SMI.KAZANOBR.RU

Образы крестьянских детей в творчестве Н. А. Некрасова

jfif

Образы крестьянских детей в творчестве Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – выдающийся русский поэт и публицист XIX века, в своих произведениях отразил реальность своего времени, в том числе и жизнь крестьянских детей. В его рассказах звучат отголоски трудной доли маленьких людей, затерянных в глухих деревнях, сталкивающихся с бедностью, голодом и несправедливостью.
Творчество Николая Алексеевича Некрасова для детей представляет собой новый этап в развитии поэзии. Произведения Некрасова, предназначенные для детей, обладают теми же идеями, мотивами и образами, что и вся поэзия этого истинно народного поэта. Каждый детский образ, каждая судьба ребенка, к которым обращался Николай Алексеевич Некрасов, наполнены горячей любовью автора. «Я люблю выражение детских глаз, я всегда его узнаю», – говорит поэт. В этих глазах он видит «столько покоя, свободы и ласки», что его душа невольно “преисполняется нежностью». Однако в стихах, обращенных к детям, звучат отнюдь не умильные интонации.
В 60-е годы XIX века произведения Некрасова выходят одно за другим, и в них автор представляет целую галерею образов простых людей, раскрывая все многообразие и глубину их чувств. Среди них много детских образов, к которым автор относится с особой нежностью и теплотой. Например, произведения «Школьник» (1856 г.), «Плач детей» (1860), «Крестьянские дети» (1861 г.), «Мороз, красный нос» (1862 г.), «Пчелы» (1867 г.);
Когда он вспоминает свое собственное детство («На Волге»), размышляет о судьбе крестьянского мальчика («Школьник») или рассматривает любую другую детскую судьбу, он делает это с горячей любовью и заботой.
В «Крестьянских детях» Некрасов создал живую и разнообразную галерею образов детей из крестьянских семей. По яркости и выразительности художественных образов маленьких героев это произведение не имеет себе равных в русской классической поэзии XIX века.
История создания поэмы тесно связана с детством автора. Николай Некрасов родился и вырос в семье помещика, известного своей жестокостью и бессердечностью не только по отношению к крестьянам, но и к собственной семье – жене и многочисленным детям. Будучи ребенком, Некрасов наблюдал за издевательствами отца над крепостными и сочувствовал им. Маленький Коля часто проводил время в компании крестьянских детей: ему нравились их веселые игры. Именно благодаря этому Николай Алексеевич смог столь живо и ярко описать детские забавы крестьян в своей поэме. Став взрослым, Некрасов часто выезжал за город на охоту или рыбалку. Поэма была написана в 1861 году, когда автор находился в своем родовом имении в селе Грешнево. Работа над поэмой заняла две недели. Первые читатели познакомились с произведением в том же году. Примечательно, что лирический герой этой поэмы является полностью автобиографичным. Как известно, сам Некрасов, так же как и его персонаж, носил бороду.
Поэма написана в форме монолога – размышления романтического героя о нелегкой судьбе крестьянских детей. В начале произведения Некрасов представляет вступительный эпизод, который объясняет, что побудило романтического героя к таким размышлениям. В произведении «Крестьянские дети» слышится неподдельное чувство поэта к своим героям.
«Чу! Шепот какой-то... а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Все серые, карие, синие глазки –
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.»
В щель на него смотрели глаза разных цветов, в которых были спокойствие, нежность и доброта. Он понял, что это были взгляды детей. Поэт убежден, что такие глаза могут принадлежать только детям. Временами автор создает идеалистическую картину деревенской жизни. Крестьянские дети счастливы, хотя автор и не возлагает на их будущее слишком больших надежд. У малышей нет времени на болезни и размышления о ненужном. Их жизнь наполнена яркими красками природы, среди которой они живут. Они трудолюбивы и по-своему мудры. Каждый день для них -это новое приключение. В то же время дети постепенно перенимают науку от старших, им интересны легенды и истории и даже работа плотника, о которой говорится в поэме.
Некрасов отходит от сюжетной линии и начинает размышлять. Он признается в своей любви к детям и говорит, что даже те, кто считает их «людьми низкого происхождения», все равно когда-то завидовали им. В жизни крестьян больше поэзии, утверждает Некрасов. Дети крестьян делали вместе с ним набеги на грибные места, подкладывали змей на перила моста и наблюдали за реакцией прохожих.
