SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Комплексно-целевая программа гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России!»

Патриотизм - категория нравственная. Патриотизм - это любовь к отчизне (из словаря Даля). Истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности, чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа.
I. Актуальность:
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетныхв современной молодежной политике. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
Ни для кого не является секретом, что за последние десять с небольшим лет произошла смена кумиров. Молодежи предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Любая страна, нация нуждается в наличии действительной, эффективной системы патриотического воспитания граждан адекватной по содержанию и методам, сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире. Особенно настоятельна необходимость в эффективной системе патриотического воспитания в современной России находящейся на крутом историческом переломе.
В 90-е годы фактически оформился и был зафиксирован на уровне государственной политики социальный заказ на развитие школьного гражданского воспитания, отвечающего современным потребностям.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.

II. Концептуальные положения Программы
2.1. Обоснования.
Основным внешним фактором создания Программы являются существенные изменения государственного и социального заказов в области образования, сформулированные в официальных документах:
1) Указ ПрезидентаРоссийской Федерации «О Российском организационном комитете «Победа» от 5 августа 2000 года №1441;
2) Положение о Российском организационном комитете «Победа» (Указ Президента РФ от 05.09.2001 г. №1099);
3) Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»от 16 февраля 2001 г. №122;
4) Приказ Министерства образования России «Об утверждении подпрограммы Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»» от 30.10.2001 №3511.

Внутренний фактор – готовностьпедагогического и ученического коллективов школы МБОУ «СОШ №79» к осуществлению основных направлений Программы патриотического воспитания в школе и система школьных традиций по сотрудничеству с республиканским Домом ветеранов и инвалидов.

2.2. Цель:

развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
развитие системы патриотического воспитания школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественно-экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов Российской Федерации через создание на базе образовательного учреждения детского краеведческого объединения «Юный Зоргенец».

2.3. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

• Создание условий для развития гражданского воспитания в школе.
• Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.
• Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.
• формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и вооруженной защите;
• изучение истории и культуры Российской Федерации и Республики Татарстан;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
• создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания в школе через организацию условий для деятельности детско-ветеранского объединения; методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
• консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности, жителей микрорайона и города в патриотическом воспитании школьников через кружковую работу кружка «Юный Зоргенец».
2.4. Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Координационный совет по реализации Программы. В состав совета входят участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителямимероприятий Программы являются учащиеся и их родители, педагоги, общественность.
Участники программы:
Учащиеся 1–11-х классов МБОУ «СОШ №79».

Кадровое обеспечение:
 администрация МБОУ «СОШ №79»,
 педагоги МБОУ «СОШ №79»;
 педагоги дополнительного образования;
 психолог;
 медицинский работник школы.

2.5. Ресурсное обеспечение Программы.
Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств. Контролирует и отчитывается за использование средств председатель Попечительского совета школы МБОУ «СОШ №79».
2.6. Этапы реализации.
Программа рассчитана на период с 2011 по 2016 годы. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с ветеранскими и другими общественными объединениями, учреждениями культуры и спорта, с органами исполнительной власти города Казань Республики Татарстан, Программа включает следующие этапы:
• сентябрь-ноябрь 2011 г. Изучение официальных документов, создание нормативно-правовой базы деятельности детского краеведческого объединения;
• декабрь 2011 – май 2011 г. Создание Координационного Совета по реализации Программы и её создание;
• август 2011 г. – май 2016 г. Изучение и внедрение Программы;
• июнь 2016 г. - август 2016 г. Анализ результатов деятельности Программы.

2.7. Формы организации:
• педагогический Совет по вопросам патриотического воспитания учащихся школы;
• методические объединения учителей-предметников;
• методические семинары классных руководителей;
• родительские собрания;
• классные часы, диспуты, уроки Мужества, военно-спортивная игра «Зарница», соревнования, конкурсы детского творчества, поисковая работа учащихся и др.
• участие в акциях «Ищу героя», «Вместе поможем ветеранам», «Ветеран живет рядом» и др.

