SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

описание опыта работы

Описание педагогического опыта
педагога дополнительного образования
физкультурно-спортивного направления
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Заречье» Кировского Московского районов города Казани Республики Татарстан
Красильниковой Юлии Александровна
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении методов и подходов, благотворно влияющих на развитие творческой, всесторонне развитой духовно-нравственной личности ребенка.
Одной из актуальнейших проблем современного общества является формирование и развитие личности, интегрированной в современное общество и способной преображать и совершенствовать окружающую действительность. Детство – это начало формирования личности. Детство – это пора формирования нравственности, из которого произрастают потом навыки духовной жизни целого поколения.
Оптимальным вариантом реализации эстетического воспитания является художественно-творческая, в том числе и хореографическая, танцевальная деятельность. Хореография, веками испытанное средство воспитания и формирования нравственно-эстетической позиции детей, имеет для этого всё необходимое: силу эмоционального воздействия и соответственно, внушения и убеждения; а так же обладает уникальной возможностью корригировать личность. Хореографическое искусство, являясь социальным феноменом, выполняет функцию не только биологического и социального развития личности, но и функцию духовно-нравственного развития личности; способствуя, таким образом, формированию и развитию основ личностной культуры. Эстетическое воспитание с помощью выразительных средств хореографического искусства выступает как одно из важнейших средств преобразования нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.
Успешное развитие общества подразумевает аспект формирования чувства высокой гражданской позиции личности, совершенствования уровня культуры производства и управления им. Общественная жизнь человека характеризуется его прогрессивными экономическими, политическими и нравственными позициями и рассматривается при этом как нечто необходимое. Эстетическое воспитание добавляет в этот перечень ещё и эстетические ценности, что даёт возможность формирования целостного эмоционально-рационального отношения человека к окружающей его действительности, служит условием формирования творческой личности. Успешное развитие общества зависит от творческой активности людей. Одним из эффективных средств формирования творческой личности является вовлечение ребёнка в творческую хореографическую деятельность.
Другим аспектом важности формирования эстетической культуры ребёнка средствами хореографического искусства является способность личности успешно преодолевать некоторые негативные последствия научно-технического прогресса и не всегда контролируемого мощного информационного потока. Творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира.
Творческая личность, ориентированная на эстетические ценности, имеющая высокую гражданскую позицию способна не только успешно участвовать в жизни общества, но и воздействовать на окружающую действительность, преображая её, улучшая тем самым жизнь общества и весь мир в целом.
Тема педагогического опыта «Создание условий для формирования и развития всесторонне развитой, духовно-нравственной личности учащегося в объединении спортивного бального танца»
Диапазон представленного опыта - единая система «урок - внеклассная работа - участие в соревнованиях и конкурсах».
Актуальность опыта обусловлена социальным заказом общества, родителей, педагогическими задачами педагога: метод творческого самовыражения помогает привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной позиции. Изучая опыт работы педагогов дополнительного образования, коллег, мы сделали вывод, что объединение по интересам, в частности бального танца, может создавать условия для творческой самореализации детей, обеспечивая ребёнку дополнительную возможность для духовного, интеллектуального и физического развития.
На наш взгляд, в дополнительном образовании более ярко выступает возможность разрабатываемых сегодня новых подходов в воспитании детей. Это и гибкость образовательной системы, меньшая наполняемость учебных групп по сравнению с классом школы, вариативность, выполнение социального заказа самих детей, их родителей, содействие развитию ребёнка в приемлемом для него темпе, - всё это позволяет индивидуализировать воспитательный процесс, создать неформальные отношения ребёнка и педагога, при желании обеспечить участие родителей в образовательном процессе. В рамках уроков не всегда удается реализовать условия дифференцированного обучения в соответствии с интеллектуальными, возможностями учащихся и их темпом работы. Учреждение дополнительного образования детей позволяет развивать разнообразие направлений деятельности детей и форм организации учебно – воспитательной работы. Одной из них, которая привлекает многих детей и их родителей, являются спортивные бальные танцы.

