SMI.KAZANOBR.RU

Использование фольклора в обучении детей математике.

Общение к истокам этнопедагогической мысли связано прежде всего с тем, что этот опыт проверен временем и обладает целым рядом неоценимых качеств. Основными принципами народной педагогики являются гуманизм и природосообразность.
Каждым народом выработаны разнообразные фольклорные формы, с помощью которых происходит приобщение детей к культурной среде, фор-
мируются нравственные идеалы, развиваются интеллектуальные способности.
Сказки, пословицы, поговорки, потешки, песенки, игры- это кладезь народной
мудрости, который широко используется для разностороннего развития ребен-
ка.
Большими возможностями обладает фольклорный материал и для развития
математических способностей дошкольников. Он позволяет решить целый ряд
проблем в обучении детей математике. Усвоение математических знаний представляет определенную трудность для малышей. Мышление дошкольника
конкретное, наглядно- действенное, наглядно- образное. А математические
понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень развития логического мышления и памяти.
Абстрактные математические понятия обличены в доступную для развития
детского мышления образную форму. Отсутствие сложных терминов снимает
страх перед непонятным. Занятия несут положительный эмоциональный за-
ряд , что, по мнению психологов , является основной для личностного, нефор-
мального усвоения материала. Они занимательны, носят игровой характер.
Это отвечает потребностям ребенка и вызывает к ним интерес. Благодаря этим
качествам, ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходи-
мые для него знания и умения.
Задания, предлагаемые детям в фольклорных формах, часто требуют нестан-
дартные решения. Это заставляет детей сравнивать, анализировать, рассуж-
дать. Таким образом, у дошкольников развивается смекалка, воображение, творческое мышление. Однако огромный обучающий и развивающий потен-
циал этнопедагогики используется для математического развития дошкольников незначительно. Это происходит по разным причинам. Но основным препятствием является то , что в настоящее время отсутствует специальные сборники, в которых были бы собраны формы народного фольклора с ма-
тематическим содержанием. Не разработана методика и рекомендации этого материала в математической работе с детьми.
Чтобы выполнить этот пробел, были разработаны принципы отбора фольк-
лорного материала, способствующего математическому развитию дошкольни-
ков:
- фольклорная форма должна иметь математическое содержание,
- математический материал должен быть доступен детям дошкольного возрас-
та и соответствовать программным требованиям,
- фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны,
- словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.
Были разработаны методические рекомендации по использованию фольклор-
ного материала на занятиях по математике:
- включение фольклора в математические занятия не является самоцелью;
он должен органично вписываться в сценарий занятия и адекватно решать
поставленные математические цели;
- фольклорный материал, как правило, включается в занятие как его часть,
он может быть использован и в ходе всего занятия, особенно, если это заня-
тие носит сюжетный, игровой характер;
- перед включением фольклорной формы в занятие следует уточнить, знают
ли дети используемые в них слова, поняты ли они им по смыслу;
- удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народ-
ных игрушек на занятии. Это придаст не только национальный колорит заня-
тию, но и сами игрушки несут себе развивающий компонент. Их можно ис-
пользовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и фор-
ме. Формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью
анализаторов ( например звуки, издаваемые свистулькой) и другие;
- народные подвижные игры можно использовать в качестве физкультминуток
на занятиях по математике;
- фольклорный материал следуем широко использовать в повседневной жизни,
на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим
занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочи-
танных вечером сказок, проигранных на прогулке игр можно использовать на занятиях;
- следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов
малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это застав-
ляет ребенка обращать внимание на математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять , находить сходство и
различие, обобщать свои представления;
- при выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который
создан в том крае, стране, в котором живет ребенок, таким образом, приобщая его
культурному наследия своего народа. Позже можно использовать фольклор дру-
гих народов и стран.
Тема моего педагогического исследования « Развитие математических способ-
ностей ребенка через игру.» В понятие игра входит все: сказки, пословицы, загад-
ки, стихи…Работа ведется с первой младшей группы . В этом возрасте имеет место сенсорика. Ознакомление детей с цветом, понятиями « маленький- большой», с формой предмета, с установлением сходства и различия между
предметами , имеющими одинаковые названия происходит через игру. Практика
показала, что дети не усваивают программные требования по ознакомлению с
цветом, если воспитатели ограничивались только специальными занятиями с ди-
дактическими игрушками. Поэтому задачу выделения цвета я включила в игро-
вую двигательную активность, так же включая фольклор ( сказки, стихи).
Например, сказка « Колобок»- говоря о колобке мы говорим что он круглый, желтый, говоря о свойствах- мягкий, румяный, …

« Красная шапочка»- у девочки шапка красного цвета, волк – серый…
Игра « Найди свой домик» - я связала со сказкой « Заюшкина избушка».

