SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение опыта работы

Обобщение педагогического опыта работы
в качестве классного руководителя
Для воспитания детей нужен не великий ум,
а большое сердце – способность к общению,
к признанию равенства душ взрослого и ребенка.
С.Соловейчик
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества, и общество возлагает эту задачу на школу.
Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Мне близки основные концептуальные положения гуманно – личностной технологии Ш.А. Амонашвили.
 Гуманизм: искусство любви к детям, свобода выбора, радость познания.
 Индивидуальный подход: изучение личности. Развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха.
 Мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество «Вопрос», атмосфера романтики.
 Резервы семейной педагогики.
Исходя из этого, основной целью своей работы как классного руководителя считаю раскрытие потенциала личности ребенка, обогащение его внутреннего мира.
Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана культурного наследия – вот ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе, поэтому перед собой ставлю следующие воспитательные задачи:
 Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям;
 Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности;
 Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира детей;
 Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность;
 Формировать правосознание ученика, гражданскую позицию;
 Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту;
 Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, учителей и родителей.
Каждый ребенок – это личность. А ответ на вопрос, какую личность мы хотим воспитать, каких результатов добиться, я вижу в модели современного ученика, где Я – это целостная, всесторонне развитая и развивающаяся личность.

Воспитание успешно, если оно системно. Каждая составляющая модели представляет определенное направление работы: «Я - гражданин – патриот», «Я – милосердный человек», «Я хочу все знать», «Я – эколог», «Я –созидатель», «Я - творец и ценитель прекрасного», «Я –сторонник здорового образа жизни».
В процессе реализации этих направлений принимаю во внимание и учитываю уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит умелое сочетание разнообразных форм и методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.
«Я – гражданин-патриот»
- Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся; формирование чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.

Проведенные мероприятия:
 классные часы «Судьба России – моя судьба!» «Государственные символы», «Нам дороги эти позабыть нельзя», «Память о войне жива»;
 подготовка презентаций «Дети войны», «Герои Советского Союза - мои земляки», «Города-герои»;
 посещение школьного Музея юнг, музея-квартиры М.Джалиля, музея А.Алиша (школа 55);
 участие в школьном конкурсе чтецов, 1 место;
 участие в митинге, посвященном празднованию ВОВ с возложением цветов к памятнику Соловецким юнгам;
 участие в акции «Венок памяти и славы» - спуск венка на фарватере Волги;
 Участие в Смотре строя и песни, посвященном Дню защитника Отечества (призовые места);
 районный конкурс «Мой любимый район», 2 место;
 конкурсе песен о Великой Отечественной войне, 1 место.
(Приложение 1)
«Я - милосердный человек»
- Привитие навыков культуры поведения, культуры речи и общения, формирование толерантного, милосердного отношения к людям.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Уважение и терпимость», «Искусство слушать собеседника», «Жестокость, равнодушие и сочувствие», «Убеждения. Как они складываются?», «Честь и собственное достоинство сильнее всего», «Почему подросток совершает преступления?», « Мы открываем себя и друг друга», «Заботимся о младших, помогаем старшим»;
 дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов;
 шефство над первоклассниками;
 участие в ежегодной Ярмарке милосердия.
(Приложение 2)
«Хочу все знать»
- Развитие внимания, творческих способностей, привитие интереса к учёбе.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Как узнать себя и развить свои способности», «Сокровенные знания», «Умеешь ли ты учиться?», «Чтение и память». «Как развивать свои способности?»;
 участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам;
 подготовка и защита проектов.
(Приложение 3)
«Я – созидатель»
- Формирование у учащегося ответственного отношения к своей учебе, к своему труду.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Избери свою судьбу», «Терпенье и труд все перетрут», «Какие профессии мы выбираем»;
 участие в акции “Чистота спасет мир”;
 участие в конкурсе новогодних поделок;
 участие в конкурсе гимназии «Осенний букет», 1место.
(Приложение 4)
«Я – эколог»
- Развитие потребности общения с природой, понимания ценности природы.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Экология. Загрязнение среды и наука»; «Наш дом – земля», « Из тысячи планет – Земли прекрасней нет»;
 мини-проект «Мой родной Татарстан»;
 участие в акции «Сохраним зеленые леса»;
 экологический КВН;
 создание классной «Красной книги».
(Приложение 5)
«Я - творец и ценитель прекрасного»
- Развитие эстетического вкуса, творческих способностей, формирование чувства прекрасного; воспитание культурно просвещенного и всесторонне развитого человека.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Десять заповедей творческой личности»,
«Красота внешнего облика», «Чудеса света», «Христианские праздники и обычаи», «Хоть поверьте, хоть проверьте»;
 посещение выставок, музеев, театров.
(Приложение 6)
«Я - сторонник здорового образа жизни»
- Формирование ценности здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, развитие мотивации к ЗОЖ; воспитание гармонично развитой личности: здоровье тела, духа и разума.
Проведенные мероприятия:
 классные часы и беседы «Давление среды (профилактика зависимостей)», «Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом», «В здоровом теле – здоровый дух», «Гражданин 21 века – здоровый, сильный духом человек»;
 конкурс рисунков «Спорт против наркотиков»;
 конкурс песен «Казань – спортивная»;
 ежегодная эстафета, посвященная памяти И.М.Найшулера;
 спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
 создание презентации «Мы за ЗОЖ»;
 чемпионат начальной школы по мини-футболу,1 место.
(Приложение 7)

