SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Современный урок в условиях перехода школы на ФГОС ОО».

«Современный урок в условиях перехода школы на ФГОС ОО».
Пояснительная записка.
При подготовке к урокам современный учитель может использовать различные методы и технологии, которые помогают создать базу для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, основываясь на формировании в качестве метапредметного результата обучения базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
При выборе формы урока и методов донесения учебного материала учитель основывается на многовариантных путях его воплощения, в зависимости от поставленных целей урока, уровня подготовки класса и других факторов. Наиболее предпочтителен сегодня метапредметный подход, дающий метапредметные результаты в обучении в связи с формированием у учащихся универсальных учебных действий как основной составляющей процесса образования.
В процессе подготовки к конкурсу «Учитель года» мне стало интересно разрабатывать разные формы урока, используя различные образовательные подходы, тем более, что уроки приходилось давать в чужой школе, в незнакомом классе с незнакомыми детьми, не зная уровень их подготовки, но опираясь на образовательные стандарты. Я предлагаю вашему вниманию право выбора, два разных урока на одну и ту же тему: «Формы государства. Политический режим».

Тема: «Формы государства. Политический режим». Урок №1.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Государство. Формы государства. Политический режим».
Задачи:
• определить значение основных понятий темы: государство, форма правления, форма территориального устройства, политический режим, политика, республика, демократия, правовое государство;
• развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач; развивать навыки интерактивного взаимодействия в группе;
• воспитывать политическую культуру учащихся.
• развивать умения анализировать, аргументировано высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений на этапе обобщения знаний по теме. урок - кластер.
Образовательные ресурсы: УМК, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Целевая аудитория: ученики 9кл.
Ход урока:
Организационный момент. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Формы государства, полит режим». По ходу повторения мы будем заполонять кластер центром которого будет понятие государства, кластер а лучами - те основные понятия, которые его сопровождают и которые вы будете повторять. Сегодня вы будете работать в группах.
Мотивация.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. Он взят из стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин». И на проблемный вопрос: Какое государство – современная Россия? Докажите, что Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, ответ на который вы дадите в конце урока.( Перед учащимися ставится проблема, которую они должны разрешить в конце урока)
Учитель: Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций в обществе, использует имеющихся возможности для политического, экономического и духовного и социального развития страны, т.о охватывая все сферы общественной жизни.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима. Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Прежде чем мы перейдем к ответу на наш проблемный вопрос, давайте вспомним основные понятия, относящиеся к теме.
1)Понятие государства в широком и узком смысле слова.
В широком - это страна. В узком - совокупность государственных органов. Таким образом, Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
2) Какие теории происхождения государства вы знаете.
Всю историю человечество осмысливало происхождение государства. Сложилось несколько теорий. Учитель знакомит учеников с теориями происхождения государства.
3) назовите признаки государства.
Единство территории- государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории
Создание законов- только государство обладает исключительным правом издавать законы
Публичная власть- специальный аппарат, включающий органы принуждения. Ее особенность- распространяется на все население страны.
Суверенитет- верховенство государственной власти внутри страны, независимость от других на международной арене.
Налоговые сборы — обязательные платежи в пользу государства.
4) выделите функции государства.
В нашем кластере получилось
Выделяют три основных элемента в форме государства, какие? Какие мы можем задать к ним вопросы? Какие формы правления можете назвать?
Назовите три формы государственно-территориального устройства?
Какие политические режимы мы разбирали?
Ответ: Государство всегда имеет определенную форму. Эта общая форма складывается из трех частей: формы правления (кто правит? В чьих руках верховная власть?) , формы территориально-государственного устройства (внутреннее строение государства, отношения между государственной властью и территориальными единицами) и политического режима (как правит? Какими методами?). Ответ: монархия (абсолютная и ограниченная – парламентская и дуалистическая) и республика (президентская, смешанная и парламентская)
Вернемся к проблемному вопросу. Для того, чтобы ответить на него вы работаете в группах. ( Работа в группах для решения определенных задач урока).
У вас на столах тексты основного закона нашей страны-Конституции. 1 группа опираясь на текст Конституции и знание темы находит форму правления РФ ,заполняет мини кластер. Кто правит, указывая статьи. Ст 1,3,10,11,80.
Форма правления: республика
Кто правит: источником власти является ее многонациональный народ ст.3
Разделение властей на: законодательную, исполнительную, судебную. Ст.10
Законодательную власть представляет Федеральное собрание- парламент , исполнительную- правительство РФ, судебную суды РФ.