Теоретическая интерпретация опыта.
Проблема методики обучения бальной хореографии, рассматриваемой в качестве одного из важных аспектов эстетического образования личности, являлась предметом исследований в разных исторических периодах жизнедеятельности общества. Среди основополагающих научных работ, составляющих солидную теоретическую базу, следует назвать исследования Белинского В.Г., Выготского Л.С., Верб М.А., Кабалевского Д.М., Кривицкого К., Неменского Б.М., Гончарова И.Ф., Сухомлинского В.А., Чернышевского Н.Г. Большой вклад в развитие танцевальной культуры внесли научные труды Вагановой А .Я., Васильевой-Рождественской М.В., Захарова Р.В., Ивановского Н.П., Резниковой З.П., посвященные теории и методике преподавания бального танца. Современные научные исследования вопросов обучения бальному танцу, базирующиеся на достижениях педагогической, психологической, философской и методической наук, позволили раскрыть новые организационные формы, методы и педагогические технологии профессионального развития педагогов в области методики и дидактики бального танца. К таким исследованиям можно отнести исследования Зиминой А.Н., Колодницкого Г.А., Чибриковой -Луговской А.Е., Федоровой Г.П.
Методологическую основу опыта составили дидактические принципы технологии деятельностного метода [Анисимов А.С., Давыдов В.В., Занков > Л.В., Леонтьев А.А., Петерсон Л.Г., Щедровицкий Г.П. и др.], направленной на развитие у педагогов способности к самоопределению, рефлексии, моделированию и творческому применению на практике приобретенных знаний и умений; концептуальные положения психологической теории деятельности, разработанные в научных трудах Выготского Л.С., Гальперина * П.Я., Леонтьева А.Н., Лернера И.Я., и др., позволяющие раскрыть рефлексивный, эмоциональный и когнитивный аспекты методической компетенции педагога.
Теоретическую основу составили научные идеи личностно-гуманного [Амонашвили Ш.А.] подхода, являющейся приемлемой для структурирования содержания повышения квалификации педагогов, отражающие принципы гуманной педагогики [Бондаревская Е.В., Сластенин
B.А.]; научные работы по теории и методике преподавания бальной хореографии [Ваганова А.Я., Васильева Е.Д., Резникова З.П., Соколовский Ю.Е., Шмит Л.Н. и др.]; по основам профессионального развития педагога [Аболин Л.М., Браже Т.Г., Вершловский С.Г., Воронина Г.И., Демин В.А., Зеер Э.Ф., Кузьмина Н.В., Шахматова О.Н. и др.]; по вопросам формирования методической культуры педагога [Бокарева Г.А., Каптерев П.Ф., Соколовский C., Пассов Е.И., Соловцова Э.И.и др.].
Большое значение в изучении методики обучения бальному танцу сыграли исследования известных ученых - педагогов и психологов Давыдова В.В., Занкова JI.B., Леонтьева А.А., Петерсон Л.Г., Щедровицкого Г.П., Эльконина Д.Б. и др., связанные с деятельностной основой обучения
Учебно-познавательная деятельность в опыте представлена как специально организуемое как на занятиях, так и во внеклассной деятельности или самим учащимся обучение с целью овладения основными элементами бальных танцев, это творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость (В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев).
При изучении работ ученых было усвоено, что для эффективного формирования креативности, физической выносливости, художественного развития необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих задач.
Мною разработана и реализуется образовательная программа объединения спортивного бального танца «Свей», цель программы - художественно-эстетическое, духовно-нравственное, коммуникативное развитие личности учащихся средствами спортивного бального танца. Программа составлена специально для объединения спортивного бального танца. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и развития путей совершенствования по индивидуальному образовательному маршруту. Занятия в объединении приобщают учащихся к пониманию искусства танца. Поскольку занятия рассматривается как система общего эстетического и общественного воспитания, то программа включает в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте. Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье, школе, и, конечно же, художественное воспитание в школе танца.
Данная программа рассчитана на учащихся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включая в себя три этапа обучения, является многоуровневой. Срок реализации программы 3 года.
В педагогической деятельности применяются различные педагогические технологии. Так, применение личностно ориентированного подхода, обеспечивает: самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; приобщение к системе знаний об истории спортивного бального танца.
В практике работы кроме традиционных методов личностно ориентированного подхода хорошие результаты даёт применение нетрадиционных методов: мастер-класс, занятия для родителей, занятия-игры, занятия-путешествия и др.
Метод творческого самовыражения помогает привести каждого ребёнка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности - ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной позиции.
Широкое применение индивидуализации в обучении в опыте – это, прежде всего, такая организация учебного процесса, при которой выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Поэтому при построении индивидуальных образовательных траекторий приоритетным, на наш взгляд, является субъектный подход к учащимся.
Очень важным является изменение соотношения ролей учителя и ученика с устаревшей структуры «субъект—объектного» типа работы к «субъект-субъектному» типу сотрудничества. Оценивание учащихся приобретает другую функцию — корректировки траектории индивидуальной или групповой работы. Результатом деятельности учащихся является публичные выступления группой, в парах, на соревнованиях, выступлениях по профилю деятельности.
Новизна педагогического опыта заключается в расширении границ изучаемой темы, выполнение новых ролей учащимися при обучении навыкам, умениям в объединении спортивных бальных танцев, создании танцевальных номеров, изучении техники спортивного танца.
Развивая культуру танца у младших школьников, правильнее рассматривать процесс ознакомления с танцами неотъемлемо с музыкальным воспитанием. Поэтому большое значение в образовательном процессе младших школьников уделяется развитию музыкального слуха, слушанию музыкальных произведений. Реализация концепции педагогического опыта будет способствовать повышению мотивации учащихся, формированию каждого из них как успешной социально-адаптированной, самокритичной личности при наличии следующих условий успешной реализации системно - деятельностного подхода, сформулированные в виде дидактических принципов:

