SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

опыт педагогической работы.

Копия фото Ильфата 2

Описание опыта работы учителя истории и обществознания Гимадеева Ильфата Халялетдиновича «СОШ №35 с углубленным изучением отдельных предметов Приволжского района г.Казань».

Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках групповых форм работы с использованием активных деятельностных методов обучения.

Введение.
Как мотивировать учеников к повышению знаний? Как сделать так, чтоб им было интересно на уроке? Эти вопросы встают перед каждым учителем. Передо мной, как представителем данной благородной профессии, также всплывают эти вопросы. Работая в системе образования четвертый год, я понял, что успех ученика в учебе напрямую зависит от его интереса к предмету. Поэтому свою педагогическую деятельность я акцентирую на двух направлениях - интерес и любопытство.
Значимость этих понятий для каждого из нас трудно переоценить. А.Эйнштейн говорил, что «если человек не обладает любопытством то он, по крайней мере, слеп». Таким образом, он подчеркивал, что без любопытства и интереса невозможен процесс полноценного познания мира. В этом состоит актуальность выбранной темы.
Исходя из этого, была определена педагогическая цель–формирование устойчивой мотивации к урокам истории и обществознания.
Реализации поставленной цели может способствовать и система работы учителя по методической теме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в рамках групповых форм работы с использованием активных деятельностных методов обучения». Под познавательной деятельностью мы понимаем деятельность, направленную на добывание новых знаний, а не получение их в готовом виде, а под активными деятельностными методами –самостоятельную работу учеников путем проб и ошибок.
Для достижения цели и реализации заявленной темы необходимо решить следующие задачи:
1. Ознакомиться со степенью изученности проблемы в педагогической теории и практике, изучить методику организации познавательной деятельности учащихся,выявить пути и средства включения ученика в познавательную деятельность;
2. Создать условия для реализации познавательной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время;
3. Развивать общеучебные и социальные умения и навыки, необходимые для организации познавательной деятельности;
4. Определить механизмы развития исторического мышления через учебно-познавательную деятельность учащихся.
Достижение данных задач позволит последовательно выстроить работу, как учителю, так и ученикам и, соответственно, достигнуть цели.
Теоретический раздел:
При разработке и реализации данной темы были проанализированы источники двух видов:
1. Психолого – педагогическая литература;
2. Методические разработки, опубликованные в методической литературе и на сайтах и блогах педагогов.
Из первой группы источников хочется выделить следующие труды:
1. ГинА.А. Приемы педагогической техники. – М: Вита-Пресс, 2013;
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М: Народное образование, 1998;
3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе.- М: Дрофа, 2009.
В этих трудах, на наш взгляд, наиболее полно раскрываются теоретические аспекты работы учителя. Важным моментом являются рекомендации по выбору методов и приемов преподавания. Хотелось бы остановиться на труде А.А. Гина «Приемы педагогической техники», где автор раскрывает пять основных составляющих интересного урока: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность. При этом каждый из элементов следует за другим: только в свободе выбора мы можем добиться открытости учеников, а, следовательно, добиться деятельности во время урока. Через обратную связь учителю придет осознание, насколько идеально он применил приемы и методы. Также А.А. Гин дает нам ключевую мысль нашей работы: «Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».
Практическое применение методов даются в журнальных и газетных статьях учителями и методистами различных школ:
1. Клементьева Н.П. Погодина Л.А. Применение театральной педагогики на уроках истории. // Первое сентября/ № 6, 2012.
2. Макарова Л.И Активные методы преподавания на уроках истории. // Преподавание истории в школе/ № 4, 2011.
3. Никулина Н.Ю. Проблемный метод преподавания истории в средней школе.// Преподавание истории в школе/ № 3, 2012.
Несмотря на разноплановость литературы, видна общая ее тенденция- максимальная концентрация приемов и методов в помощь преподавателям.
Известно, что в период взросления и в процессе социализации учащиеся 7-8х классов наиболее зависимы от своих сверстников (у них развит эффект группы),поэтому было решено воспользоваться этим фактором. Для повышения интереса учащихся считаем необходимым использовать групповые формы работы на уроках истории. Из всего многообразия существующих подходов к групповым формам работы можно выделить три основные формы: 1- фронтальные групповые формы, 2- работа в статических и динамических парах, 3- дифференцированная групповая работа.
В зависимости от использования той или иной групповой формы выбираются определенные приемы. Выбор той или иной групповой формы работы зависит как от специфики класса, так и от программного материала.
При фронтальных формах работы, направленных на решение определенной общей проблемы или нахождения верного решения, нами используется прием «Пусть карта заговорит»- определение по карте, о чем пойдет речь на уроке, или ассоциация с маршрутом путешествия. Как правило, при данной форме работы класс работает по принципу рядов. Задача учителя добиться высказывания самостоятельных версий от учеников и нахождения впоследствии правильного ответа.
Работа в статических и динамических парах применяется, как правило, при необходимости использования проблемно -деятельностного метода, когда требуется рассуждение и углубление в проблему. При использовании данной формы применяется прием «Открытая задача», не имеющая единого правильного ответа. Данный прием развивает у учеников навыки рассуждения.
Дифференцированная групповая работа применяется при преследовании нескольких задач. После их решения группы обмениваются информацией друг с другом. Также данная система продемонстрировала свою эффективность при работе с одаренными детьми.
Во внеурочной работе также используются групповые формы: подготовка к предметной олимпиаде по истории, участие в интеллектуальных играх, подготовка и проведение воспитательных мероприятий.
Наши уроки в основном ориентированы на творческо-поисковую самостоятельность школьников. Дети приобретают опыт ведения полилога, дискуссии, учатся полемизировать. И на уроке и при подготовке к уроку ребята выступают в качестве исследователей. Показательной при этом может быть работа учащихся на уроке через приём «карусель», в основе которого лежит принцип взаимообмена информацией. Класс делится на учебные группы. Перед каждой из групп ставится задача, которую ребята решают совместно, используя при этом различные источники исторической информации. По истечению условного времени группа сообщают результат работы. Как правило, всю эту информацию группе предлагается свернуть в схему, таблицу, проиллюстрировать в красках. Ребята отвечают на вопросы одноклассников, учителя. Оценивает работу спикер группы, учитель, одноклассники. «Условное время» и задача могут быть даны учителем непосредственно на уроке, а могут быть определены для решения и во внеурочное время (в качестве домашнего задания). Это определяется учителем, исходя из сложности задачи.
Таким образом, среди апробированных техник мы можем выделить наиболее эффективные, которые позволяют не только повысить мотивацию учащихся к предметной области, но и способствуют формированию комплекса компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная и информационная.