В успешной реализации данных направлений мне помогает:
1. Организация в классе системы детского самоуправления.
2. Работа театральной студии «Фантазия».
3. Тесная взаимосвязь с психологом гимназии.
4. Сотрудничество с родителями.
Система детского самоуправления
В классе создан отряд «СМИД» - Союз мальчишек и девчонок. В отряде есть староста, заместитель, директор библиотеки и другие. Работа отряда еженедельно освящается в классной газете, ведется летопись класса. Работа «СМИДа» основана на следующих принципах:
 каждый ученик выполняет роль творца;
 каждый ученик уважаем, защищен,
 каждый имеет свои обязанности и права.
Система самоуправления позволяет мне реализовать в классе демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях между мной и детьми; совместно вырабатывать цели, задачи, находиться в состоянии сотрудничества и сотворчества.
Работа театральной студии «Фантазия»
(Авторская программа театральной студии «Фантазия», рецензия кпн., доцент АСО факультета педагогики и психологии Сахиева Р.Г.)
Школьный театр обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребёнка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей гуманистические ценности. Театральное искусство – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагает ряд богатейших возможностей как в нравственном, так и в развивающем и эстетическом воспитании детей, в организации досуга. Эти размышления и подтолкнули меня к созданию театральной студии «Фантазия». Я считаю, такая работа отвечает актуальным запросам формирования личности младшего школьника.
К сожалению, у современных подростков наблюдается снижение уровня нравственной культуры, растет агрессия, появляются вредные привычки, а возможностей для самореализации недостаточно. Занимаясь в нашей студии, ребята получают возможность реализовать свои творческие возможности и проявить себя. А театр творит чудеса! Ученики становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее.
Динамика развития театральной студии «Фантазия»

Мы стали настоящим коллективом!
Психологическая служба гимназии
Важной составляющей работы классного руководителя я считаю тесное взаимодействие и сотрудничество с психологической службой гимназии.
В конце первого полугодия 2013-2014 учебного года был проведен тест «Мотивация к обучению». В нем участвовал 31 учащийся. По результатам диагностики было выявлено 3 уровня школьной мотивации:
Первый (высокий) уровень мотивации – 13 человек, это составляет 42%. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
Второй (хороший) уровень мотивации – 16 человек, что составляет 52%. Показатель указывает на то, что эти дети имеют хорошую школьную мотивацию. Они успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
Третий (средний) уровень мотивации – 2 человека, это составляет 6%. Результат показывает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочной деятельностью. Ребёнок достаточно хорошо чувствует себя в школе, однако чаще всего его привлекает возможность пообщаться с друзьями и учителями.
Анализ результатов теста показывает, что учащиеся 4 А класса считают обучение в школе главным, ценным, достойным делом. Они радуются отличным оценкам, тому, что они узнали, приобрели, сами оценили. Их работа на уроке приобрела свой подлинный смысл: научиться, узнать, понять, иными словами – измениться, усовершенствовать себя.