- Принцип деятельности заключается в том, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, а приобретает их самостоятельно в процессе самостоятельной деятельности на основе обучения в сотрудничестве.
- Принцип непрерывности означает преемственность между всеми уровнями овладения учащимися методикой обучения бальному танцу.
- Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
- Принцип вариативности означает возможность выбора учащимися собственной образовательной траектории, например, выбор танца, соответственно своим психофизическим данным, темпераменту, способностям.
- Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на инициативу, личностный опыт, достижения учащихся и использования форм и методов в изучении бального танца, стимулирующих познавательную активность учащихся.
- Принцип коммуникативности определяет активный характер процесса обучения, проявляющийся в организационных формах: обучение в команде, в сотворчестве; гуманных межличностных отношениях между педагогом учащимися, педагогом и родителями, учащимися различных групп и годов обучения в объединении.
Описание педагогического опыта.
Создание условий для развития творческой, всесторонне развитой личности ребенка средствами танца активно реализуется в процессе занятий в творческом объединении «СВЕЙ». Это способствует обогащению знаний детей о хореографическом искусстве, истории спортивных бальных танцев, развитию их творческих способностей, умений и навыков танцевального исполнительства, формированию нравственных качеств и социального поведения. Коллектив создан в сентябре 2003 г. на базе Центра дополнительного образования детей «Заречье». В объединении занимается 75 детей – 60 девочек и 15 мальчиков, по авторской образовательной программе спортивных бальных танцев, рассчитанной на три года обучения. Создание коллектива объединения - явление сложное многогранное, динамичное. Ребенок, становится членом такого коллектива, попадает в новую для него микросреду. В ней он должна найти себя, найти свое место в коллективе сверстников, в «сердце» руководителя. Поэтому, педагогический процесс в коллективе спортивного бального танца логично рассматривать в русле социально-педагогического взаимодействия. Социализирующее влияние на ребенка имеет поливариантность ролевого поведения в творческом коллективе. И в первую очередь - это роль участника коллектива, когда каждый учащийся стремится учиться и совершенствоваться, овладевать навыками художественно-творческой деятельности, мобилизовать усилия для решения разнообразных творческих, образовательных задач. Стать участником коллектива, во-первых, значит осознать обязанность сотворчества в коллективе, включиться в его творческую и общественно-полезную деятельность. Во-вторых, это освоение разнообразных ролей, которые ребенок выполняет в танце, в паре, создавая художественные образы в спортивных танцах.
Педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в танцевальном коллективе обеспечивается интеграцией хореографии с музыкой, игровым и актерским искусством. Это дает возможность усилить творческое воображение, ассоциативное мышление, обогатить чувственную сферу восприятия искусства и его реализацию в танце. Важным этапом воспитательной работы руководителя танцевального коллектива является подбор музыкального репертуара. Он должен вызывать интерес у учащихся творческого объединения, усиливать мотивацию к его изучению, создавать перспективы творческого развития и обеспечивать активное участие в социально-культурной деятельности (участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах и соревнованиях).
Результатами педагогической деятельности является высокий уровень усвоения программы учащимися, который подтверждается положительной динамикой результатов обучения по образовательной дополнительной программе. Учащиеся объединения «СВЕЙ» на протяжении 5 лет становились участниками и призерами Международных соревнований на паркете «Кубок ОАО «Акибанк» (категория Массовый спорт), Кубка спортивной столицы России Первенство ПФО (по программе 2т), Российского турнира по спортивным танцам «Осенний марафон» в номинации Массовый спорт, традиционного турнира по спортивным танцам «Волга», Чемпионата Поволжья «Сююмбике» в номинации «Ориентал спорт» и мн.др.
Творческие достижения обучающихся (количество призовых мест в республиканских, всероссийских и международных конкурсах).

Количество одаренных детей в объединении
спортивного
бального танца «СВЕЙ»

Мониторинг освоения образовательной программы учащимися
объединения «СВЕЙ»

Литература
1. Аболин Л. М. Преподаватель в современном образовательном пространстве. - Казань: Таглимат, 1999. - 185 с.

2. Абсолимова Г. В. Интегративно компонентный подход к процессу подготовки будущих преподавателей к педагогическому творчеству// Новые исследования в педагогических науках. - 1991. - № 1. - С. 62 - 64.

3. Алексеева JI.H. Рефлексия как средство творческого понимания: Автореф. Канд. Псих. наук. -М., 1988. 16 с.

4. Алферов Ю.С., Курдюмова И.М., Писарева Л.И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. Пособие для работников органов управления образованием и образовательных учреждений. М.: «Российское педагогическое агентство», 1997. - 145 с.

5. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни.- М., 1999.- 87 с.

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.:Педагогика, 1980.

7. Ангеловская К. Учителя и инновации. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.

8. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1998. - 236 с.

9. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 600 с.

10. Ю.Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика. 1991.11 .Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности //Психол. журнал. -1991.-№2.-С. 8-11.

11. Асмолов А. Г. Культуро-технология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 768с.

12. Бабанский Ю.Н. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабенко. -М.: Педагогика, 1975. 368 с.

13. М.Батищев Г.С. Философско-методологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна // Философские науки. 1990. -№ 5. - С. 32 - 44.

14. Бахтин М.М. К философии поступка// Вестник МГУ. 1991. - № 1. - С. 6378.

15. Безрукова B.C. Компетентность // Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1996. - С. 46.

16. П.Белкин А.С., Жаворонков В.Д. Педагогический мониторингобразовательного процесса. Екатеринбург, 1997. - 176 с.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.

18. Блок Р.С. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца. М.: 1982. 40 с.

19. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция опыта // Советская ,г педагогика. 1991. - № 9. - С. 118 - 129.i'r '21 .Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Сов.

20. Педагогика. 1991. - № 9. - С. 123 - 126.

21. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. М. Фельдштейна. Воронеж: НПО МОДЭК, 1999 - 352 с.

22. Болотов В. А., Исаев Е. И, Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. 1997. -№ 4. - С. 62 - 69.

23. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д: "Преподаватель", 1999. - 560 с.

24. Бондаревская Е. В. Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д: "Преподаватель", 1996. - 186 с.

25. Браже Т.Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление: Тез. к семинару. Л: НИИ НОЗ, 1990. - С. 39 - 62.

26. Браиловская Л.В. Самоучитель бальных танцев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.- 155 с.

27. Васильева Е.Д. Бальные танцы. Методическое пособие для руководителей школ и кружков бального танца. М.: 1979. - 149 с.

28. Васютин Р.Н. Психолого педагогические аспекты оптимизации профессионального роста в группе в условиях рефлексивного видеотренинга. Дис. канд. Психол. Наук. - Сочи, 2000. - 191 с.

29. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников.-Л., 1981.-211 с.

30. Вершловский С.Г. Преподаватель о себе и профессии. Л.: Знание, 1988.-• 131с.