Государственную власть осуществляет: Президент РФ ст.11
Вторая группа находит в конституции какое территориальное устройство имеет Россия ст1,5,65,66
Россия имеет федеративное устройство.ст.1
Она состоит из: республик , краев, областей, городов федерального значения, автономной области ,автономных округов- равноправных субъектов РФ.ст.5
В составе РФ находятся субъекты (перечислить) ст. 65
Статус субъекта определяется Конституцией РФ.ст.66
3я группа определяет какой политический режим в нашей стране.
Ст 1,3,32,33,
РФ- демократическое правовое государство. Ст.1
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы госуд власти .ст.3
Граждане РФ имеют право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через представителей.ст.32
Граждане РФ имеют демократические права и свободы.гл.2
Вывод: политический режим демократический.
А теперь докажите мне что Россия правовое государство, опираясь на признаки правового государства, которые лежат у вас на столах.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Основными признаками правового государства являются:
• верховенство закона во всех сферах жизни общества;
• деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
• взаимная ответственность личности и государства;
• реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
• политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;
• стабильность законности и правопорядка в обществе.
Ответы детей: Ст.1,2,народ участв в управлении гос ст 32,33,разделение властей ст 10,признается идеологическое многообразие ст13,свобода выбора религии 14, политические прав и свободы.
Т.о мы с вами доказали, что РФ это см ст 1 Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, ответили на проблемный вопрос, поставленный перед вами в начале урока. Посмотрите на наш кластер по нему видно, какие основные понятия мы повторили и обобщили на нашем уроке.
Я бы хотела обратить ваше внимание на еще одну важную составляющую этого понятия –гражданство. Что означает быть гражданином страны? Вернулись к эпиграфу. Иметь права и обязанности. А какие права и обязанности вы можете назвать, опираясь на знание Конституции ?их можно подразделить на личные, социальные, экономические , политические .И закончить наш урок я хочу притчей.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
Вы так убиваетесь — похоже, что скорбите не впервой?
– Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь погиб и мой сын.
– От чего же вы не покинете эти места?- спросил Конфуций.
– Здесь нет жестоких властей.- ответила женщина.
Вопросы к рассказу:
1. Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?
2. Сформулируйте мораль притчи. (Жестокая власть в государстве -хуже тигра)
Поскольку у нас демократический политический режим, а это подразумевает, что народ принимает участие у управлении государством, то вы через несколько лет уже сможете принимать участие в управлении государством. То от вас зависит будущее нашей страны, какое государство у нас будет. Напутствие.
Ребята вы должны отлично
законы государства знать,
как граждане должны вы лично,
законы эти соблюдать
Все силы Родине отдайте
Опорой будете во всем
Свое гражданство оправдайте
Быть гражданином – это долг
И вы не будьте бесполезны,
Когда полезным можешь быть!
Быть настоящим гражданином
Долг нашей родине служить.
Пусть вы еще 9 класс,
Страна надеется на вас.
Домашнее задание. Поскольку вы люди думающие, напишите эссе-сочинение -рассуждение по теме:
"Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое" М. Монтень.
Клише для выполнения домашнего задания:
Автор хотел сказать своим высказывание что…..
Я понимаю высказывание автора так…
Из курса обществознания мы знаем что ( понятия)..
В жизни мы видим что…
Я считаю, что…(свое менее)
Таким образом…(краткий вывод)
Приложение:
Задание 1 группе: опираясь на текст Конституции и знание темы, найдите форму правления РФ. Кто правит? указывая статьи. Ст 1,3,10,11,80.
Форма правления:
Кто правит: ___________________________________________ст.3
Разделение властей на: ________________________________________. Ст.10
Законодательную власть представляет ____________________________________,
исполнительную- _________________________,
судебную _____________________.
Государственную власть осуществляет: ________________________ ст.11
Вывод: форма правления__________________________.
Задание 2й группе: найти в Конституции - какое территориальное устройство имеет Россия ст1,5,65,66
Россия имеет _________________________________.ст.1
Она состоит из: ____________________________________________________________________________________________________________________.ст.5
В составе РФ находятся субъекты __________________(перечислить) ст. 65
Статус субъекта определяется _____________________________ст.66
Вывод: территориальное устройство- ___________________.
Задание 3й группе: определить, какой политический режим в нашей стране.
Ст 1,3,32,33,
РФ- _________________________________________. Ст.1
Народ осуществляет свою власть __________________________________________________________ст.3
Граждане РФ имеют право ______________________________________________________________.ст.32
Граждане РФ имеют ____________________________ права и свободы.гл.2
Вывод: политический режим _______________________________.
