SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Интерактивные формы работы на уроках истории. Раскрытие темы «Великая Отечественная война» посредством интерактивных ресурсов.

Интерактивные формы работы на уроках истории. Раскрытие темы «Великая Отечественная война» посредством интерактивных ресурсов.
Сегодня само время диктует нам использовать новые тенденции в образовании, новые формы и методы обучения, конечно же, с использованием интерактивных технологий и ресурсов интернета. Современному учителю приходится буквально жить в интернете, выискивая материалы к урокам, и от этого уроки становятся эмоционально более яркими, запоминающимся, но при этом сохраняют и преумножают свой образовательный потенциал.
Рассмотрим в конкретном примере: Тема «Великая Отечественная война в 9 и 11 классах». Что можно и нужно использовать на уроке современному учителю? Конечно же, это богатый фактический материал, благополучно дошедший до нас: архивные документы, видео, фотографии…
Изучая тему, в первую очередь мы говорим о персоналиях-главных действующих лицах-лидерах государств СССР - Сталин И.В. и его окружение Ставка Верховного Главнокомандующего, А.Гитлер и его окружение, Вермахт, исторические факты – например, подписание пакта между СССР и Германией, наши союзники по антигитлеровской коалиции, и конечно же, лица простых людей, вынесших на себе все тяготы войны. (Учитель демонстрирует материал на интерактивной доске. См. приложение.) Вглядитесь в их лица. Они несут на себе отпечаток великой эпохи, лица, такие простые, кажутся нам родными. И неудивительно, ведь почти в каждой семье на войне погибли деды, отцы, матери, сестры, нет ни одной семьи, которой бы не коснулось это горе, и потому мы вглядываемся в эти лица, разделяя с ними эмоции, чувства, скорбь, радость побед.
Изучая тему, мы используем презентации. Они могут быть адаптивны к классу: более сложные или более простые, построены в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой учитель. (В качестве примера предлагается несколько презентаций: одна более сложная, для «сильного класса», другая попроще). Материал к уроку подбирается в зависимости от места урока в изучаемой теме и от целей и задач, которые поставил перед собой учитель). Можно поставить презентацию в форме проверочных тестов подобные заданиям ЕГЭ, в качестве обобщения или закрепления материала или тренинга для подготовки к ЕГЭ.
Огромный воспитательный потенциал несут видеофильмы той эпохи. Речь Сталина на знаменитом параде 7 ноября, когда вдохновленные красноармейцы прямо с Красной площади отправлялись защищать Москву.(видео)Особенно меня поразил фильм, созданный в США Министерством обороны в 1943г. Такого уважительного отношения к русским, справедливой борьбе советского народа с немецкими захватчиками я не встречала больше не у кого из иностранных источников.(видео из фильма). Важно не то, что они использовали и документальные материалы и фрагменты их худ.фильмов советского периода истории, а то КАК преподнесен материал- с уважением и четким анализом понимания ситуации. Современные исторические каналы «Дискавери» и «Хистори» трактуют войну по-другому, представляя и страницы постыдные в нашей истории. Что делать с этой информацией? Ведь учащиеся могут сделать неправильные выводы. В этом смысле большую роль играет личность самого учителя, его подача и изложение материала в спорных вопросах истории. Например, Сталин – великий вождь, выигравший войну или тиран, возглавивший репрессии, и война выиграна лишь благодаря большому количеству жертв и патриотизму советского народа? В качестве современных фильмов можно предложить детям для дополнительного просмотра художественные фильмы: «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград».
Примером интеграции разных видов работ может быть анимированные карты о войне. Я хочу познакомить вас с одним из сайтов, называется Победители. Открывая его мы видим работу с картой, в сносках и исторические документы, работу с которыми мы используем на уроках, и видеоматериалы и современные сайты мест боевой славы( например, комплекс Брестская Крепость) и воспоминания ветеранов и т д. Все расположено в хронологической последовательности, удобно пользоваться лентой времени, по которой можно отматывать карту событий вперед или назад.
Закрепление материала лучше всего проводить в разных формах. Это могут быть:
• Внеклассное мероприятие, с интеграцией литературы и музыки.(Метапредметные связи)
• Форме тестов приближенных к ЕГЭ.
• Игровой форме в виде викторины «Своя игра».
В качестве поисковой работы можно предложить очень популярный сайт «Победа», в котором можно найти и отследить боевой путь ваших родственников. Например, наша учительница биологии нашла своего деда, увидела его боевой путь, были представлены его награды и за что он их получил. Вы тоже можете найти своих родственников, воевавших на Великой Отечественной войне.
Формы работы с ИКТ на уроках могут быть разными, главное-это желание самого учителя применять новые технологии и технические возможности школы. Тема Великой Отечественной войны несет богатый воспитательный потенциал и до сих пор затрагивает наши сердца и души. Сегодня, в рамках празднования 75 годовщины Победы, эта тема особенно актуальна. Будет она актуальна до тех пор, пока живы ветераны, а их сердца бьются в унисон с нашим обществом, неравнодушным и незабывающим великий подвиг, которые совершили эти люди перед нашей Родиной. И закончить свое выступление я хочу словами безмерного уважения к ветеранам, отдать дань нашей памяти об их подвиге.( видеоклип «Память»).