах, в массовых, праздничных мероприятиях, в творчестве фольклорных ансамблей. Фольклор стали использовать в своём творчестве профессиональные композиторы. Конечно, это уже не фольклор в первозданном виде, но, тем не менее это способ сохранения и распространения в обществе духовного наследия предков, привносящий свежесть, новизну и национальный колорит в художественную культуру.
Значение фольклора в музыкальном воспитании детей общеизвестно и общепризнанно. Международный совет народной музыки (создан в 1947г.) принял резолюцию, по которой народная музыка должна изучаться на всех ступенях образования. В резолюции говорится, что народная песня – подлинный шедевр искусства – и, поэтому центральное место в воспитании ребёнка должно играть народное музыкальное наследие данной национальной культуры.
Музыкальное воспитание детей на основе фольклора- тема каждой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию:
«-Мы хотим, чтобы поющий ребёнок почувствовал чудо народной песни! Не следует отказываться от ознакомления учащихся с сокровищницей классической и народной музыки, которая составляет важнейшую часть культурного наследия страны и человечества!»

О значении фольклора в воспитании детей говорят ежегодные международные фестивали, задачей которых является сделать народное искусство средством всемирного понимания и общения.
Детский фольклор способствует физическому, умственному и нравственному воспитанию детей. Он учит детей любви к родному краю, к своему народу, к его языку.
В нашей республике наибольший интерес к народному творчеству возник с принятием суверенитета. Мы начали изучать историю своего народа, его культуру, потому что у народа, который
не знает своего прошлого, нет будущего! Конечно, очень многое уже утеряно безвозвратно, но в деревнях есть ещё старики, которые помнят от своих бабушек и дедушек старинные обычаи, традиции, праздники; есть народные мастера, сочиняющие бәиты, мәнәҗәты. Честь и хвала тем людям, которые, не жалея сил, переходя из деревни в деревню, записывают всё, что сохранилось в памяти стариков. Среди них мы можем назвать :Махмуда Нигматзянова, Шамиля Шарифуллина, Розу Исхакову-Вамбу, Флёру Баязитову, Мухамәтнура Мулланурова, Масхуду Шамсутдинову и т.д. Благодаря этим людям мы имеем представление о таких фольклорных праздниках, как “Наврүз”, “Нардуган”, “Каз өмәсе”, “Аулак өй”, “Карга боткасы”, “Яңгыр боткасы” и т.д., а так же о семейных обрядах, таких как никах, свадьба, рождение ребёнка и т.д.
Огромную роль в созранении фольклора имеет язык – если сохраняется язык, сохраняются обычаи, традиции, праздники народа. Фольклор- это неизведанная область культуры, требующая ещё больших исследований, изучения.
Фольклор воспитывает в детях духовность, т.е. понимание истины, добра и красоты, а воспитание духовности через исполнительскую деятельность и есть главная задача педагогов вокальных коллективов и учителей музыки.

Прикрепленный файлРазмер
ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.docx15.16 кб