Тема: «Формы государства. Политический режим». Урок №2.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Государство. Формы государства. Политический режим».
Задачи:
• определить значение основных понятий темы: государство, форма правления, форма территориального устройства, политический режим, политика, республика, демократия, правовое государство;
• развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач; развивать навыки интерактивного взаимодействия в группе;
• развивать умения анализировать, аргументировано высказывать свои суждения, делать выводы, использовать приобретенные знания в решении конкретных задач, работать в группе.
• воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.
• воспитывать политическую культуру учащихся.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений на этапе обобщения знаний по теме.
Образовательные ресурсы: УМК, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Целевая аудитория: ученики 9кл.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация.
Обратите внимание на эпиграф к уроку и постарайтесь определить тему нашего сегодняшнего урока. Либо о чем пойдет речь."Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое" М. Монтень.
Какие ключевые слова вы здесь видите? Как вы понимаетете это высказывание?
Попробуйте сами определить тему урока.(Обратите внимание, коллеги, дети должны сами определить тему урока по ключевым словам согласно технологи развития критического мышления)
Сегодня мы с вами будем говорить о формах государственного устройства и политических режимах. Это повторительно- обощающий урок.
Обобщение изученного материала:
Учитель: Государство занимает центральное место в политической системе общества. Оно выполняло и выполняет ряд общественно значимых функций в обществе, использует имеющихся возможности для политического, экономического и духовного и социального развития страны. т.о охватывая все сферы общественной жизни.
Давайте вспомним основные понятия, относящиеся к теме.
1)Понятие государства в широком и узком смысле слова.
В широком-это страна. В узком- совокупность государственных органов. Таким образом, Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом.
Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества.
3). Какое понятие обобщает эти термины? (Признаки государства)
Единство территории- государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории
Создание законов- только государство обладает исключительным правом издавать законы
Публичная власть- специальный аппарат, включающий органы принуждения. Ее особенность- распространяется на все население страны.
Суверенитет- верховенство государственной власти внутри страны, независимость от других на международной арене.
Налоговые сборы — обязательные платежи в пользу государства.
4) назовите функции государства. По какому принципу их можно сгруппировать.?внешние и внутренние.
Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима.
Итак, три основных элемента в форме государства, какие? Какие мы можем задать к ним вопросы? Какие формы правления можете назвать?
Назовите три формы государственно-территориального устройства?
Какие политические режимы вы знаете?
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Не случайно сегодня вы сидите по группам, сейчас задание каждой группе.( Работа в группах по заявленной проблеме)
Составьте по 1 предложению по формам государства.
Задания части В2.(Подготовка к ОГЭ)
Определите форму государства:
А) Государство Х разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государства Х? ___ унитарное ________________
Б) В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой политический режим сложился в государстве Н.? ____демократический_______________________
А) В государстве К. президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма государства К.? __парламентская республика______________________
Б) В государстве Н. регулярно проводятся выборы на альтернативной основе, оппозиция имеет равные права на пропаганду своих взглядов наряду с правящей элитой. Какой политический режим сложился в государстве H.? ___демократический________________
А) В государстве К. существует двухуровневая система власти, в конституции четко разграничены полномочия центра и регионов. Какова форма государства?___федеративная _________________________
Б) Главой государства А. является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма государства А.? __монархия___________________
Приведите в соответствие типы политического режима с их характеристикой (Каждая группа по 1 политическому режиму)
а ) тоталитаризм б) авторитаризм в) демократия
1. политический режим, при котором политическая власть допускает ограниченный плюрализм, но отношения с обществом строит в основном на принуждении;
2. способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных и общественных дел;
3. политический режим, стремящийся к установлению абсолютного контроля за различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом;
4. опора на традиционные социальные институты армию, церковь;
5. разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;
6. наличие официальной единственной обязательной господствующей идеологии;
7. осуществление монополии на информацию и полный контроль над средствами массовой информации;
8. права и свободы граждан частично ограничены;
9. Признаются права и независимость человека во всех сферах общественной жизни.
А:___3,6,7 Б:1,4,8 В:2,5,9
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого
пронумеровано. (1Группе)
(А) Думается, уклонение многих граждан от участия в голосовании представляет
серьезную угрозу для демократии. (Б) Демократия предполагает обязательное
влияние народа на власть, на принятие политических решений. (В) Если люди не
ходят на выборы, тем самым, они, порой сами не осознавая этого, самоустраняются
от политики. (Г) Усомнимся в том, что развитие демократических ценностей
возможно при высоком уровне аполитичности в обществе.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Ответ: 2122
Задание 2 группе:
(1) Референдум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. (2) В Российской Федерации референдум осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. (3) К сожалению, некоторые граждане России не пользуются своим активным избирательным правом. (4) Последний общероссийский референдум состоялся в 1993 году.