2.8. Ожидаемые результаты:
• Воспитать чувства гражданственности и патриотизма, гордость за свою Родину.
• Повысить нравственный и культурный уровень учащихся.
• Формирование позитивного отношения к окружающему миру, уважительного и доброжелательного отношения к людям разных национальных культур.
• Привитие интереса к истории, культуре, традициям страны.
• Формирование чувства ответственности, потребности быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой деятельности.
• Привитие здорового образа жизни, интереса и потребности в занятии спортом.
• Увеличение числа учащихся, занятых во внеурочное время в сфере дополнительного образования или общественной, социально-значимой деятельностью.
• Создание системы воспитательной работы школы.
• Улучшение организационно-методической работы.
• Создание системы патриотического воспитания в школена основе детского краеведческого объединения «Юный Зоргенец».

2.9. Правовой базой для составления программы являются:
 Конвенция ООН о правах ребенка.
 Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010–2011 годы”.
 Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).
 Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

2.9.1. Методическое руководство:
 Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”.
 Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе...”.
 Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
 Программа развития МБОУ «СОШ №79» 2008 г.

III. Основные принципы организации воспитания:

3.1. Принципы работы
Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации готовности субъекта воспитания и заключению в этот процесс (активность человека, его мотивированность, проблематичность ситуации выбора и принятие решения, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность.
Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

3.2. Направления работы.

I Раздел: Патриотическое воспитание в процессе учебной деятельности;
II Раздел: Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности;
III Раздел: Краеведческая деятельность как фактор формирования
патриотов России;
IV Раздел: Экологическое воспитание патриотов России;
V Раздел: Спортивно-оздоровительное воспитание.

3.3. Основные формы работы:

 работа с ветеранами ВОВ (встречи с ветеранами, уроки мужества, тематические классные часы, концерт для ветеранов микрорайона и др.);
 традиционные мероприятия к знаменательным датам, календарным праздникам страны и Республики Татарстан;
 поисковая работа;
 экскурсионная работа;
 работа с допризывной молодёжью;
 участие в школьных, окружных, городских этапах спартакиады, военно-патриотической игры "Зарница", весенние полевые сборы;
 участие в гуманитарных и просветительских акциях ("Забота", "Рассвет", "Подарок солдату" и др.);
 работа детского краеведческого объединения «Юный Зоргенец».
I Раздел: Патриотическое воспитание в процессе учебной деятельности
Виды деятельности Объекты деятель-ности Субъекты деятельности Время проведения Краткий анализ
I Работа администрации школы и педагогов Заседание методического объединения классных руководителей «Формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России через систему внеклассных мероприятий и вовлечения родителей в УВП» классные руководители ЗДУВР ноябрь 2011 г
Тематический педсовет
«Формирование гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России через систему уроков и внеклассных мероприятий» учителя администрация 2011-2012 г
Оформление выставки "Родословная флага, Герба, гимна РФ и РТ" администрация школы 2011-2012 г
"День призывника" учащиеся 10 -11 классов МУК -1 (центр ОБЖ) Май-июнь
Книжная выставка по теме: «Россия и Татарстан – история и современность» учащиеся 1-11 классов библиотекарь ноябрь
ежегодно
II Работа с учащимися классных руководителей
Уроки Мужества посвященные 65-70-летию Московской, Сталинградской и Курской битвам. учащиеся 10 -11 классов учителя предметники, классные руководители. в течение года по тематическому планированию учителей
Тематические дискуссии:
• «Права человека»,
• «Права человека в Конституции РФ и законодательстве РФ»,
• «Правопорядок. Правоотношения», «Юридический конфликт. Правонарушения. Юридическая ответственность»,
• «Субъекты и объекты гражданского права»
• «Права, обязанности и ответственность членов семьи». учащиеся 8-11 классов ЗДУВР, учителя обществознания, классные руководители. в течение года по тематическому планированию учителей обществознания
Тематические беседы на уроках ОБЖ:
 «Терроризм угроза обществу»,
 «Действия при обнаружении опасности»,
 «Правила поведения при угрозе и во время тер акта».
учащиеся 1-11 классов учителя ОБЖ по тематическому плану учителя
Конкурс сочинений, стихов, рассказов по патриотической тематике «Послание в конвертах», «Письма с фронта».
учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
учителя истории, литературы
ежегодно
Конкурсы рефератов «Я знаю героев России и Татарстана» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
учителя истории 2012 г
Тематические интегрированные мероприятия «Время не закроет героев имена»;
«Вклад ученых в дело Победы». учащиеся 5-11 классов ЗДУВР,
учителя биологии, химии, истории, литературы 2013 г
Интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?» - «История. Люди. События» учащиеся 5-11 классов ЗДУВР,
учителя предметники
III Работа с родителями
Конкурс презентаций «Мой дедушка – ветеран!» родители и учащиеся 1-11 классов классные руководители
1-11 классов 2014 г
Родительские собрания
«Культурные традиции семьи»;
«Воспитание гражданина – долг каждого гражданина»;
«Общечеловеческие и семейные духовные ценности» родители 1-11 классов классные руководители
1-11 классов
2011-2012 г