Также мною было проведено социометрическое исследование структуры взаимоотношений в классе.
Исследование было проведено в ноябре 2013г. Были заданы следующие вопросы:
- Кого из членов класса вы хотели бы видеть в 5 классе. Укажите 3 –5 фамилий товарищей;
- Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в 5 классе;
- Кто, по вашему мнению, выберет вас;
- Кто, по вашему мнению, вас не выберет.
Результаты исследования показали:
1. В классе благополучные межличностные отношения.
2. Большинство учащихся пользуется уважением одноклассников, значит, им комфортно в школе.
3. Класс сплочен, нет изгоев. Ребят объединяют общие интересы, желание учиться, общие дела и планы.
4. Класс дружный: каждый ученик имеет положительные мотивационные желания к обучению, уважает личность товарища.
5. Каждый чувствует себя личностью.
За последние четыре года наблюдается тенденция повышения уровня воспитанности учащихся класса. Стабильно увеличивается процент учащихся на высоком уровне, а также уменьшается процент учащихся, находящихся на низком и среднем уровне. Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самим ученикам корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием, чтобы достичь лучших результатов и успеха.
Большинство учащихся класса (10 человек) к концу Ι полугодия 4 класса находится на высоком уровне воспитанности. Они уважают товарищей, дружелюбные, сопереживающие. Добровольно и бескорыстно помогают людям. Трудятся увлеченно, творчески. Поручения выполняют без напоминания, добросовестно. Учатся с увлечением, много читают, стремятся получить дополнительные знания. Имеют постоянное любимое увлечение, занимаются в кружках, секциях. Устойчивы в привязанностях, умеют руководить своими эмоциями.
На среднем уровне – 16 человек класса. Ребята уважают товарищей, помогают другим людям, но не всегда сами замечают тех, кто нуждается в помощи. Учащиеся класса приветливы, выражают сочувствие. Исполнительны. С удовольствием участвуют в тех делах, где могут себя проявить, но в новых видах деятельности теряются. Учатся в полную меру сил, но творчество проявляют редко.
2 человека из класса находятся на уровне ниже среднего. Этим детям нужна поддержка товарищей и учителя. Они не уверенны в своих силах, хотя добрые и послушные. Занимаются в учреждениях дополнительного образования. Иногда стараются себя проявить в творческих делах.

Сотрудничество с родителями.
Взаимодействие и сотрудничество с родителями учащихся – важное направление работы классного руководителя. В своей работе с родителями я придерживаюсь следующей системы:

Активное вовлечение родителей в жизнь школы происходит через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. (Приложение 8).
Совместно с родительской общественностью проведены такие мероприятия: «Папа, мама и я – спортивная семья», « Мой любимый Московский район», фотоконкурс «Зимушка, зима», «Я – юный повар», сбор материала об истории школы, конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «К 75-летию ВОВ», классный час «Им рукоплескали спортивные арены», Всероссийская акция «Спорт – вместо наркотиков». Своевременный и тесный контакт с родителями обучающихся позволяет нам обрести в их лице необходимых и надежных помощников, проявляющих интерес к литературному творчеству. Оценка деятельности классного руководителя отражена в отзывах, благодарственных письмах родителей
Анализируя проделанную работу, следует сказать, что работа по достижению поставленных целей и задач ведется ежедневно. Как классный коллектив мы многого добились. Но нам, несомненно, есть к чему стремиться; у нас есть для этого время и силы, а главное – возможности и желание.
Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно потому, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому в любой момент они могли бы обратиться со своими трудностями и проблемами. Я считаю, что простые слова: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам - значат в жизни каждого человека намного больше. Быть нужной и полезной для детей и их родителей очень важно для меня.
Гарантом успеха своей работы я считаю десять заповедей воспитания, автором которых является Кораковский В.А.:
1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
6. Развивай в себе незаурядность.
7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Приложение 1
«Я гражданин – патриот»

Приложение 2
«Я – милосердный человек»

Приложение 3
«Я хочу все знать»

Приложение 4
« Я –созидатель»

Приложение 5
«Я – эколог»

Приложение 6
« Я - творец и ценитель прекрасного»

Приложение 7
«Я - сторонник здорового образа жизни»

Приложение 8
Сотрудничество с родителями