31. Воронина Г.И. Система дополнительного педагогического образования: новые ориентиры . М., 2000. 59 с.

32. Воронина Г.И. Теоретические основы профессионального развития учителя: Автореф. Дис. докт.пед.наук.- Калининград, 2001.- 51 с.

33. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. - 111 с.

34. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика, 1982. - 360 с.

35. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание ученой степени д. Пед. Наук (по психологии).-М., 1965.-52 с.

36. Гдалина Г.Г. Вариативность использования аудиовизуальных средств обучения в процессе изучения педагогических дисциплин Дис. канд. Пед. Наук. Спб., 1996.- 190 с.

37. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М., 1978.- 197 с.

38. Гончарук О.В. Формирование методической компетенции студентов на семинарских занятиях с использование видеозаписи ситуационной модели. Дисс. канд. Пед. наук. -М., 2003. - 154 с.

39. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНПОР, 1996. -544с.

40. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. - № 4. - С. 35 - 37.

41. Дендеберя Н.Г. Характеристика модели преподавателя, ориентированного на развитие способностей учащихся // Наука и школа. -1999.-№ 4.-С. 17-23.

42. Дмитриев В.И. Профессиональная подготовка студентов с использованием телевизионной системы «Педвуз-школа».-Дисс.канд.пед.наук-М, 1987.-204 с.

43. Дружинин В.X. Психодиагностика новых способностей. М.: «Академия», 1996.— 224 с.

44. Закон РФ « Об образовании»// Высшее образование в России. 1992. - 33 <56.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996, -432с.

45. Захаров Р.В. Беседы о танце. М., Профиздат, 1973. 72 с.58.3еер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч. - метод, пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. универ-т, 1999. - 146 с. 40.

46. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей: Практикум для педагогов. М.: Гном-Пресс, 1998.- 79 с.

47. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-384 с.

48. Ивановский Н.П. Бальный танец XV1-XIX в.в. Учебное пособие для хореографических учебных заведений. Л.-М.: Искусство, 1983.- 390 с.

49. Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. М., 1999.- 116 с.

50. Ильинский И.М., Бабочкин П.И. Воспитание жизнеспособных поколений российской молодежи. М., 1999 . С. 17

51. Инусова Х.М. Модульное обучение что это такое? // Научная школа. -1999.-№ 1.-С. 46-74.

52. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1973.

53. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991. - 383 с.

54. Казанцев С.Я., Казанцева Л. А. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения // Педагогическое образование и наука. -2001.-№3.-С. 9- 14.

55. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: 1983.

56. Карпова Э.Э. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности.-Автореф. На соиск. доктора пед.наук.-Одесса, 1993.- 290 с.

57. Качалова Л.П. Принципы организации интегративного процесса преподавания психолого-педагогических дисциплин // Наука и школа. -2001.-№5.-С. 6- 13.

58. Качалова Л.П. Педагогический мониторинг психолого-педагогических знаний будущего преподавателя // Стандарты и мониторинг в образовании. -1999. -№6.-С. 50-53.

59. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Автореф. На соискание ученой степени доктора психологических наук, Ярославль, 2000.-444 с.

60. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

61. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта.-М.: Знание, 1989. 80 с.

62. Кобалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.- М., 1983.- 118 с.

63. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка преподавателя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1991.-32 с.

64. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Гном-Пресс, 1997.

65. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

66. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.- 383 с.

67. Конорова Е.В., Светинская В.Н. Танцевальные кружки старших школьников. -М.: 1988.-187 с.

68. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиППРО, 2002.-24 с.

69. Котова Л.М., Федоров А.К. Современные детские танцы. В помощь организаторам работы с детьми. Магадан, Кн. Из-во, 1989. - 49 с.

70. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М.: Мысль, 1997. - 247 с.

71. Краевский В.В., Кутьев В. Методология педагогики: о чем спорим? // Педагогика. 1991. - № 7. - С. 32 - 38.

72. Крупенина А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. М.: Просвещение, 1987.

73. Крылова Х.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.-269с.

74. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования//Новые ценности образования. Содержание гуманистического образования. М.: Центр педагогического образования, 1996. - С. 67-81.