2012-2013 г

2013-2014 г

II Раздел: Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности
Виды деятельности Объекты деятель-ности Субъекты деятельности Время проведения Краткий анализ
I Работа администрации школы и педагогов Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны учащиеся 1-11 классов руководитель музея, совет музея, ЗДУВР ежегодно
Оформление тематического стенда “Школа- правовое государство” учащиеся 1-11 классов ЗДУВР, совет старшеклассников 2012-2013 г
Митинг «Через века, через года, - помните…» учащиеся 1-11 классов руководитель музея, совет музея, ЗДУВР май ежегодно
Книжная выставка «Солдат войны не выбирает» учащиеся 1-11 классов библиотекарь апрель-май
ежегодно
II Работа с учащимися классных руководителей
Коллективно-творчиские дела (КТД)
Пресс – бой «Что я знаю о войне..?»
Звездный марш – поход «Маршрут к Победе моего деда (прадеда)»;
Защита фантастических проектов «Я выбираю – МИР!» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, совет старшеклассников

2012-2013 г

2013-2014 г

2014-2015 г

Единый классный час
«Есть такая профессия – Родину защищать»;
«Что я могу сделать для своего Отечества»,
«Славные сыны Отечества»
«О доблестях, о подвигах, о славе…»
9 декабря « День героев Отечества» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов
2011-2012 г

2012-2013 г

2013-2014 г

2014-2015 г

2015-2016 г

Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов к 9 мая ежегодно
Акции «Подари капельку добра».
Посещение на дому, оказание посильной помощи ветеранами войны и труда учащиеся 5-11 классов Руководитель музея, совет старшеклассников, ЗДУВР в течение года
Вокальный конкурс «Когда поют солдаты» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, учителя музыки февраль, 2012 г
Правовая игра «Путешествие в страну Законию» учащиеся 6-7 классов классные руководители 6-7 классов, учителя истории, ЗДУВР декабрь
2011 г
Круглый стол: «Не помнить нельзя, забыть невозможно» учащиеся 8-9 классов классные руководители 8-9 классов, учителя истории, ЗДУВР декабрь
2011 г
Празднично литературно-музыкальная композиция «Подвигу народа жить в веках» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, учителя музыки январь
2014 г
Фестиваль инсценированной военно-патриотической песни «Песни Великого подвига» учащиеся 7-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, учителя музыки февраль 2013 г
III Работа с родителями
Посещение ветеранов ВОВ на дому. Операция «Ветеран живет рядом» родители 1-11 классов классные руководители
1-11 классов в течение года
Участие во всех районных мероприятиях, посвященных 9 мая.
(Праздники на Черном озере, Парад Победы) родители 1-11 классов администрация школы ежегодно
Экскурсии по памятным местам г. Казани и Республики Татарстан учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов в течение года

III Раздел: Краеведческая деятельность как фактор формирования патриотов России
Виды деятельности Объекты деятель-ности Субъекты деятельности Время проведения Краткий анализ
I Работа администрации школы и педагогов Обеспечение материально-технической базы музея имени Рихарда Зорге учащиеся 1-11 классов администрация школы 2011-2016 г
Организация краеведческой деятельности на базе школы через кружковые занятия учащиеся 1-11 классов администрация школы 2011-2016 г
Организация поисковых мероприятия по увековечиванию памяти защитников нашего Отечества учащиеся 1-11 классов администрация школы 2011-2016 г
Организация встреч с выпускниками нашей школы отличниками воинской службы, участниками войн в Афганистане и Чечне учащиеся 1-11 классов администрация школы 2011-2016 г
Торжественная линейка посвященная дню памяти герою ВОВ –Рихарду Зорге учащиеся 1-11 классов Руководитель музея, совет музея, ЗДУВР 4 октября ежегодно
Торжественная линейка посвященная дню памяти героя – поэта Муссы Джалиля. учащиеся 1-11 классов Руководитель музея, совет музея, ЗДУВР 15 февраля ежегодно
Книжные выставки поэта Муссы Джалиля.
"Слово поэта свободы". учащиеся 1-11 классов библиотекарь к 15 февраля ежегодно
II Работа с учащимися классных руководителей
Единый классный час
«Дружбой народов - гордись Татарстан»;
«Без прошлого нет настоящего и будущего»;
«Государственные символы России и Татарстана: история и современность»;
«Россия и Татарстан – история и современность»;
«Их именами названы улицы Танкодрома». учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов 1 неделя ноября
2011-2012 г

2012-2013 г

2013-2014 г

2014-2015 г

2015-2016 г
Викторина, посвященная Дню Победы «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной!» учащиеся 9-11 классов
ЗДУВР, совет старшеклассников апрель 2012 г
Проект «Удивительное рядом» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР апрель
2015 г
Викторина «Историческое прошлое города Казань» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
учителя истории ноябрь
2013 г
Конкурс рисунков и поделок «Моя милая Родина» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
учителя ИЗО ноябрь 2014 г
Художественный конкурс «История моей Родины в стихах и песнях» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
учителя ИЗО и музыки ноябрь 2015 г
Устный журнал «Люди творившие историю нашего города и нашей страны» учащиеся 5-11 классов ЗДУВР, учителя русского языка и литературы октябрь 2012 г
Конкурс юных журналистов «Маленькое пёрышко»
« Юные корреспонденты пишут о войне»;
«Огненные рубежи» учащиеся 5-11 классов ЗДУВР, учителя русского языка и литературы

октябрь 2013 г

октябрь 2016 г
Конкурс стенгазет «Великие люди в истории нашей страны» учащиеся 5-11 классов ЗДУВР, учителя русского языка и литературы октябрь 2014 г
Экскурсии в школьный музей имени Рихарда Зорге учащиеся 1-11 классов Руководитель музея, совет музея, ЗДУВР ежегодно
Экскурсии по микрорайону Танкодром «Их именами названы улицы Танкодрома». Возложение цветов к мемориальным памятникам учащиеся 1-11 классов Руководитель музея, совет музея, ЗДУВР ежегодно
III Работа с родителями
Родительские собрания:
«Национальные традиции в семейном воспитании и толерантность». родители 1-11 классов

2014-2015 г

Осенняя неделя добра
Акция «Подари радость детям» (сбор игрушек, книжек, детских вещей, для детей – сирот Детской городской больницы №18)
Концерт для детей – сирот Детской городской больницы №18 «Протяни руку дружбы» родители 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, совет старшеклассников ежегодно
Весенняя неделя добра
Акция «Сделай мир добрее»;
Концерт для детей сирот и инвалидов «Мы дарим вам свою любовь»;
Единый классный час «Твори добро на радость всем» родители 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов, совет старшеклассников ежегодно
Операция «Ветеран живет рядом». Сбор информации, о ветеранах,

IV Раздел: Экологическое воспитание патриотов России.

