SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Зимушка-зима

Образовательная область: Познание (Формирование целостной картины мира).
Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа с общим недоразвитием речи.
Способ организации детей: фронтальное занятие.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов о зимних месяцах, зимних забавах,
- дидактические игры по теме,
- рассматривание картинного материала,
- наблюдение в природе с последующим обсуждением.
Оборудование: сюжетная картина с изображением зимы, снежинки из тонкой бумаги на ниточках по количеству детей, костюм для снеговика (взрослый), слайды.
Музыкальное сопровождение: «Зимняя сказка» ( музыка А.Пинегина, слова А.Усачев).
Интеграция образовательных областей.
Познание (формирование целостной картины мира): расширять и уточнять представления детей о диких животных, зимующих птицах, обогащать представления детей о временах года.
Коммуникация: продолжать работу по обогащению словаря, упражнять детей в согласовании слов в предложении, развивать умение подбирать имена существительные к глаголам, имена прилагательные к существительным.
Социализация: закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников занятия.
Художественное творчество: развивать творческие способности у де-тей, мелкую моторику рук.
Музыка: обогащать музыкальные впечатления.
Здоровье: предупреждать утомление детей во время деятельности.
Последующая работа:
- продолжение чтения художественной литературы,
- проведение подвижных и дидактических игр,
- самостоятельная творческая деятельность на тему «Зима».

Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Объявление темы.
Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
(Логопед выставляет сюжетную картину с изображением зимы).
- Ребята, посмотрите на картину. Какое время года изображено на ней?
По каким признакам вы догадались что это зима?
(Ответы детей).
Развитие слухового внимания: Игра «Хлопай, не зевай».
(Логопед называет слова, а дети хлопают в ладоши, если это слово относится к зиме).
Логопед: Снег, лыжи, снежный ком, снежинки, ручеёк, пляж, сугроб, босоножки, снеговик, снегирь, дождь, коньки, плащ, санки.
Развитие лексико-грамматических категорий. Упражнение «Подбери признак».
Логопед: Ребята, скажите, какая погода может быть зимой?
- Если на улице идёт снег, то погода…….(снежная).
- Если на улице мороз, то погода…….(морозная).
- Если на улице ветер, то погода…….(ветряная).
- Если на улице холод, то погода…….(холодная).
Логопед: Погода зимой бывает разная, но это не мешает детям гулять на улице.
Рано утром во дворах
Снег катает детвора
Несмотря на то, что вьюга
Ставят комья друг на друга.
Шум стоит и гам, и крик
Дети лепят…….(снеговик).
Звучит музыка, заходит Снеговик.
Снеговик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Снеговик!
Снеговик: Пришёл я к вам из леса.
Логопед: Снеговик, а кто тебя слепил?
Снеговик: Меня слепили лесные звери, а какие вы отгадайте сами: у одного длинные уши, сам весь белый, белый. Он мне морковку для носа дал.
Дети: Это заяц.
(слайд)
Снеговик: А ещё меня лепила: рыжая, хитрая, ловкая с пушистым хвостиком.
Дети: Это лиса.
Снеговик: Правильно, она мне подарила шапочку.
(слайд)
Снеговик: А ещё был серый и зубастый.
Дети: Это волк.
(слайд)
Снеговик: Да, серый волчище скатал большие комья.
Логопед: Заяц, лиса, волк – это какие животные?
(слайд)
Дети: Дикие животные.
Логопед: Животным бывает зимой холодно и они играют. Давайте и мы с вами поиграем и изобразим зайчиков.
Пальчиковая игра со стихами «Зайка и ушки».
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.
(Вдруг Снеговик загрустил и сник).
Логопед: Снеговик, что с тобой?
Снеговик: Очень жарко у вас, я наверно таю.
Логопед: Ребята, чтобы нашему Снеговику не было жарко, давайте охладим Снеговика.
Подул зимний ветерок,
Полетел снежок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он вас всех.
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки.
Дыхательное упражнение «Подуй на снежинку».
(Дети берут в руки снежинку на ниточке. Вдыхают глубоко носом, плечи не поднимаются. При выдохе – щёки не надуваются, губы вытягиваются трубочкой, выпускается воздух).
Снеговик: Спасибо, ребята! Снежинки улетели, а я вас приглашаю поиграть дальше.
Физкультминутка «Игра со снеговиком».
На поляну, на лужок
Тихо падает снежок.
(показывают руками падающий снег)
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
(присели, спят)
Но подул вдруг ветерок,
Закружился снежок.
(встали, покачивают руками наверху)
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
(руками делают фонарики вверх, вниз)
Логопед: Ребята, а теперь подберите нужное слово и закончите моё предложение.
Упражнение «Закончи предложение».
- Падают, кружатся, сверкают, блестят, искрятся…..(снежинки).
- Дует, свищет, метёт, бушует……(ветер).
- Катаются, лепят, веселятся, играют……(дети).
- Ищут корм, мёрзнут, греются…..(птицы).
Логопед: С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А некоторые остаются с нами зимовать. Снеговик приготовил для нас задания – игра «Узнай по описанию».
- Кто в лесу деревья лечит?
Простучит, им станет легче.
Дети: дятел.
(слайд)
- Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
Дети: снегирь.
(слайд)
- Носит серенький жилет,
А у крыльев – черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат:
Кар! Кар! Кар!
Дети: ворона.
(слайд)
- Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобокая, а зовут её….
Дети: сорока.
(слайд)
- Днём слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот.
Дети: сова.
(слайд)
Логопед: Дятел, снегирь, ворона, сорока, сова остаются с нами зимо-вать. Значит – это зимующие птицы.
(слайд)
Зимой птицам очень мало корма, поэтому нужно помочь им и накор-мить.
Упражнение «Накорми птиц».
( На слайде пары картинок, нужно составить предложение со словами «дам», «угощу», «накормлю»).
Снегирь – ягоды рябины,
Сорока – семечки,
Ворона – хлебные крошки,
Дятел – семена шишек.
( Дети: «Я угощу снегиря ягодами рябины» и т.д.).
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит детям.
Снеговик: Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
- И мальчишки, и девчонки
Очень любят их зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Они изящны и легки,
Это – фигурные…..
Дети: коньки.
(слайд)
- Всё лето стояли, зимы ожидали,
Дождались поры – помчались с горы.
Дети: санки.
(слайд)
- Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
Дети: лыжи.
(слайд)
Снеговик: Ребята, мне понравилось наше занятие. Но мне пора возвращаться в лес. А вам на прощание я оставляю своих друзей-снеговичков.
(Логопед раздаёт детям раскраски со снеговиками).
Итог занятия.

Список использованной литературы:
1.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам.-М.:ТЦ Сфера, 2006.
2.Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания.-СПб.:КАРО, 2001.
3.Гудимов В.П. Тематические загадки для дошкольников.-М.:ТЦ Сфера, 2002.
4.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Метод.рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.-СПб.:КАРО,2009.