SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Семинар-практикум по познавательному развитию "Мир глазами ребёнка"

Scan-6 Scan-5 Scan-4 Scan-3 Scan-2 Scan-1

НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики / в частности: моторики доминантной павой руки /, зафиксированное в виде рисунка.
По Сеченову, всякое представление, всякая тенденция, возникающая в психике, заканчивается движением.
Если реальное движение по каким-либо причинам не осуществляется, то в соответствующей группе мышц суммируется определенное количество энергии, пример, образы и мысли, вызывающие страх, вызывают напряжения в ножной мускулатуре и мышцах рук, что оказалось бы необходимым для реагирования либо бегством, либо защитой. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подъем, падение и т.п. При выполнении рисунка лист представляет собой модель пространства и коме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом – настоящим, будущим, прошлым. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано между мыслью – представлением и планированием и его осуществлением. / Правая сторона, пространство впереди и вверху связаны с периодом будущего и действенностью. На листе / модель пространства/ левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью; правая / соответственно правой доминантной руке / - с положительно окрашенными эмоциями, энергетивностью, конкретностью действия.
На этих закономерностях построены такие давно разработанные ….стически выверенные тесты, как «Рисунок человека» Маховера, рисунок – тест «Плодовое дерево», тест «Миокинетика» Мира-и-Лопеца. Соответственно тем же закономерностям можно анализировать любой свободный рисунок. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству, при толковании материала теста используются теоретические положения оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По характеру тест относится к проективным. Статистической проверке и стандартизации не подвергался, поэтому анализируется аналогично свободному рисунку: результат анализа может быть представлен в описательной форме. Тест используется не изолировано, а, как правило, в составе тестовой батареи; изолированно используется как ориентировочный.
ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Положение рисунка на листе,
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного стандартного листа. Лист бумаги лучше брать белый или кремовый, неглянцевый. Карандаш – средней мягкости; ручкой ии фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю / чем ближе, тем выраженнее / трактуется как высокая самооценка и недовольство своим положением в социуме и недостаточностью признания со стороны окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению и претензии на признание.
Положение рисунка в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, в признании, отсутствии тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры / голова или замещающая ее деталь /.
Голова повернута, направлена вправо – устойчивая тенденция к действенности: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется или хотя бы начинает осуществляться.
Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям,
не человек действия, реализуется или начинает реализовываться лишь незначительная часть замыслов. Нередко также – нерешительность, боязнь перед действием. Вариант – отсутствие ли тенденции к действию или боязнь активности – следует определить специально.
Положение «фас» трактуется как эгоцентризм.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств.
Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе / дополнительно, по другим показателям и их сочетанию, определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только дает соответствующие эмоциональные реакции на оценки окружающих / радость, горе, обида, огорчение /, не изменяя своего поведения.
Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность, в сочетании с прорисовкой губ – чувственность: иногда и то, и другое. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как облегченность возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная. Для детей и подростков в случае боязливости, тревожности характерен рисунок зачерченного рта округлой формы.
Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха. Это значение особ подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Наличие ресниц – истероидно-демонстративные манеры в поведении; для мужчин – женственные черты характера: с прорисовкой радужки и зрачка совпадают редко. Ресницы, кроме того, - заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, чему придается большое значение.
Увеличенный по сравнению с остальной фигурой размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало /а, возможно, и эрудицию / в себе и в окружающих.
На голове бывают расположены дополнительные детали:
рога – защита, агрессия / определить по сочетанию с другими признаками, когтями, щетиной, иглами… - характер этой агрессии – спонтанная или защитно ответная /;
перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности;
грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая часть, опорная часть фигуры / ноги, лапы, иногда постамент /
Рассматривается «основательность» этой части по отношению ко всей фигуре и по форме: а / основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выходам, формирование суждений; опора на существенные положения и значимую информацию; б / поверхностность суждений и легкомыслие в выводах, неосновательность суждений / особенно при отсутствии ног /; обратить внимание на характер соединения ног с корпусом / точно, тщательно или небрежно или не соединены вовсе; это – характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями /.