Будни крестьянских семей состоят в основном из домашних дел. Ребята помогают родителям. Например, Ванюшу позвал отец помочь ему в поле, и мальчик с радостью помогает ему с уборкой хлеба. Когда урожай собран, он первым пробует новый хлеб. Затем он садится на телегу с соломой, чувствуя себя королем. Однако есть и обратная сторона медали: у детей нет выбора в отношении своего будущего, и это беспокоит Некрасова. Дети крестьян растут счастливыми, хотя и вынуждены работать, не получая образования. Детей из стихотворения Некрасова «Крестьянские дети» можно охарактеризовать как любопытных, простых, беззаботных душой, наивных.
Барина можно охарактеризовать как мудрого и доброго человека с небезразличной душой, который понимает, что из многих крестьянских детей могли бы вырасти достойные люди своей страны, но их жизнь сложилась иначе.
«Однажды в студеную зимнюю пору», часто принимаемый за отдельное самостоятельное стихотворение, описывает нелегкие условия жизни крестьянской семьи. Некрасов рисует зимнюю картину с маленьким мальчиком на переднем плане. За ним находится лес и сугробы. Лошадь тянет большой воз с хворостом, а рядом идет мальчик в больших сапогах и перчатках. Поэт выражает добрую иронию по поводу несоответствия между одеждой мальчика и его маленьким ростом. Словом «парнище» Николай Алексеевич обращается к маленькому мальчику, называя его «малюточка». Однако, мальчик обижается на такое обращение, так как считает, что оно подчеркивает его маленький возраст и рост. В ответ на вопрос «откуда дровишки?» мальчик говорит: «Из лесу, вестимо», давая понять, что ответ на этот вопрос очевиден. В этом ответе также чувствуется упрек в адрес собеседника за ненужный вопрос. В конце стихотворения мальчик кричит «Ну, мертвая!» и ускоряет шаг, показывая свою уверенность, важность и независимость. Однако, в каждом жесте и слове «мужичка с ноготок», занятого ответственным делом, чувствуется настоящая гордость и значимость
Фраза «Теперь нам пора возвратиться к началу» является кульминационной точкой стихотворения, подводя итог всем картинам и воспоминаниям автора. Она отражает его размышления о жизни крестьянских детей и их нелегкой судьбе.
Образы крестьянских детей в творчестве Н. Некрасова остаются живыми и выразительными. Через них поэт выражает свою глубокую любовь и понимание крестьянского народа, призывая к пониманию и сочувствию к их трудной судьбе.
«Нарисованная Н. Некрасовым картина трудовой жизни народа достигает эпической полноты не только потому, что представлены в единстве две ее стороны – светлая и теневая. Предельно сжато, но так ярко и зримо перед нашими глазами разворачиваются день, лето, год, жизнь в их самых существенных, неизменных проявлениях».
В поэме Некрасова «Крестьянские дети» автор рисует образы детей, которые предстают перед читателем как невинные души, страдающие от несовершенства общества и установленного взрослыми порядка. Однако, в своей естественной среде они изображаются как озорные и веселые, светлые души, не знающие социальных границ. Поэт восхищается ими и чувствует свою вину за их бедственное положение, желая изменить существующий порядок вещей. Из своего «далека» своего автор обращается к детям с мудрым наставлением: «Играйте же, дети! Растите на воле!».
«Чистота детской души, поэзия крестьянского труда, жизнь природы, слитая с детской жизнью, – все это удивительным образом удалось выразить и передать Некрасову в своем маленьком шедевре — поэме «Крестьянские дети».
Стихотворение «Школьник», написанное в 1856 году, подчеркивает важность образования и упорства в достижении своих целей. Главный герой, мальчик из бедной семьи, стремится к знаниям, но сталкивается с препятствиями на своем пути. Однако автор подчеркивает, что, несмотря на все трудности, всегда можно найти выход и достичь своей цели, если иметь четкую цель и стремиться к ней.
Это стихотворение является отражением встречи автора с мальчиком из бедной крестьянской семьи, которая произошла в 1856 году. Эта встреча вдохновила автора на написание стихотворения, в котором он подчеркивает важность образования и упорства в стремлении к своим целям. В то же время, стихотворение является данью уважения Михаилу Ломоносову – великому русскому ученому, который преодолел множество препятствий на своем пути к знаниям. Его пример показывает, что при наличии целеустремленности и упорства можно достичь больших высот, даже если начинать приходится с самых низов.
Композицию стихотворения можно разделить на три части. В первой части стихотворения, состоящей из двух четверостиший, автор описывает свою встречу с мальчиком-школьником и его внешний вид. Он уделяет особое внимание описанию полуобнаженного грязного ребенка, который привлек его внимание. Во второй части стихотворения, состоящей из пяти четверостиший, автор размышляет о будущем мальчика. Он возлагает большие надежды на способности русского народа, которые помогут мальчику достичь успеха. В завершающем отрезке этого стихотворения, состоящем из трех строф, поэт обращается к России. Он осознает, что Россия обладает огромным количеством выдающихся личностей, которые, к сожалению, не могут полностью проявить свой потенциал из-за ограничений, наложенных условиями жизни и неправедными законами.
Главной проблемой данного стихотворения является невозможность крестьянских детей в будущем достичь самоутверждения и получить образование. В их обществе, где большинство жителей не просто бедные, а крайне нуждающиеся в деньгах, они будут вынуждены трудиться на мизерную оплату, чтобы прокормить своих близких. И именно среди этих скромных людей появляются истинные таланты, подобные Ломоносову, которым просто не удается проявить свой ум и способности во взрослой жизни.
В творчестве Николая Алексеевича Некрасова проявляется главная идея – социальной несправедливости, которая приводит к тяжелому существованию народа под тяготами общественного порядка. Независимо от того, что государство не оказывает никакой помощи крестьянам, их жизнь угасает в самом расцвете. Они не могут дождаться помощи и умирают, бессильные перед этим. Однако, если погибает кормилец, всей семье предстоит последовать за ним.
В 1863 году Н. Некрасов написал поэму «Мороз, Красный Нос», в которой освещает трудную жизнь русских крепостных крестьян. Тогда в обществе царила нестабильность, вызывая беспокойство среди демократической русской интеллигенции. В такой обстановке Некрасов решил написать поэму, чтобы воссоздать реальность их жизни.
Тематикой поэмы «Мороз, Красный Нос» стала судьба непростой крепостной крестьянки Дарьи, символизирующей женщину нашей русской земли. Ее несравнимая сила духа позволяет ей преодолеть все жизненные испытания. Автор в строках поэмы рассказывает о том, как на плечи обычной женщины ложится невероятно тяжелый труд того времени. Справиться с такими испытаниями мог бы лишь человек с необъятной силой духа. Многодетная вдова ни на мгновение не сдается, даже когда перед ней возникает Мороз-воевода – олицетворение загадочной стихии.
Главной героиней поэмы является Дарья – молодая крестьянка, вдова, потерявшая мужа и взявшая на свои плечи все заботы о семье. Она воплощение образа настоящей русской женщины, которая с достоинством переносит тяготы, холод и голод крестьянской жизни.
В данном произведении освещено множество проблем, а их численность весьма значительна. Автор высказывает свои мысли о том, что крестьянам, являющимися самой многочисленной социальной группой в стране, не предоставляется квалифицированная медицинская помощь. Труд, которым они изнуряются, является убийственным, а условия труда – ужасными. Простые люди брошены на произвол судьбы: если никто не отправится за дровами в мороз, то всей семье грозит смерть от замерзания, и никто не поможет им. Злобная ирония данного положения заключается в том, что беднейшие труженики делают больше всего для развития страны, однако находятся в меньшей степени защищенными по сравнению со всеми остальными классами. По сути, они живут как рабы, не обладая никакими правами.
Суть поэмы заключается в несокрушимости духа русской женщины перед трудностями жизни. Поэт ставит перед собой задачу создать образ настоящей русской красавицы, «величавой славянки», и наделяет героиню высокими моральными идеалами. Во всей трагедии Дарьи ясно видно послание автора: русские крестьянки несут на своих плечах всю Россию, несмотря на безразличие правительства и жестокую несправедливость. В их лицах отразился подлинный образ всей Руси.