Виды деятельности
Объекты деятель-ности
Субъекты деятельности
Время проведения
Краткий анализ
I Работа администрации школы и педагогов Экологическая эстафета «Сохраним планету голубой и зеленой» учащиеся 1-11 классов администрация школы 2012-2016 г
Акция «Подари улыбку миру» учащиеся 1-11 классов администрация школы 2016 г
Оформление тематического стенда «Твори добро!». учащиеся 1-11 классов администрация школы ежегодно
«Озеленение пришкольной территории» учащиеся 1-11 классов ЗД по АХЧ, классные руководители 1-11 классов ежегодно
Акция «Сохраним наши леса» (сбор макулатуры) учащиеся 1-11 классов классные руководители 1-11 классов, ЗДУВР ежегодно
Акция «Где нет труда, сады там не цветут» (декада экологических субботников) учащиеся 1-11 классов ЗД по АХЧ, классные руководители 1-11 классов ежегодно
II Работа с учащимися классных руководителей
Проект «Красота спасёт мир» учащиеся 1-11 классов классные руководители 1-11 классов, ЗДУВР 2016 г
Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР. учителя ИЗО 2014 г
Круглый стол «Ядерное оружие. Последствия от ядерной войны» учащиеся 9-11 классов ЗДУВР. 2013 г
Конкурс плакатов «Я голосую за мир!» учащиеся 5-11 классов ЗДУВР. 2015 г
Конкурс на самый уютный и зеленый кабинет учителя предметники, ЗДУВР май 2012 г
Участие в Региональной научно-практической конференции «Моя Родина» учащиеся 8-11 классов учителя биологии ежегодно
Участие в городском конкурсе «Сохраним леса Татарстана»
учащиеся 8-11 классов учителя биологии ежегодно
III Работа с родителями
Акция по очистке Березовой Рощи родители 1-11 классов классные руководители 1-11 классов, ЗДУВР ежегодно
Проект «Наша школа самая- самая..!» родители 1-11 классов классные руководители 1-11 классов, ЗДУВР ежегодно

V Раздел: Спортивно-оздоровительное воспитание.

Виды деятельности
Объекты деятель-ности
Субъекты деятельности
Время проведения
Краткий анализ
I Работа администрации школы и педагогов Организация работы спортивных секций (футбол, волейбол, баскетбол, шахматы, бокс) учащиеся 1-11 классов администрация школы сентябрь ежегодно
Проведение физкультминуток в 1-5 классах, динамических пауз 6-11 классах учащиеся 1-11 классов администрация школы ежегодно в течение года
Спортивные эстафеты с элементами гражданской обороны, участием представителей военкомата учащиеся 1-11 классов администрация школы ежегодно
Практическая викторина «Оказание доврачебной помощи», с участием медицинских работников учащиеся 1-11 классов администрация школы ежегодно
II Работа с учащимися классных руководителей
"Смотр строя и песни" учащиеся 5-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов май ежегодно
Военно – патриотическая игра «Зарница» учащиеся 1-11 классов февраль ежегодно
Спортивный праздник
«Будем в армии служить» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов февраля 2012 г
Соревнование «День Ильи Муромца и всех богатырей» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов февраля 2013 г
Героико-патриотическая игра к 23 февраля «Вперед, мальчишки!» учащиеся 1-11 классов ЗДУВР,
классные руководители
1-11 классов февраля 2014 г
Чемпионаты школы по
волейболу;
баскетболу;
футболу;
пионерболу;
легкой атлетике. учащиеся 5-11 классов учителя физкультуры ежегодно
III Работа с родителями
Спортивная эстафета
«Папа, мама, я – здоровая семья» учащиеся и родители 1-11 классов учителя физкультуры, ЗДУВР сентябрь 2012 г
Родительские всеобучи
«Развитие потребностей ведения здорового образа жизни школьников в семье»;
«Как воспитать спортивную, толерантную личность».
родители 1-11 классов ЗДУВР, психолог

2012 г

2013 г

Используемая литература:

1. Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения;
3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы;
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
5. Вестник военной информации – 2000 год;
6. Жуков И.М. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников;
7. Иванова Л.В. Система воспитательной работы внешкольных учреждений;
8. Катуков А.М. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
9. Кулаков В.Ф. Военная психология и педагогика

Прикрепленный файлРазмер
Я - гражданин России! (1).doc3.04 Мб