SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

“ Non scholae , sed vitae discimus”
«Мы учимся не для школы, а для жизни»
Сегодня для большинства молодых людей знание иностранного языка является условием успеха в реальной деятельности, условием успешной карьеры и самореализации во внешнем мире.
Социально- политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился в частности и статус иностранного языка как школьного предмета. Иностранный язык стал в полной мере, осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Однако, владея одним и тем же языком, люди не всегда могут правильно понять друг друга, и причиной часто является именно расхождение культур. Именно поэтому обновленным содержанием иноязычного коммуникативного образования является иноязычная культура, то есть языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.
Такое направление-цель моей работы в школе. Я – Садреева Майя Петровна учитель английского языка средней общеобразовательной школы №169 Советского района города Казани. Методическая тема, над которой я работаю «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка»
Цель образования - это человек, его становление, формирование, развитие. Содержанием образования является культура, как одна из духовных ценностей человека. Как передать эти ценности? Мы можем их
передать с помощью иноязычной культуры.
Эту работу я начинаю с первого урока во 2,5 классах, на которых провожу беседу о значении изучения иностранного языка; о прекрасной стране, которая называется Великобританией; напоминаю ребятам, что известные им книги Киплинга (Рики-тики-тави, Маугли и др.), Р.Л. Стивенсон (Остров Сокровищ), Дж. Свифт ( Приключения Гулливера), Д.Дефо ( Робинзон Крузо), К. Дойль ( Шерлок Холмс),сказки – про Винни-пуха , Алису в стране чудес, Питера Пена, Робин Гуда, Гарри Поттера были написаны английскими авторами. Моя основная задача – дать ребятам некоторые сведения о жизни их сверстников в Англии, о традициях, истории и сегодняшней жизни этой страны. Учитывая то, что дети еще недостаточно владеют языком, я даю основной страноведческий материал по-русски или в диалогах с переводом. Эти диалоги представляют собой образцы современного английского языка, и некоторые фрагменты я включаю в школьные уроки для того, чтобы с самого начала приучить ребят к живой реальной речи. Также выполняем упражнения речевого или проблемного характера, направленных на тренировку в узнавании и употреблении новых лексических единиц.
Я приглашаю ребят совершить путешествие в замечательную страну Великобританию. Знакомлю ребят символами страны, с тем как живут их английские сверстники, чем занимаются в школе и дома, какие праздники отмечают, в какие игры играют…Разучиваем любимые стихи и песни маленьких англичан, играем в их игры. Все это дает детям представление о стране. Учащиеся отличаются хорошим уровнем развития речи, раскомплексованностью. Они не бояться говорить то, о чем думают, высказывать свое мнение; их не смущает то, что они могут делать ошибки. Кто не ошибается, тот не учится.
Переходя из класса в класс, учащиеся все больше узнают об истории, литературе, искусстве Англии, о великих людях страны о связях между Россией и Соединенным Королевством Великобритании.
Готовясь к урокам, стараюсь создать творческую атмосферу, стремлюсь разнообразить виды работ, увязывать учебный материал с текущими событиями, создавать такие учебные ситуации, которые близки интересам школьников и связаны с их жизненным опытом.
Главная цель – вызвать у детей интерес к изучению английского языка и культуры страны. Одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком является использование языковых игр,
инсценировок и сказок. Они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют делать учебный процесс интересным. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми » Ребята любят игру. То, что бывает скучно для них при традиционных формах работы, легко усваивается в игре. Она создает возможность для многократного повторения изучаемых структур в условиях, максимально приближенных к реальному эмоциональному речевому общению.
На младшем и среднем этапах обучения уделяю внимание грамматическим, лексическим, фонетическим играм, а также играм, направленным на дальнейшее развитие речевых умений.
Интересно проводятся игры на выполнение различных команд «Игра в роботов», отгадывание предметов, узнавание учеников по описанию их внешности «Угадай-ка», а также ролевые игры: «Экскурсия по школе», «Прием гостей», «Синхронный переводчик» и другие.
Драматизация сказок интересный прием работы, который нравится ребятам. Создаются условия для введения нового материала, для тренировки детей в употреблении лексических единиц и грамматических структур, развития умений аудирования, устной речи и приобретается некоторый социальный опыт, учат добру. Это такие сказки как “ Robin Hood”, “Peter and Wendy” “ Three Little Pigs”, и другие.
