SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

Описание опыта работы учителя химии и биологии
МБОУ «Татарская гимназия №17 имени Г.Ибрагимова» Московского района г.Казани
Земли не вечна благодать.
Когда далёкого потомка
Ты пустишь по миру с котомкой,
Ей будет нечего подать.
(Василий Федоров)
Я работаю учителем химии и биологии в гимназии №17 имени Г.Ибрагимова.
Педагогический коллектив гимназии 17 несколько лет реализует программу «Экологизации образования и воспитания». Целью данной программы является воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гармонии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе.
Я как учитель химии работаю в рамках этой программы.
Сегодня попытаюсь представить свой опыт работы по теме «Экологизация личности школьников в процессе обучения химии». В основе его лежат рекомендации А.А.Панфилова, В.И.Савченкова и С.П.Довгань «Экология на уроках химии».
Цель работы:
• формирование экологической компетентности школьников.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
• подвести учащихся к усвоению понятия необходимости усиленного внимания человека к природной среде, как фактору пространственной организации общества;
• воспитывать интерес к здоровому образу жизни и сохранению своего здоровья;
• развивать творческую активность и самостоятельность учащихся.
Новизна работы заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса, которые потребовали использования современных технологии в процессе обучения химии.
Предполагаемый результат включает формирование экологической компетентности школьников, повышение мотивации к изучению предмета, развитие устойчивого интереса к вопросам экологии, стремление к участию в экологической деятельности.
На слайде представлены основные направления работы по формированию экологической компетенции учащихся.
Одним из условий успешности экологического образования является единство урочной и внеурочной деятельности.
Программа 8 класса раскрывает роль химических веществ, биохимических превращений, химической промышленности в жизнедеятельности человека.
В программе 9 класса экологическую и здоровьесберегающую направленность имеют темы «Кислород, озон, воздух», «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия», «Химия и здоровье», «Химия и пища», «Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни».
Курс профильного обучения в 11 классе содержит целый раздел «Химия в жизни общества». На этих уроках обсуждаются глобальные проблемы человечества, в том числе загрязнение атмосферы, воды, почвы и их влияние на состояние здоровья; учащимися предлагаются пути решений и выходы из данной ситуации.
В начале учебного года учащимся 8 – 10 классов дается возможность разделиться на группы и выбрать темы проектных исследовательских работ, исходя из их интересов.
В исследовательской работе ребята используют цифровую лабораторию «Архимед», которая включает в себя разнообразные датчики. Ребятами проводятся различные опыты, которые ложатся в основу проектной деятельности учащихся. Она способствует преобразованию и приближению учебного процесса к реалиям жизни, воспитанию самостоятельно, неординарно мыслящих молодых людей, способных к поиску, исследованию, творчеству, принятию обдуманных решений, т.е. конкурентоспособных личностей, которых мы должны готовить в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Применение компьютерных технологий позволяет учащимся создавать интересные презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе школьной научно - практической конференции, проходящей в предметные недели. В этом году проекты учеников были отправлены на XV Поволжскую научную конференцию имени Н.И.Лобачевского, всероссийский конкурс юных экологов.
Немаловажную роль в формировании экологической компетенции учащихся играет интеграция химии и других предметов естественного и гуманитарного цикла. Интегрированные уроки проводятся в рамках предметных недель.
Как начинающему педагогу, большую помощь в реализации методической темы и педагогическую поддержку мне оказывают преподаватели КФУ: Измайлова Зухра Мутыгулловна, Зверев Алексей Анатольевич, Ибрагимова Кадрия Камилевна. Они проводят лекции о здоровом образе жизни, экологической ситуации в РТ, профилактические беседы.
Результатом сотрудничества являются, например, научные публикации.
По окончании основного курса химии, каждые 4 года, планирую проводить мониторинг экологической компетентности учащихся. Надеюсь на выпуске получить учеников со сформированным экологически мышлением, с устоявшейся экологической культурой и гражданской позицией, в том числе и по вопросам экологии и охраны окружающей среды.
На данный момент результатом моей педагогической деятельности является сохранение 100%-ной успеваемости и повышение качества обучения с 70% до 80%.
Так же одним из показателей результативности своей работы считаю тот факт, что из года в год происходит рост количества учащихся, выбирающих химию для сдачи экзаменов в форме ЕГЭ и ГИА. В 2013 году средний балл ЕГЭ по химии составил 76,3%, Средняя оценка ГИА – 3,7.
Так же произошел рост количества учащихся, вовлеченных в разнообразные формы внеурочной деятельности по химии. Увеличилось количество участников муниципальных туров олимпиад. Ребята принимают активное участие во всероссийских заочных и дистанционных олимпиадах по предмету.
Я полагаю, что главная задача образования – воспитание в детях чувства ответственности, планетарного, космического восприятия, что я и пытаюсь сделать на своих уроках химии.

Прикрепленный файлРазмер
опыт работы.docx18.93 кб