SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

Рисунок1

Представление опыта работы классного руководителя
Миндубаевой Анны Борисовны
МБОУ Гимназия №4 Кировского района г.Казани
Воспитание – это прежде всего человековедение.
В.А.Сухомлинский
Каждый классный руководитель сейчас старается найти ответ на одни и те же вопросы: как же воспитывать сегодня? Какую цель необходимо преследовать? Сейчас существует достаточное количество проблем, которые тем или иным образом касаются нашей работы: ослабевают нравст-венные ценности, увеличивается ощущение духовной пустоты у подрастающего поколения. Тем более на данный момент как никогда важно формирование жизнестойкой, а также жизнеспособ-ной личности. Поэтому правильно выбранным путём решения этой проблемы воспитания – это обращение к личности абсолютно каждого ученика, его жизненным силам и возможностям.
Личность учащегося разносторонняя, и, разумеется, будет иметь место если он будет развит духовно-нравственно. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообществах. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни». От того, как будет устроена школьная жизнь, система отношений школы и общества, зависит не только индивидуальный успех каждого выпускника, но и долгосрочное развитие всей страны, и благосостояние всех будущих поколений.
Планирование – основа успешной деятельности классного руководителя. В 2011 году мною была составлена программа моей воспитательной работы в классе
«Мой дом. Моя семья. Мой край» (срок реализации программы 2011–2016 гг.) Программа была составлена в сотворчестве с учителем нашей гимназии №4 Сибгатуллиной Гульнарой Аль-бертовной, классным руководителем 7б класса. Эта программа основана на Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, российской программе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (2010–2015 гг.), целевых республиканских муниципальных программах «Дети Татарстана», «Здоровье», «Семья».
Цель: Создание условий для формирования духовно-нравственной личности гражданина с присущими ему ценностями, взглядами и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
1. Воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способ-ной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.
2. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанно-стям человека.
3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эс-тетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Идеи программы:
1. Идея развития:
– развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспита-тельном процессе;
– развитие личности учащихся;
– развитие воспитательной системы класса в целом.
2. Идея творчества:
– создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творче-ству;
– творчество пронизывает всю жизнедеятельность участников образовательного пространст-ва.
3. Идея сотрудничества:
– партнерские отношения субъектов воспитательной системы;
– совместная деятельность детей и взрослых.
4. Идея толерантности:
– развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
– развитие социальной восприимчивости учащихся, доверия, способности к сочувствию;
– обучение конструктивным способам выхода из конфликтов.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в усло-виях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий органи-зации учебно-воспитательного процесса.
Принципы:
Приоритетными принципами построения моей программы воспитания являются:
Принцип
вариативности Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объе-динений и в мероприятиях, проводимых в классе, школе, учреждениях дополнительного образования города и района
Принцип
сотрудничества Право ребенка выступать в качестве субъекта целеполагания, т.е. пра-во решать проблему «с двух сторон» – и взрослыми, и детьми
Принцип
комфортности Право развивать свои интересы и потребности в максимально ком-фортных для развития личности условиях
Принцип
самоуправления Право на самоуправление в классе и школе
Принцип
заинтересованности Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме
Принцип
адекватности Право выбирать из предложенного максимального объема информа-ции столько, сколько он может усвоить
Принцип
коммуникативности Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми
Принцип
адаптивности Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества
Направления воспитательной деятельности:
Исходя из поставленных задач воспитания, основными направлениями содержания воспита-тельной работы определены:
– гражданско-патриотическое воспитание,
– учебно-познавательная деятельность,
– пропаганда ЗОЖ,
– нравственно-правовое воспитание,
– работа с родителями.
Методы воспитания
Путь достижения заданных целей воспитания – это методы воспитания, без которых невоз-можно осуществлять воспитательный процесс, реализовывать каждый из его компонентов. Выбор методов воспитания и их применение на практике зависит от многих факторов: состояние ребенка и коллектива, привычек и традиций, предмета общения, практической задачи, внешних обстоятельств и др. В практике своей воспитательной работы я использую следующую совокупность методов воспитания:
Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
Неформальные – осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких.
Тренинговые – обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях, осуществляются через деловые игры, тренинги.
Рефлективные – основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании соб-ственной ценности в реальной действительности.
Психотерапевтические – внушение, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик
Средства и технологии воспитания :
Основу методов воспитания составляют средства и технологии воспитания, которые связаны между собой и на практике применяются в единстве.
В своей работе я использую следующие средства и технологии воспитания:
1. Средства воспитания
• способы коммуникации;
• коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
• технические средства;
• культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
• природа (живая и неживая).
2. Технологии воспитания
• Технология коллективного творческого воспитания или методика коллективных творче-ских дел (главная цель – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставлен-ной цели. Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников. Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по-новому, лучше чем было. «Всё творчески, иначе зачем?». Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»).
• Технология гуманного коллективного воспитания (главная цель: нравственно – воспитан-ный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты, человечности, сострадания, уважения к родителям).
• Технология самоуправления (сущность – развитие ученического самоуправления, через ко-торое каждый воспитанник включен в активную жизнедеятельность класса, школы, семьи, окру-жающего социума).
Каждый учебный год в своей воспитательной работе я делаю акцент на одном направлении: в 5 классе – ЗОЖ, в 6 классе – гражданско-патриотическое воспитание. В 7 классе я выбрала на-правление – воспитание толерантности школьников. Такой выбор обусловлен в первую очередь переходным возрастом детей. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и сво-бодного развития. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной ра-боте. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Пре-красно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» – те понятия, без которых невозможны какие либо преобразования в современной школе.
Главная задача – воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.
Ведущие ключевые идеи следующие:
• Воспитание умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе.
• Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных на-циональными, религиозными, половыми различиями, к людям с ограниченными возможностями, инвалидам, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.
• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре.
• Формирование традиций классного коллектива.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непро-сто.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в об-ществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