Для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур помимо преодоления языкового нужно преодолеть культурный барьер.
К компонентам культуры несущим национально специфическую окраску, можно отнести следующее:
- традиции, а также обычаи и обряды
- бытовую культуру
-повседневное поведение
-национальные картины мира
-художественную литературу
Процесс овладения коммуникативной компетенцией следует организовать таким образом, чтобы сведения о культуре страны и своеобразии ее бытового уклада получили постоянное практическое использование в речевом поведении учащихся, т.е. в социальном контексте. Это способствует развитию у ребят межкультурной компетенции и позволяет им осуществлять общение с представителями культуры изучаемого языка.
Для решения поставленных задач нужно обеспечить материал, дающий возможность изучать поведение, обусловленное культурой страны, язык которой мы изучаем.
К их числу относятся: учебники, аудио – видео диски , вырезки из газет, и журналов, нужно научить учеников извлекать нужную информацию из этих материалов, всякий раз ставить перед ними определенную задачу, для решения которой я организую работу в парах или группах, чтобы извлечь из этого материала как можно больше идей, информации. Проинтерпретировать эту информацию в контексте данной культуры и в сравнении своей собственной. Парная и групповая форма работы способствует общению на уроке. Ребята работают увлеченно, обмениваются репликами, обеспечивает работу всего класса. Школьники приобретают навыки сотрудничества, возникает атмосфера дружеского соревнования, ученики стараются ответить как можно лучше, для того чтобы достичь хороших результатов.Так при изучении темы «Праздники» ребята составляют диалоги и полилоги. Рассказывают о своих любимых праздниках, о праздниках России и Англии говорят о традициях и обычаях стран.Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают ее с родной культурой. Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом процесса обучения иностранным языкам и культуре. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально – культурной базе родного языка. В настоящее время задача учителя сформировать уважительное отношение к западной культуре без принижения национальной и российской многонациональной культуры. Нужно воспитывать у учащихся толерантность, открытость, уважение к культуре других народов как части культуры своей родины и мировой культуры. За осознанием сопричастности к чужой культуре и
постижением ментальности другого народа можно осмыслить самобытность собственной культуры. В этом контексте большое значение приобретает использование краеведческого материала. На своих уроках мы с ребятами изучаем традиции, нравы, обычаи народов Татарстана, знакомимся с великими людьми страны, экономикой и географическим положением. В школе стало традицией проведение совместных семинаров, конференций, фестивалей учителями русского, татарского и иностранных языков.
Возрасту 16 – 17 лет присуще стремление проявить себя – им хочется рассуждать, анализировать, высказывать собственное мнение. Поэтому распространенной формой работы становятся уроки – конференции, круглый стол, экскурсии, интегрированные уроки, компьютерные презентации.
Одной из главных задач своей работы считаю выявление и обучение способных и одаренных детей. Контингент учащихся не может быть однородным. В каждом классе есть дети с опережающим развитием интеллекта с ярким проявлением способностей к изучению иностранных языков. К обучению ребят подхожу, дифференцировано, применяю разноуровневые задания, занимаюсь индивидуально, провожу дополнительные занятия. Большое значение в развитии интереса учащихся к изучению иностранных языков имеет внеклассная работа. Она помогает им закрепить навыки и умения на уроках иностранного языка. Ежегодно в школе проводится «Неделя иностранных языков». Мои ученики принимают активное участие в конкурсах, КВНах, олимпиадах, театрализованных представлениях, в часах поэзии. Учащиеся поют песни на английском языке, декламируют стихи, показывают сценки из школьной жизни, проводят викторины и игры. Каждый класс выпускает стенную газету, учащиеся самостоятельно готовят костюмы и реквизит,
На своих уроках - в младшем, среднем и особенно старшем звене я стараюсь формировать у учащихся убеждение в престижности образования, в том, что полученные знания рано или поздно будут востребованы обществом. Цель моя как преподавателя – всестороннее развитие детей: формирование толерантной личности способной к сопереживанию и уважению к культуре других народов как части своей родины и мировой культуры.
От сегодняшнего педагога зависит многое. В том числе тот факт, в каких условиях окажется ребенок, и как он будет развиваться. В этом смысле очень важно создать добрую, доверительную обстановку общения помогая подростку, ощущающему себя на пороге взрослой жизни, проникнуть в мир многочисленных наук, увидеть иными глазами окружающую действительность.