Практический раздел:
Перед тем как апробировать и приступить к реализации обозначенной методической темы, необходимо было провести педагогический мониторинг, направленный на выявление интереса учеников к предмету история. Мониторинг проводился по системе, разработанной Рудковским Н.М. В результате анкетирования, проведенного в ходе мониторинга, выяснилось, что в седьмых и восьмых параллелях уровень интереса к предмету ниже, чем в шестых классах. Исходя из этого, возникла необходимость выбора и разработки методики, направленной на повышение интереса к предмету.
Методика групповых форм работы была введена нами в октябре 2013 года. В январе 2014 года был проведен вторичный мониторинг. Результаты, полученные при втором анкетировании, продемонстрировали положительную тенденцию. Седьмые и восьмые классы показали повышение интереса к предмету. Учебная активность приобрела непрерывный и мотивированный характер. Учащиеся получили творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов.
Повышение интереса незамедлительно сказалось на результативности учеников, как в урочной,так и внеурочной работе. В урочной деятельности наблюдается повышение качества знаний в 7-х классах с 64% до 70%; в восьмых классах с 61% до 68%.
Во внеурочной работе, прежде всего, необходимо отметить успешное участие учеников различных параллелей в предметной олимпиаде по истории. Три ученика стали призерами муниципального уровня: Шигабуддинов Марат (7 класс), Пичкалев Максим, Хамидуллин Эмиль (8 класс). Ученик 11 класса Шабалов Георгий стал победителем муниципального тура, а ученик 8 класса Хамидуллин Эмиль вошел в число призеров республиканского уровня.
Интерес к предмету воплотился в проектной деятельности, которая реализовывалась через участие в научно-исследовательских конференциях различного уровня. Ученица 10 класса Коробкова Яна приняла участие в Поволжской конференции учащихся имени Н.И. Лобачевского с работой «Изменение отношения к религии со стороны власти ТАССР в период Великой Отечественной Войны. На основе опубликованных материалов Национального Архива РТ»; ученик 7 класса Хамидуллин Эмиль – в республиканской конференции «Служу Отечеству» с работой «Герои Советского Союза из ТАССР в поствоенный период».
Знания истории заметно сказались на успешном выступлении команды школы в городской интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», на результатах участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня.
С момента выдвижения методической темы и ее реализации неоднократно проходила апробация отдельных техник, методик, приёмов. Первым шагом явилось представление и утверждение методической темы и приемов работы на заседании школьного методического объединения. Практическая реализация работы была продемонстрирована на открытом уроке в рамках городского семинара «Современной школе - современный учитель», организованный Городским методическим центром в рамках школы молодого учителя. Опыт работы был представлен в статье «Использование интеллектуальных игр на уроках истории для развития когнитивных способностей», опубликованной в российских средствах массовой информации (kazanobr.ru) и размещённой в блоге учителя.
Анализируя данные, полученные в результате применения групповых форм работы и деятельностного метода, были сделаны следующие выводы:
1. Применение групповых форм работы в урочной деятельности повысили уровень интереса и мотивации к предмету история, что сказалось на качестве обучения.
2. В рамках групповых форм работы в урочной деятельности применялись различные игровые приемы на каждом этапе урока: « Разминка»- орг. момент; «Пусть карта заговорит»- переход к новой теме; «Открытая задача», «Карусель»- объяснение нового материала; «Обратная связь»- рефлексия. Несмотря на разность применяемых приемов, каждый из них направлен на самостоятельную активную деятельность учащихся.
3. Во внеурочной деятельности применение групповых форм работы вылилось в активное участие и успешное выступление учеников в предметной олимпиаде по истории и научных конференциях различных уровней, а также в участии в интеллектуальных играх и воспитательно-творческих мероприятиях.
4. Внеурочная форма работы также включает различные методы и приемы групповой работы: подготовка к предметной олимпиаде-кластерская система, подготовка к интеллектуальным играм и воспитательная работа- модераторство.
Высокий уровень мотивационной деятельности на уроках говорит о том, что учащиеся легко и с интересом усваивают учебный материал, успешно овладевают программой, учатся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Используемые нами приемы и методы, применяемые в рамках групповых форм работы, способствуют тому, что процесс образования проходит не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Таким образом, наша работа направлена на выполнение требований, стоящих перед современным учителем в рамках ФГОС и, соответственно, достижению поставленных перед собой целей и задач.