Особая роль в формировании толерантности у всех категорий принадлежит, безусловно, пе-дагогам. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современ-ной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные усло-вия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются си-туации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального обще-ния.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Возникают два вопроса: с какого возраста и с чего начинать формирование толерантности? Я считаю, что формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, далее в период становления личности и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную внутреннюю установку, то и ребенок, попадая в государственные образовательные учреждения, естественно, не будет готов принимать других такими, какие они есть. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, всего того, что, в конечном счете, определяет индивидуальное и коллективное поведение людей, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. Решение первого вопроса предполагает ответ на второй. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы при реализации самостоятельной или групповой деятельности дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Очень удобно, эффективно показывать это с помощью этнопедагогических средств – через природу, игру, традиции, быт, искусство, фольклор. На бытовом уровне мы постоянно впитываем, ос-ваиваем традиции и обычаи своих соседей, в школе изучаем историю других народов, постигаем общность нашего социально-исторического развития. И дети, и взрослые накапливают опыт меж-национального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах. Именно это помогает преодолеть национальное самовозвеличивание, чувство национальной исключительности. Наша педагогическая задача – помочь учащимся обрести уважение к чести и достоинству каждого народа. Достоинства людей – их личные, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Благородный человек встанет на защиту обиженного, если даже придется идти против своих сородичей, соотечественников. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.
Приемы воспитания толерантности
Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.
Прием «Эстафета». Я так организую деятельность, чтобы в процессе ее организации взаи-модействовали бы учащиеся из разных групп. Например, на классном часу организую группы для проектной работы так, чтобы в каждой были дети разных национальностей.
Прием «Взаимопомощь». Классный руководитель так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела (работа над социальным про-ектом)
Прием «Акцент на лучшее». Классный руководитель в разговоре с детьми старается под-черкнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы классный руководитель стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Например, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше бы-ли информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Например, ребенок придумывает ис-торию про себя и вместе в одноклассниками разыгрывает ее.
Прием «Обмен ролями» – учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые полу-чили при выполнении заданий. Например, при выполнении проектной работы на каждом ее этапе сменяется руководящий.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии
Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию от-ношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком:
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. Например, при ссоре нескольких детей дать им возможность как бы «посмотреть на себя со стороны», применив этот прием.
Прием «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоре-чивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу опре-деленное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые явля-ются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кино-фильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других нацио-нальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначен-ную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкаль-ные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.
Педагогических приемов – бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые прие-мы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивиду-альному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для друго-го.
Игровые приемы
«День рождения»
Каждого из учеников поздравляем с днём рождения, звучит музыка, по цепочке ученики го-ворят по одному пожеланию.
«Сюрприз для победителя»
Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если все одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно вместе готовим поздравление.
«Утро начинается с улыбки»
Каждый день в начале первого урока предлагаю детям посмотреть друг на друга поздоро-ваться и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа спорится).
«Комплименты»
Улыбнитесь и скажите друг другу что-нибудь хорошее.
«Какие мы?»
По очереди ученики подбирают прилагательные о нашем классе. Подводится итог. Если прозвучали отрицательные высказывания, делаем вывод – почему, как это исправить.
«Дружеская мойка»
Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга. Один ребёнок прохо-дит между рядами (через «мойку»), другие дети поочередно пожимают ему руку, дружески похло-пывают по спине, одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый ребёнок). Целесообразно, пропус-кать через «мойку» 1-2 человек в день.
«Обида»
Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды): «Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
«Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. За-чем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и беспо-лезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагаю детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на…», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева).
Представленная система приемов может выступать как форма воспитательной работы, на-правленная на формирование толерантности у детей. Данную форму работы вправе проводить классный руководитель, но учитывая следующие требования:
• добровольное включение в тренинг каждого ребенка на основе знаний о структуре и осо-бенностях его личности;
• конфиденциальность: все, что происходит и говорится на занятии, не выносится на обсуж-дение за пределы группы;
• обеспечение физической и психической безопасности участников группы: отсутствие аг-рессии и насилия в процессе тренинга и после него;
• рефлексивность: в конце занятия подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями, чувствами.
Большую роль в оценке результативности реализации программы играет диагностика. В своей работе я использую следующие типы диагностики:
– начальная (связана с планированием и управлением классным коллективом);
– корректирующая (проводится в самом процессе организации деятельности ученического коллектива, ориентирует классного руководителя на изменения, которые происходят в учениках и коллективе; оценивает правильность ранее принятых решений);
– обобщающая (проводится в конце каждого учебного года в системе прогнозирования ре-зультатов воспитательной работы; дает основные данные для коррекции педагогического воздей-ствия в течение следующего учебного года).
Ожидаемые результаты реализации программы воспитания:
1. толерантное поведение детей в их практической деятельности;
2. обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;
3. приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
4. овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
5. становление воспитанного социально активного, толерантного классного коллектива, в котором каждый отдельно взятый индивидуум представляет собой гармонично и всесторонне развитую личность с сформированным понятием толерантного отношения в обществе;
6. проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей пла-нете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, строить мирное будущее.
Августин, как то сказал «…в главном – единство, в спорном – свобода, во всём – любовь». Неплохо было бы взять эти слова за главную цель толерантного воспитания и образования. Ведь на данный период времени, очень важно научить детей ценить свободу, правильно её понимать, любить друг друга и жить вместе в мире и уважении к себе и другим.

Прикрепленный файлРазмер
опыт работы .docx35.56 кб