Однотипность или однонаправленность, а также повторяемость формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок при принятии решений, их стандартность. Разнообразие – своеобразие установки и суждений, самостоятельность и небанальность, иногда соответственно необычности формы – творческое начало в норме или близкое к патологии / инакомыслие /.
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, панцирь или перья, бантики и т.п. Первые – энергия охвата различных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным, неразборчивым утеснением окружающих, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий – соответственно значению детали-символа / крылья или щупальца и т.д. Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность / например, лошадь или её несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев /.
Хвосты отражают отношение к собственным действиям и решениям, размышлениям, вербальной продукции – судя по их повороту влево или вправо. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена в направлении хвостов вверх/уверенность, бодрость / или в падающем движении вниз / недовольство, сомнение, раскаяние т.п. / Особенное внимание – хвостам, составленным из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев – особенно пышные, особенно длинные и т.п.: развертка вправо – по поводу своих действий и поведения, влево – по поводу мыслей, решений, упущенных моментов, собственной нерешительности.
Контуры фигуры.
Анализируются по наличию или отсутствию выступов / типа щитов, панцирей, игл /, прорисовки и затемнения линии контура. Это – защита от окружающих: агрессия выполнена в острых углах; страх и тревога выражены в затемнении, «запачкивании» контурной линий. Направленность защиты – соответственно расположению: сверху – от вышестоящих, т.е. старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – от насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, младших; боковые контуры – недифференцированная опасливость, готовность к защите на любом уровне и в разных ситуациях; то же – элементы защиты внутри контура. Справа – больше в процессе деятельности, слева – больше защита своих умений, убеждений, вкусов и т.п.
Общая энергия
Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимы примитивный контур или имеет место изображение усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Чем больше дополнительных элементов, помимо самых необходимых / необходимые: тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п. /, тем выше энергия; если наоборот – экономия энергии, застенчивость, возможна органика, соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий – слабым, паутинным. Жирная, с нажимом линия свидетельствует не об энергии, а о тревоге. Особое внимание уделить резко продавленным линиям, видимым даже с обратной стороны листа, судорожному тонусу мышц рисующей руки / резкая тревожность /. Обратить внимание на то, какой символ выполнен таким образом / к чему привязана тревога.
Тематические животные делятся на угрожающих, тех, кому угрожают и нейтральных / лев, бегемот, волк; птица, улитка; белка, собака, кошка /. Это – отношение к собственной персоне, представление о своем положении в мире, идентификация себя по значимости / со слоном, букашкой /. В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения кончая одеванием его в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантилизме / эмоциональной незрелости / соответственно степени «очеловечивания» животного.
Степень агрессивности
Выражена количеством и расположением острых углов в рисунке, независимо от связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы прямые символы агрессии – когти, зубы, разящие клювы.
Сексуальные признаки – вымя, сосцы, груди при человекоподобной фигуре и т.п. Это – отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах сек…
Фигура круга – особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к открытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание тестироваться. Такие рисунки дают обычно очень мало материала для анализа.
Вм онтирование механических частей в живую ткань «животного» / постановка на гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, вмонтирование в глаза электроламп и т.п. / наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов / редко /.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся элементов; банальность принимает форму уже известного животного, к которому приделывают новые детали, также «готовые» / собака с ласами и т.п. /
Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать соединение смысловых частей «летающий заяц», «бегекот», «мухожер». Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием – ратолетиус, напилолярия и т.п. Первая – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Второе – демонстративность / в основном в области эрудиции и интеллекта /.
Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления / лиошана, грятекер/, знаменующие легкомыслие по отношению к окружающем наличие аффективных критериев в основе мышления, примат эстетических элементов суждений над рациональными.
Иронически – юмористические названия / риночурка, пузыреид / свидетельствуют об аналогичном отношении к окружающим.
Инфантильные названия имеют повторяющиеся элементы / тру-тру, люлю /
Склонность к фантазированию, чаще защитного порядка, выражена непомерно удлиненными названиями / аберосинотиклерон/.