75. Крюкова Е.А. Личностно развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена,1999.

76. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. М., 1993

77. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической ф деятельности. СПб: Знамя, 1993. - 54 с.

78. Кулюткин Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб., 1996.

79. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых.- М.:Просвещение, 1985. -173 с.

80. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд. перераб. М: Высшая школа, 1991. - 224 с.

81. Леонтьев А.А. Психологическая обусловленность//Психология общения. -М., «Смысл». 1997. - 365 с.

82. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983.

83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: МГУ, 1972. -568с.

84. Лихачев Б.Д. Воспитательные аспекты обучения. М., 1982. - 173 с.

85. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.

86. Луначарский А.В. Что такое образование? // О воспитании и образовании.-М., 1979.

87. Маркова А.К. Психология профессионализма,- М., 1996. 308 с.

88. Маркова А.К. Психология труда преподавателя: Кн. Для преподавателя. -М.: Просвещение, 1993. 191 с.

89. Маслау А. Самоактуализация // Психология личности.: тексты. М., 1982.- 110 с.

90. Масленникова В.Ш. Актуальные проблемы социализации и социального становления личности // Наука и школа. 1998. - №7 - 8. - с. 6

91. Матейко B.C. Условия творческого труда. М., 1980.

92. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и научно-технической революции. М., 1981.- 174 с.

93. Махмутов М.И. Проблемы обучения. М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

94. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 181 с.

95. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учебное пособие для практических психологов. -Кемерово, 1996. 49 с.

96. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. Психологические проблемы. М.: Дело, 1994. -216 с.

97. Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса. Дис. М, 1992

98. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии // Школьные технологии. 2000. - № 4. - С. 57

99. Морозова Н.А. Ступени мастерства. М., 1996.

100. Мудрик А.В. Личностный подход в коллективном воспитании/Юбучение как проблема активизации человеческого фактора.-М., 1987. 58 с.

101. Мухаметзянова Г.В. Современные проблемы образования. Казань: ИСПО РАО, 2000. 84 с.

102. Мухаметзянова Г.В., Надеева М. И. Гуманизация ключевая идея преодоления кризиса образования. - Казань: ИССО РАО, 1998. - 116 с.

103. Назарова Т.С. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века// Школьные технологии. 2000. № 4. - С. 198 -199

104. Настюков Г.А. Вечер танца. М.: Просвещение, 1987.-131 с.

105. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М., РАО 2003 -С.332.

106. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие. М.: РиПКРО, 1995. - 191 с.

107. Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. И.А. Зазюна. М.: Просвещение, 1989. 197 с.

108. Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 1996. - № 3. - С. 9 - 15.

109. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие/ Под редакцией И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

110. Основы теории системного подхода / Под ред. Колесникова Л. А. -Киев: Наука. Думка, 1988. 176с.

111. Пассов Е.И. Методология методики: теория и опыт применения (избранное). Липецк, РИЦ ЛГПУ. - 228 с.

112. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Росс. пед. агенство, 1996. - 602 с.

113. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа Пресс, 1997. - 512 с.

114. Петерсон Л.Г. Построение непрерывной сферы образования на основе деятельностного метода. -М., 2005. С. 20-37.

115. Петерсон Л.Г., Кудряшова Т.Г. Построение образовательных технологий на основе системно деятельностного подхода. Непрерывность образования. М.: «Школа2000.», 2005. -С. 20-38

116. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -234с.

117. Петряевская Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития преподавателя: Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб, 1994.- 18 с.

118. Пикан В.В. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Практико-ориентированная монография. М., 1994. -276 с.

119. Пискунов А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. - № 3. - С. 41 - 47.

120. Питюков В.Ю. основные педагогические технологии. 2000. - № 4. - С. 119

121. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М., 2003. - С.429-451.

122. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1982.

123. Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста/ сост. Г.П.Федорова.- СПб.: Акцидент, 1997.

124. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. 1998. - 217 с.

125. Прессман Л.П. Технические средства в профессиональной подготовке будущих учителей. -Советская педагогика, 1972, № 9, с. 75-86.

126. Прессман Л.П. Экранно-звуковые средства обучения по гуманитарному циклу.- Советская педагогика, 1982.-№ 10.-с. 62-66.