SMI.KAZANOBR.RU

Урок биологии в 8 классе

Урок биологии в 8 классе
по теме «Дыхание – дар жизни»
Цели образовательные: сформировать представление о значении, механизме дыхания, органах дыхательной системы, их строении и выполняемых ими функциях.
Цели развивающие: продолжать развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать материал, находить причинно- следственные связи между строением органов и выполняемыми ими функциями, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативные навыки.
Цели воспитательные: прививать навыки бережного отношения к своему здоровью, навыки коммуникации при работе в группах. Формировать научно- материалистическую картину мира.
Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, эвристическая беседа, частично- поисковый, инструктивно-практический.
Методы контроля формирования ключевых компетенций: фронтальный письменный опрос.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Дидактические принципы, на которых основывается урок: научность, доступность, природосообразность, практическая направленность.
Педагогические технологии, лежащие в основе урока: технология мозгового штурма, элементы интерактивной технологии, здоровьесберегающая технология, элементы технологии развития критического мышления, элементы технологии проблемного обучения.
Виды деятельности учащихся: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная письменная работа, взаимоконтроль.
Оборудование: мультимедийный аппарат, ИКТ – презентация, раздаточный материал (опорные сигналы, карточки « Органы дыхания»,клей карандаши, модель легкого , демонстрирующая механизм дыхании, самодельная)
План урока.
1. Организационный этап (создание благоприятной атмосферы доверия)
2. Мотивация познавательной активности.
3. Сообщение темы и цели урока
4. Формирование новых знаний
А) фронтальная беседа
Б) работа в группах (мозговой штурм)
В) работа над решением проблем (фронтальная работа)
Г) дыхательная гимнастика (минута релаксации)
Д) практическая парная работа с моделями (выяснение механизма дыхания)
5. закрепление материала
6. Рефлексия (выполнение тестовых заданий)
7. Взаимоконтроль
8. Подведение итогов урока, сообщение домашнего задания, инструктаж к его выполнению.

Технологическая карта урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация познавательной активности.

Готовясь к нашей встрече я взяла с собой эти предметы : воздушный шарик, гофрированную трубку, пористую губку. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
(пояснения в случае непонимания детей: трубка олицетворяет трахею, губка – губчатую ткань легкого, шарик – легочный пузырек)
Звучит спокойная музыка.
Послушайте притчу. Однажды все жизненные силы человека заспорили о том, кто из них главнее и решили: «Тот из нас будет главным, после чьего ухода, ело человека окажется в наихудшем положении»
Ушло зрение, человек страдал, но выжил, и зрение вернулось к нему.
Ушел слух, человек страдал, но выжил, и слух вернулся к нему.
Ушел разум, человек перестал понимать, что происходит во круг, но все-таки выжил, и разум вернулся к нему.
Ушло дыхание, и, подобно тому как конь вырывает колышки, к которым привязаны его ноги, так оно вырвало и все другие жизненные силы из тела.
С чего начинается наша жизнь?
- С первого вдоха.
Чем заканчивается наша жизнь?
Последним вздохом.
3. Итак, тема сегодняшнего урока «Дыхание – дар жизни»
Сегодня нам предстоит понять сущность дыхания, строение органов дыхания и их функции, разобраться в механизме дыхания.
4.Формирование новых знаний.
А) Почему без пищи человек может обойтись месяц, без воды – неделю, а без воздуха несколько минут?
Почему мы не запасаем воздух в своем организме?
Для чего мы дышим?
Откройте учебник на странице 102 найдите в тектсте более полный ответ на этот вопрос.
Итак, для чего кислород нужен каждой клетке нашего тела?
Запись на доске в виде схемы

+ О2 окисление веществ выделение энергии

Дыхание - СО2

Таким образом, мы дышим для получения энергии.
Давайте дадим определение понятию «дыхание», опираясь на эту схему.
Дыхание – это процесс поступления кислорода, который требуется окисления органических веществ и получения энергии, а также выделения углекислого газа.
Б) А сейчас поработаем в группах (образуются группы из 4 человек)
В течение 2 минут вам сообща предстоит составить учебный пазл из карточек на ваших столах. Пазл называется «Органы дыхания», если вы справитесь с заданием, то вам откроется ключевая фраза из букв, записанных в уголках карточек, в дальнейшем с этой ключевой фразой мы также будем работать.
Учебный пазл “Строение и функции органов дыхания”
Название органа Функции органа
Взаимосвязь строения и функции органа

