
Формирование нравственно-патриотических ценностей через ознакомление с татарскими писателями и их творчеством.
«Формирование нравственно – патриотических ценностей
через ознакомление с татарскими писателями и их творчеством».
Образовательная деятельность в средней группе
«Если поступить с умом, то тысячу бед удастся избежать».
Ознакомление со стихотворением Гузель Исхаковой «Умная мышка».
Цель: формирование нравственно – патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- расширять знания детей о писателях родного края;
- развивать у детей патриотические чувства, гордость, уважение к знаменитым людям родного края;
- формировать у детей интерес к художественной литературе;
- развивать у детей умение внимательно слушать новое произведение и отвечать на вопросы по его содержанию;
- развивать у детей познавательный интерес;
- формировать у детей желание заботиться о домашних животных;
- развивать у детей внимание и зрительную память;
- развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
Материалы:
- презентация;
- коробка - посылка;
- игрушки кошка и мышка;
- разрезные картинки;
- элементы татарского орнамента.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Исэнмесез!
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам пожелать друг другу доброго утра. Вставайте в круг (дети встают в круг, по очереди берут друг друга за руки и желают доброго утра).
Доброе утро, ребята. Хэерле иртэ, балалар. У всех настроение хорошее?
Дети: Да!
Воспитатель: Отлично! Садитесь. Утырыгыз.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с Гузель Исхаковой. Это писательница. Она сочиняет стихи и сказки на русском и татарском языках. В 5 лет Гузель И. начала сочинять сказки. Свои волшебные истории она рассказывала своим родителям и старшей сестре, а те записывали. В 9 лет Гузель И. стала писать стихи. И вскоре эти сказки и стихи на русском и татарском языках стали печатать в разных газетах, журналах и книгах. Сейчас писательница Гузель Исхакова живет недалеко от нашего города Казани - в городе Ижевске.
Давайте повторим: как зовут писательницу?
Дети с воспитателем: Гузель Исхакова.
Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Воспитателю вручается посылка (коробка с игрушками кошкой и мышкой, загадками).
Воспитатель: Ребята, мы с вами получили вот такую посылку от Г.Исхаковой. Посмотрим что в ней?
Дети: Да! Посмотрим!
(Воспитатель открывает коробку.) Ребята, здесь написано, что сначала нужно отгадать загадки. Готовы? Слушайте внимательно.
В серой шубке, длинный хвостик,
Ночью к нам приходит в гости.
Сыр, крупу и хлеба корку,
Все к себе уносит в норку.
Кто же маленький воришка?
Догадались? Это.....(мышка, тычкан)
В доме с бабушкой живет,
Тихо песенки поет.
Любит рыбку и мышей,
Нянчит деток — малышей.
И мурлычет у окошка
Наша ласковая.....(кошка, песи)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали загадки. В коробке мышка и кошка (показ игрушек) — герои стихотворения Г.Исхаковой «Умная мышка», с которым я сейчас вас познакомлю (чтение стихотворения).
Умная мышка
Гузель Исхакова
Встретились как – то кошка и мышка.
Мышка вскричала: - Ой, мама, мне крышка!
Кошка сказала: - Я съем тебя, мышка,
Только чего – то худая ты слишком.
Пискнула мышка: - Я вмиг потолстею,
Только пусти ты меня, я успею.
Я прибегу к тебе, сбегаю в норку,
Съем свою старую хлебную корку.
Кошка ответила: - Ладно, иди,
Только сейчас непременно приди.
Мышка ушла, а глупая кошка
Долго ждала и смотрела в окошко.
Мышка осталась сидеть в своей норке
И не притронулась к высохшей корке.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? Давайте о нем немного поговорим. Кто встретился?
Дети: Встретились кошка и мышка.
Воспитатель: Чего испугалась мышка?
Дети: Того, что кошка ее может съесть.
Воспитатель: Что кошка сказала мышке?
Дети: Она сказала, что мышка слишком худая.
Воспитатель: Что ответила мышка?
Дети: Мышка сказала, что сбегает в норку, съест хлебную корку, сразу потолстеет и вернется.
Воспитатель: Чем закончилось стихотворение?
Дети: Кошка поверила мышке, отпустила ее, долго ждала. Но мышка осталась в своей норке и не вернулась.
Воспитатель: Чему нас учит это стихотворение?
Дети: Нужно думать, прежде чем что – то говорить и делать.
Воспитатель: Ребята, наша Катя знает еще одно стихотворение Г.Исхаковой. Давайте послушаем (одеть Кате маску тигренка).
Катя: Тигренок
Гузель Исхакова
Хоть тигренок и ребенок,
Точно знает он с пеленок:
Надо рано просыпаться,
Физкультурой заниматься.
Физкультминутка
Как у нашей кошки (шагают на месте) беленькие ножки (выставляют ножки),
Мягонькие лапки (гладят ручки), ноготки – царапки («выпустить когти»).
Поцарапаем немножко, не ребята мы, а кошки («царапают» спинку друг другу).
Как у нашей мышки (шагают на месте) ножки – коротышки (выставляют ножки).
Ножки мышкины спешат к хлебной корке - и назад (бег на месте).
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а кошка - это какое животное?
Дети: Кошка – это домашнее животное.
Воспитатель: Почему она так называется, домашнее животное?
Дети: Потому что кошка живет рядом с человеком. Человек о ней заботится.
Воспитатель: Правильно ребята. Человек заботится о кошке. Сейчас наступают холода. Мы с вами одеваем теплую одежду. А у кошки шерстка становится более густой и ей легче переносить холода. Кошка ловит мышек. А еще кошка мурлычет – поет песенки. Своим мурлыканием она успокаивает хозяина, снимает боль. (Предложить детям погладить нашу кошку.)
Ребята, а кто же такая мышка, что за животное?
Дети: ….
Воспитатель: Мышка – это млекопитающее (повторить с детьми), грызун. Мышки живут в полях, в лесах, в домах. Они очень маленькие, у них длинный хвостик и меховая шубка. Они очень хорошо бегают, лазают и прыгают. Мыши любят зернышки, хлебные корки, сыр. В доме они все грызут. Поэтому люди и стали заводить кошек, чтобы они ловили мышей. (Предложить деткам подойти и поближе рассмотреть мышку.)
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем. Для этого вам нужно поделиться на две команды (дети берут по одной фишке. 1ая команда – дети с фишкой «кошка», 2ая команда – с фишкой «мышка»).
Умная мышка прислала для вас игру «Продолжи цепочку». У каждой команды свой ряд из определенных элементов татарского узора. Посмотрите внимательно и продолжите свой ряд с помощью карточек. Огласить итог игры.
Игра от мышки «Разрезные картинки». 1-я команда собирает картинку «кошку», 2-я команда — картинку «мышку». Огласить итог игры.
Дети садятся на стульчики.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, с каким стихотворением мы сегодня познакомились? Кто его написал?
Дети: «Умная мышка» Гузель Исхакова.
Воспитатель: Вам кто больше понравился, кошка или мышка? Почему? (выслушать ответы детей)
На этом наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся с гостями.
Все вместе:
До свидания, сау булыгыз!
- Кожевникова Ольга Николаевна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев