SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Осенние календарные обряды русского народа. Трудовые песни.

Интегрированный урок музыки и технологии

Гомыжева Светлана Александровна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20»
Московского района г. Казани

Цель: ознакомление с обрядами «зажинок»и «дожинок», этническим фольклорным материалом.
Задачи:
1. ознакомление и освоение фольклорного материала
2. развитие творческих и исполнительских вокальных способностей учащихся, фантазий и мелкой моторики.
3. воспитание уважения и заинтересованности в изучении культуры русского народа.
Материал к уроку:
• плакат «Мы гордимся стариною, стала нам она родною»
• иллюстрации: И.Шишкин «Рожь», соха, борона, коса
• словарные слова: жатва, обряд, зажинок, дожинок, закром, пашня, страда, серп, межа, жнея
• устаревшие слова: чиё ж, лубяной, радение
• большой венок (зажинок, дожинок), сноп, рушник
• схемы выполнения работ: 1. венок, 2. игрушка
• стол (аппликация): лист А3, корзина с сухими листьям, клей
• стол (плетение венка): солома, ленты, тесьма
• стол (игрушка): солома, тесьма

Ход урока
Исполняя русскую народную песню «В тёмном лесе», дети заходят в класс.
Учитель музыки:
Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Собрались мы здесь сегодня с вами, чтобы и потрудиться, и песнями насладиться. А рассказать я вам хочу об обряде, которым наши предки начинали самую страдную пору своей жизни в трудовом календарном году – жатву. Этот обряд называется «Зажинок». Вы все знаете, что наши предки занимались земледелием, выращивали хлеб. И вот когда приходила пора уборки урожая, то перед началом жатвы вся деревня – от мала до велика - рано на заре выходила в поле. Все одевались как на праздник. Девушки, убранные разноцветными лентами, заводили песню – «зажиночную», сжимали первую полоску, связывали колосья в сноп, украшали алыми лентами и с этим снопом обходили всю деревню, заходили в каждый двор, ссыпали по горсти зерна в закром. Наши предки верили, что эта горсть зерна поможет собрать большой урожай. Вот послушайте эту песню.
Ознакомление с календарной песней «Чиё ж это поле?» (исполнение песни учителем). Вопросы:
• к какой группе русских народных песен вы бы отнесли эту песню? (трудовые)
• в чём особенность трудовых песен? (подражание движениям человека в музыкальном ритме)
• какие незнакомые слова вы услышали? (чиё ж, жнеи, серпы, радели, межой)
• разучивание песни
Учитель технологии:
Тяжело было работать в поле. Современной техники тогда ещё не было (изображение на картинах). Были только соха, борона, коса да серп (иллюстрации). Работать выходили и взрослые, и маленькие ребятишки. Брали в поле и совсем маленьких детей. Особенно тяжело приходилось женщинам. Надо было и на поле успевать, и за детьми приглядывать. Вот как пишет об этом русский писатель Николай Андреевич Некрасов:
«В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты русская, долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит.
Приподнимая косулю тяжёлую,
Баб порезала ноженьку голую –
Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосоньки,
Баба туда – растрепалися косыньки,
Надо ребёнка качать!»
Терпели, работали, пели, но и повеселить себя не забывали. Придумывали пословицы, поговорки, заклички, потешки.
Вопрос:
- Какие вы знаете старинные русские пословицы и поговорки о труде? (ответы детей)
Проходила страда, хлеб был убран и наступал последний день жатвы, в который проводили обряд «дожинок». Иначе он назывался в народе «Завивание бороды козлу». На пашне оставляли одну несжатую полоску.
На рассвете, так же как и в «зажинок», вся деревня - от мала до велика- выходила в поле. Празднично украшенные девицы заплетали несжатые колосья в косу на корню, украшали лентами, затем сжинали, сворачивали в венок и клали в середину угощение: пироги, яйца, сладости, чтобы отблагодарить матушку – землю за урожай.
Затем молодые парни несли этот венок по деревне, опять заходили в каждый двор и ссыпали по горсти зерна в закрома - чтобы сохранить собранный урожай.
Сегодня мы с вами попробуем изготовить символы зажинка и дожинка – завитой венок. А также аппликацию хлебного поля из сухих листьев; игрушку из соломы, которую плели дети, развлекая себя, пока родители работали.
Практическая работа.
Разделитесь, пожалуйста, по интересам и приступайте к работе. Посмотрите на доску – там представлены схемы изготовления поделок.
Изготовление поделок
1 группа – завитой венок
2 группа – аппликация хлебного поля из сухих листьев
3 группа – игрушка из соломы
Учитель музыки: а пока вы работаете, давайте поступим как наши предки – работая, будем песни – трудовые, календарные.
Исполнение осенних календарных песен («Осень, осень», «Нива золотая» и т.д.)
Итог. Выставочный показ изготовленных работ.
Учитель технологии:
Спасибо тебе, земелюшка,
Что уродила хлебушек!
Спасибо тебе, земелюшка,
Не будут голодными детушки!

Дети: не будут голодными – будут здоровыми,
Будут здоровыми – будут счастливыми!