Носовые полости

н Насыщение вдыхаемого воздуха входящими парами и его очищение

о Слизистая оболочка внутренней стенки содержит многочисленные клетки ресничного эпителия. Здесь
происходит насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение от пыли.
с
Гортань

о Осуществление обмена газов между вдыхаемым воздухом и кровью.

в Клетки реснитчатого эпителия очищают вдыхаемый воздух; происходит насыщение его водяными парами.
Выделяющаяся слизь с частицами пыли и микроорганизмами движется в глотку. о
Трахея

е Проведение воздуха в трахею, участие в производстве звуков человеческой речи, предохранение дыхательных путей от проникновения туда вредных для организма веществ

д Стенки полости выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки ресничного эпителия. Функция слизистой оболочки – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующие их размножению. Чувствительные клетки обеспечивают защитную функцию. Под слизистой оболочкой
ветвятся многочисленные кровеносные сосуды. Эти сосуды согревают вдыхаемый воздух до температуры тела. ы
Бронхи

н Очистка выдыхаемого воздуха от пыли, увлажняют его, согревают до температуры тела и обезвреживают оказавшихся микробов а Пузырьки снаружи оплетены густой сетью капилляров и так тесно прилегают друг к другу, что капилляры оказываются зажатыми между ними. Стенки капилляров и пузырьков настолько тонки, что расстояние между воздухом и кровью очень малы. Это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и пузырьков х
Легкие

и Насыщение вдыхаемого воздуха водяными парами и его очищение

е Легкое состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель . В щель между ними проходит весь выдыхаемый воздух . Вдыхаемый воздух, с силой, прорываясь через сомкнутые края голосовых связок, вызывает вибрацию, порождающую возникновение звука. Внутри выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами. При раздражении рецепторов возникает усиленный выдох – кашель. Благодаря этому полость очищается, что предотвращает проникновение вредных веществ. !