Определите, какие положения носят:
А) фактический характер
Б) оценочный характер
В) характер теоретических утверждений
Ответ:3121
Задание 3й группе:
(А) Правовое государство — величайшее завоевание цивилизации. (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (В) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Ответ: 2211
Ответьте на проблемный вопрос: является ли Россия правовым государством, опираясь на признаки правового государства, которые лежат у вас на столах.
1группа- ищет аргументы в пользу да является.
2 группа-нет не является, потому что мы считаем…
3группа – определяет тех, кто был более убедителен.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Ответы детей: Ст.1,2,народ участв в управлении гос ст 32,33,разделение властей ст 10,признается идеологическое многообразие ст13,свобода выбора религии 14, политические прав и свободы.
Одним из признаков правого государства является взаимная ответственность человека и государства, которая выражается в гражданственности и патриотизме.
Прочитайте текст социологического опроса, проведенный Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения. Каждая группа находит из текста по 1-2 вывода.(Работа с текстом результатов социологического опроса в социальной сети, проведенная учащимися)
- Так что же значит быть патриотом своей страны?
Задание группам: придумать социально-значимый лозунг или слоган, который призывал общество быть патриотами своей Родины и достойными гражданами.(Социально значимая направленность урока)
И закончить наш урок я хочу притчей.
Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Склонившись в знак почтения, Конфуций слушал ее рыдания. А затем послал к женщине своего ученика, и тот спросил ее:
Вы так убиваетесь — похоже, что скорбите не впервой?
– Так оно и есть. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. После от них же погиб мой муж. А теперь погиб и мой сын.
– От чего же вы не покинете эти места?- спросил Конфуций.
– Здесь нет жестоких властей.- ответила женщина.
Вопросы к рассказу:
1. Какой вывод из этого разговора сделал Конфуций?
2. Сформулируйте мораль притчи. (Жестокая власть в государстве -хуже тигра)
Вывод: А какие формы государственного устройства имеет Россия? РФ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
И поскольку вы тоже все являетесь гражданами ,то уже через несколько лет тоже сможете принимать активное участие в управлении государством. И от вас зависит будущее нашей страны, какое государство у нас будет жестоким или процветающим. Напутствие.
Ребята вы должны отлично
законы государства знать,
как граждане должны вы лично,
законы эти соблюдать
Все силы Родине отдайте
Опорой будете во всем
Свое гражданство оправдайте
Быть гражданином – это долг
И вы не будьте бесполезны,
Когда полезным можешь быть!
Быть настоящим гражданином
Долг нашей родине служить.
Пусть вы еще 9 класс,
Страна надеется на вас.
Домашнее задание. Поскольку вы люди думающие, напишите эссе-сочинение-рассуждение по теме: « Участнику демократического строя необходимы личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность и гражданское мужество».
И.Ильин
Клише для выполнения домашнего задания:
• Автор хотел сказать своим высказывание что…..
• Я понимаю высказывание автора так…
• Из курса обществознания мы знаем что ( понятия)..
• В жизни мы видим что…
• Я считаю, что…(свое менее)
• Таким образом…(краткий вывод)
Примечание: При составлении конспектов урока я постаралась обратить ваше внимание на требования ФГОС к урокам и метапредметным универсальным учебным навыкам, необходимым учащимся для выполнения задач урока. Были соблюдены и апробированы все требования ФГОС к современному уроку. Структура урока соответствует заявленным стандартам. Урок содержал три стадии технологии развития критического мышления: вызова, осмысления и рефлексии. Дети сам назвали тему урока и решали проблемные вопросы. Было использование творческое применение известного материала и добывание новых знаний (в частности посредством СМИ). Домашнее задание творческое, и был дан четкий инструктаж к его выполнению. Работа в группах сегодня активно используется в сингапурской методике, хотя учителями советской, а позже российской системы образования, всегда применялась. В качестве рефлексии был подведен итог урока, сформулированный самими учениками. Урок имел ярко выраженную актуализацию на сегодняшний день и гражданско –правовую направленность. Поскольку школа, в которой я работаю, только готовится перейти на ФГОС в среднем звене, в качестве экспериментальной площадки я апробирую внедрение элементов, методов и технологий ФГОС в своей образовательной практике. Спасибо за внимание.

Прикрепленный файлРазмер
Современный урок в условиях перехода школы на ФГОС ОО.docx35.9 кб