Ход игры: дети идут в лес , а на опушке леса сидит зайчик и плачет. Его выг-
нала из дома лиса. Дети помогают ему выгнать лису ( выполняют различные действия, повторяя за воспитателем- топают, машут, хлопают в ладоши…).
Заяц предлагает детям поиграть с ним: им раздаются ключи от домиков ( кру-
жочки основных цветов) и они строят домики ( обручи таких же цветов).
Дети поют песню: Урманда бар куянкай,
Аның урманы бик бай.
Куян чык, куян чык,
Безнең белән уйначы.

Зайчик их догоняет и они прячутся в своих домиках.
Эта игра способствуеет быстрому запоминанию цветов.
Так же были проведены занятия « Путешествие в сказочный лес», « Курочка и цыплята», где были использованы стихи и загадки.
В средней группе , например, в разделе « Количество и счет» дети через худо-
жественные произведения и картинки знакомятся с цифрами от 1 до 5 и дальше.
Например: дети узнают, что у верблюда два горба, у светофора три цвета…
Рассматривая иллюстрации к сказке « Три медведя» дети знакомятся с цифрой 3
( счет до трех), с понятиями « большой- маленький» ( это уже раздел « Величина»
по сказке « Теремок» можно нарисовать теремок и разместить зверюшек в око-
шечках. Здесь мы усваиваем понятия « справа- слева», « над- под», « внизу- на-
верху».
Если взять сказку « Репка» , то здесь у детей развивается память, логика ( логическая цепочка), понятие « за- перед», порядковый счет. Это , конечно,
все делается очень просто и доступно для ребенка.
Можно использовать на своих занятиях стихи, загадки…
Например, на понятие « один- много»:
Не хочу клевать один я!
Пусть скорей приходят братья,
Где ж они? Под старой липой!
Как зовут их? Цыпа-цыпа.
- Сколько братьев у цыпленка? (много)
- Сколько зернышек? ( много).
- Что не хотел делать цыпленок один? ( не хотел клевать один).
Использовать загадки, где встречаются цифры, например,
- У него глаза цветные
Не глаза, а три огня
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
- Бегу при помощи двух ног
Пока сидит на мне ездок
Устойчив я лишь на бегу
Две педали есть внизу.

Используются различные физкультминутки:
- Три медведя шли домой ( дети шагают на месте вперевалочку)
- Папа был большой- большой ( поднять руки над головой, потянуть вверх)
- Мама с ним поменьше ростом ( руки на уровне груди)
- А сынок - малютка просто ( присесть)
- Очень маленьким он был ( присев качаются)
- С погремушками ходил ( встать, руки перед грудью)
- Дзинь- дзинь, дзинь- дзинь ( дети имитируют игру с погремушками).

Нужно широко использовать загадки, пословицы, поговорки, например,
- У нас семь братьев. Летами все равные , а именем разные. Отгадай, кот мы?
- Четыре братца под одной крышей живут.
- Два брюшка, четыре ушка, что это такое?
- У двух матерей по пять сыновей….
При подборе книг для чтении можно выбрать книги с « математическим» содер-
жанием. Это могут быть рассказы К.Д Ушинского « Четыре желания», стих-ие
А.Блока « Летний вечер», С.Маршака « Давайте познакомимся», Я.Райниса « Десяток», сказки Л.Н..Толстого « Три медведя», Остера « Тридцать восемь по-
пугаев», венгерская сказка « Два жадных медвежонка» …. Слушая их, ребенок
запоминает времена года и их последовательность, упражняется в счете до 10 и
различении цифр от 1 до 9, устанавливает зависимость результата измерения одного и того же предмета от величины меры, сравнивает предметы по величине
и устанавливает ряд величин в убывающем или возрастающем порядке, учиться
делить предмет на части…
Чтение литературы, совместные прогулки , наблюдения, игры создают благоприятные условия по формированию математических знаний у детей.

Комментарии

Здравствуйте, Роза Абдулбаровна! Ваш материал по обучению дошкольников очень интересен и познавателен. Несомненно он будет полезен для молодых педагогов детских садов. Чтобы воспитатели могли пользоваться вашими методическими разработками, необходимо только разместить анонс ваших материалов, а сам текст занятий прикрепить в виде файла. В таком виде удобно скачивать и распечатывать Ваш материал.

С уважением методист по дошкольному образованию Морозова М.В.