Огласим результаты
1 группа открыла ключевую фразу «Носовое дыхание» (слайд)
2 – «Голосовые связки»
3 – «Наш надгортанник»
4 – «Легочный пузырек»
В) Что мы знаем о носовом дыхании?
Проблема: кролику ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, минуя полость носа сразу в гортань,. Через несколько дней кролик умер. Почему?
Какие функции выполняет носовая полость?
Какие особенности строения помогают ей справляться со столь важными функциями?
Да. если бы не ресничный эпителий носа , мы за 70 лет жизни накопили бы в себе 5 кг пыли!
Когда у вас заложен нос, чувствуете ли вы в полной мере вкус пищи?
Можно ли дышать ртом зимой? Почему нет?
Г) Дыхательная гимнастика.
Вы поняли, что дышать носом очень важно. Выполним 2 упражнения, улучшающие носовое дыхание.
Упражнение «Ладошки» и упражнение «Объятья» по методике Стрельниковой.
В) Голосовые связки.
Где они располагаются?
Наверняка среди вас есть человек, играющий на гитаре. Какая гитарная струна издает более низкий звук тонкая или толстая?
Так и наши голосовые связки: у мужчин они толстые и длинные (голос низкий), у женщин и детей – тонкие короткие(высокий голос)
Попробуем произнести слово «мама » на вдохе. , теперь на выдохе. В какой момент дыхания мы можем петь и говорить?
Обратим внимание на слайд. Если голосовые связки сомкнуты. При выдохе они вибрируют. Так рождается звук. Если связки разведены – мы просто дышим, нет звукообразования.
Закрепим этот знания о работе голосовых связок жестами.. пусть наши указательные пальцы будут играть роль 2 связок.
Покажите положение наших связок в момент молчания -----
В момент пения -------
В момент крика ------
В момент глубокого сна ------
Наш надгортанник. (Слайд)
Проблема. Попробуйте объяснить русскую народную пословицу «когда я ем, я глух и нем» с позиций полученных в ходе собирания пазла знаний.
Демонстрация компьютерной анимации. Демонстрирующей механизм работы надгортанника во время проглатывания пищи.
Найдите в тексте учебника на стр.203 ответ на вопрос «Какова роль надгортанника?»
Легочный пузырек. (Слайд + анимация)
Где находятся легочные пузырьки и какую функцию оно выполняют?
Какое строение должен иметь пузыре- альвеола, чтобы выполнять функцию газообмена.?
(в случае затруднения обращаемся к тексту учебника)
Вы видели, что легочный пузырек такой тонких. Ранимый. Как легко его повредить,! Табачные смолы быстро разрушают его, у курящего человека нарушается функция газообмена, слипаются альвеолы.
Д) парная работа с моделями легкого.
Пока мы с вами беседуем, наши легкие совершенно непроизвольно совершают 2 противоположных процесса. Вдох и выдох.
Сами легкие не имеют мышечной ткани, они не могут самостоятельно нагнетать и изгонять воздух. В этом им помогают мышцы (диафрагма и межреберные мышцы), а также легочная и пристеночная плевра герметично покрывающие легкое и выстилающие грудную клетку изнутри.
Сейчас , работая в парах с моделью грудной клетки и легкого, вы постараетесь ответить на вопрос. При каком положении диафрагмы воздух из легких будет удаляться, а при каком – поступать туда?
(объяснение строения модели: пластиковая бутылка - грудная клетка,
трубка – трахея и бронх, мембрана – диафрагма, резиновый шарик – легкое.)
Вывод: диафрагма опускается – легкое расширяется – вдох.
Диафрагма поднимается - легкое сжимается – выдох.
Повторим механизм вдоха и выдоха по опорному сигналу.

5. Закрепление
Фронтальная беседа
Для чего мы дышим?
Перечислите все части дыхательной системы (работа с интерактивной схемой )
Какова роль полости носа в дыхании?
Из чего состоит легкое?
Какое значение имеет гортань?
Какие мышцы участвуют в процессе вдоха и выдоха?
Почему легкое не может работать без этих мышц?
Каков механизм дыхания?
6. Рефлексия.
Выполним тестовые задания (2 варианта)
1. К дыхательной системе НЕ относится
А легкие Б трахея В бронхи Г легочная артерия
1. К воздухоносным путям НЕ относится
А носовая полость Б трахея В бронхи Г легкие
2.Где расположены голосовые связки?
А гортань Б трахея В бронхи Г легкие
2.Частью какого органа является надгортанник?
А носовая полость Б трахея В гортань Г легкие
3.Какая часть дыхательной системы выполняет функцию газообмена?
3.Какая часть дыхательной системы увлажняет и согревает воздух?
А носовая полость Б трахея В бронхи Г легкие
4.Во время молчания голосовые связки …
А вибрируют Б сомкнуты В разведены
4.Мы произносим слова …
А на вдохе Б на выдохе В и на вдохе , и на выдохе
5.Перед моментом вдоха ….
А легкое сжимается Б диафрагма опускается
В в легком увеличивается давление
5.Перед моментом выдоха…
А легкое расширяется Б в легком уменьшается давление
В диафрагма поднимается
7. Взаимопроверка. (1.Г 2.А 3.А 4.В 5.Б 1.Г 2.В 3.А 4.Б 5.В)

подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Дома кроме изучения текста параграфа47, вам предстоит провести исследование санитарного состояния вашего рабочего места (выдаю инструкционные карты)
“Гигиеническая оценка микроклимата помещения”
Признак Состояние
Температура воздуха
Влажность воздуха
Движение воздуха (Сквозняк)
Чистота воздуха
Наличие пыли
Наличие специфических запахов
Освещенность
Ориентация по сторонам света
Наличие растений
Комфортность рабочего места
Выводы:
8. Спасибо за урок.

Прикрепленный файлРазмер
ДЫХАНИЕ.ppt1.56 Мб