«Мороз, красный нос» также рассказывает о трагедии многих крестьянских семей, оставшихся без кормильца. Это история о семьях, в которых мать вынуждена брать на себя все тяжести тяжелого труда. При этом автор изображает любовь Дарьи к Проклу как ниточку, связывающую героев даже после смерти. Любовь в поэме – это глубокое и сильное чувство, являющееся основой русской женской сущности. В этой непреодолимой эмоциональной силе, которая позволяет героине преодолевать боль и справляться с трудностями, заключается величие русской души. Главная мысль поэта – показать эту душу во всей ее красоте и призвать людей вокруг защищать ее.
Дарья как мать остается единственным человеком, который будет забояться о своих маленьких детях. Нелегкая судьба крестьянского ребенка усугубляется смертью их основного кормилица-отца.
Стихотворение «Пчелы» 1867 года было написано Некрасовым специально для детской книги, которую он хотел издать, но не смог. Николай Алексеевич считал, что детская литература в России того времени нуждается в улучшении. Начинается это короткое стихотворение с разговорных слов, в которых герой предлагает поесть меда с хлебом и послушать историю. А своего слушателя герой называет «сынком».
Во второй строке начинается эта правдивая история (уже без кавычек). Рассказывается о том, что вода поднялась очень высоко и затопила почти все вокруг. Осталось только деревня и пригорок с ульями. Герой говорит о пчелах с любовью и уважением. Эти насекомые из «наших» ульев для деревни - как коровы, они держат пчел являются их питомцами. Кроме того, пчелы вызывают уважение как труженицы. Жаль, что они не могут переносить воду вместе с пыльцой и тонут. Если бы они летели без нагрузки, как трутни, то спасли бы свою жизнь, но они погибают, выполняя свой долг. Герой вспоминает, как тонут трудолюбивые работницы, и это вызывает его горечь. Все в деревне хотели помочь пчелам, но не знали, как. Поэтому жителей этой деревни называют грешными в стихотворении, так как наблюдают гибель своих пчел.
Рассказчик признается, что никогда не нашли бы решения, но, к счастью, мимо их деревни проходил человек. Именно он привел их на большой церковный праздник – это было хорошим знаком. Этот прохожий посоветовал поставить опоры для пчел, чтобы они могли отдохнуть. За эту простую, но гениальную мысль этот человек стал святым в этой деревне. Пчелы сразу поняли помощь человеческую и повалили отдыхать на опоры. Их сравнивают с богомолками у храма.
История заканчивается в третьей строфе, где отмечается, что теперь только о том прохожем можно молиться. И слушатель, после того как поел меда, тоже благодарит этого человека.
Речь героя есть и ритмичная, и описательная, и в то же время достаточно эмоциональная. Например, он восклицает о наводнении «беда!». Многие слова указывают на то, что говорит простой, но грамотный человек. Например, «надоумить», «натко», также присутствует сказочная напевность, ведь история для детей. «Тужил-тосковал», «травочка» и много других устаревших слов, таких как «осенить», «благодать».
Стихотворение «Пчелы» Н. Некрасова – поучительное и колоритное описание из жизни крестьян, предназначенное для детского чтения.
Проанализировав произведения Некрасова, посвященные описанию образов крестьянских детей, мы приходим к следующим выводам: в своих произведениях Некрасов изображает образы детей, выросших в суровых условиях, укрепленных трудом и лишениями. Они становятся символами неукротимой силы и выносливости русского народа. Некрасов также обращается к теме младенчества в поэме «Кому на Руси жить хорошо», где он описывает проблемы, с которыми сталкиваются дети в деревнях. Он раскрывает их уязвимость перед бедностью, но в то же время подчеркивает силу духа и доброту, присущую этим маленьким обитателям русской глубинки.
Некрасов создавал образы крестьянских детей, чтобы привлечь внимание общества к их трудной судьбе, к необходимости решения социальных проблем. Его произведения оставили непередаваемый след в литературе, вызывая внимание к теме бедности и неравенства, в частности, к жизни крестьянских детей, оставшихся за бортом благополучия.