SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта

Описание опыта.
Перемены в общественной жизни, деполитизация, экономические перестройки привели к разрушению идеалов, нравственных и духовных ценностей. На современном этапе произошел резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Безусловно, школа должна давать образование, вместе с тем в ней должны создаваться условия для формирования, развития и реализации личности.
В основу моей воспитательной программы легли идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного развивающего пространства, идея школы-семьи. Научным и практическим основанием для программы стали идеи и педагогические системы В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского, Е.А.Ямбурга, Н.Е.Щурковой.
Основа гуманистической системы воспитания – личностно ориентированный подход, суть которого пробуждение интереса к своей личности, к своему развитию. Во главу угла становится ребенок, превратившись из объекта в субъект воспитания.
Гуманистический принцип воспитания сочетается с деятельностным подходом, т.е. воспитание через деятельность. Нравственные, духовные, физические качества человека, отношения личности к разным аспектам действительности, к себе, к другим людям формируются в деятельности, в конкретных ситуациях.
Исторически сложилось, что для классного руководителя первостепенной задачей всегда являлась задача развивать духовно и культурологически, а на сегодняшний день общественные ожидания связаны с воспитанием молодой технологической элиты, которая повлияет на экономический уровень России.
Поэтому каждый классный руководитель на современном этапе вынужден искать для себя новую универсальную модель, так называемую «золотую середину», так как отказ от одного может привести к формированию духовно нищего поколения, а отказ от другого- к экономическому порабощению государства более развитыми странами.

Пути решения:
Выстраивая свою концепцию воспитательной работы, я опиралась на идею природосообразности, принципы непрерывности и преемственности. Кроме того, я посчитала целесообразным использовать в своей воспитательной работе некоторые принципы экспериментальной программы «Школа 2100», а именно – деятельностно ориентированные, так как, во-первых, они отвечают требованиям нового взгляда на воспитательный процесс, во-вторых, в нашей школе есть опыт работы по этой программе.
Выбирая главное направление, развитие которого повлечет за собой всю воспитательную систему вверх и сделает ее результативной, в иерархии всех ценностей я отдала двум сферам: познавательной и духовной.
Основные принципы воспитательной программы:
 ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
 ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
 субъективность (содействие развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
 понятие ребенка как данности (признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Основные принципы технологии деятельностного метода, лежащие в основе воспитательной программы:
 Принцип социальной активности.
Целью и критерием воспитания является способность к социальному действию, социальному поступку. Естественная активность направляется в социальное русло, таким образом происходит формирование личности, способной к самостоятельному выбору и самостоятельному принятию решений, способной противостоять внешнему давлению и отстаивать свое мнение.
 Принцип социального творчества.
Действие, которое совершает ребенок, должно быть актом его свободного выбора, свободного творческого волеизъявления.
 Принцип взаимодействия личности и коллектива.
В образовательном учреждении один коллектив, включающий и учеников, и учителей. Этот коллектив является определенной ступенью развития социальной группы, в которой межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
 Принцип развивающего воспитания.
Личностное развитие школьника предполагает опережающее его участие в деятельности коллектива. Сегодня ребенок совершит значимое действие при поддержке, подсказке кого-либо, завтра он будет способен сформировать мнение самостоятельно, принять собственное решение, ответственно совершить поступок.
 Принцип мотивированности.
Воспитание личности будет неполным без понимания ведущих ее мотивов.

Принцип индивидуализации.
Ребенок должен «вписываться» не в наше обобщенное и усредненное, каким он должен быть, а в наше представление о том, каким этот конкретный ребенок как личность мог бы стать.
 Принцип целостности воспитательного процесса.
Воспитание не может быть разложено на отдельные слагаемые, оно, как и образование не сумма предметов, а формирование единого и целостного образа мира ребенка.
 Принцип единства образовательной среды.
Процесс воспитания не дело одной только школы, одна она не в состоянии обеспечить полноценное развитие личности ребенка. Важно создание единой системы внутришкольного и внешкольного воспитания и образования, включающей общее среднее и дополнительное образование в качестве равноправных компонентов.
 Принцип опоры на ведущую деятельность.
Воспитание на различных возрастных этапах должно соответствовать ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями.

Цели воспитательной работы:
1. Раскрытие, развитие и реализация интеллектуальных и творческих способностей учащегося в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
2. Создание условий для формирования ответственности у подростка, способности принимать решения и готовности нести обязанности;
3. Создание условий для формирования общечеловеческой иерархии ценностей.
Задачи воспитательной работы:
1. Развитие самосознания и самовоспитания;
2. Приобщение к ведущим общечеловеческим ценностям;
3. Выявление движущей силы и самоопределения
4. Воспитание нравственных начал и сознательной дисциплины;
5. Формирование волевых качеств, умения управлять собой, выдерживать большие нагрузки, добиваться высоких результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ
В школе я работаю 5 полных лет, за это время выпустила как классный руководитель 11 класс (2010г.), 9 класс (2012 г.), сейчас классный руководитель 5 класса.
Особенно трудным был первый год работы в школе, когда достался 10 класс, коррекционный в количестве 11 человек. Коллектива как такового не было, дети были из разных школ, но по окончании 11-го класса класс превратился в сплоченный и дружный коллектив, активно участвующий во всех мероприятиях школы. 10 из 11 человек поступили в вузы, в том числе и в г. Москву, 8 человек на бюджетную основу. Среди выпускников 1 обладательница золотой медали.
Моя воспитательная программа называется «Мы вместе». Только путем совместных усилий, на примере личного опыта, посредством КТД можно достичь результата.
Мое кредо- не «над ребенком», не «вместо него», а «вместе с ним»!
Поэтому мы ВМЕСТЕ учимся, ВМЕСТЕ играем, ВМЕСТЕ работаем на территории, ВМЕСТЕ открываем мир!