Описание опыта работы

IMG_6734

Образование это, в первую очередь процесс. Как и любой другой процесс, оно не может быть статичным. Если образовательная модель не обучает человека ориентироваться в актуальных процессах, она не может считаться полностью эффективной.
Педагогу всегда приходится действовать на стыке нескольких гуманитарных дисциплин. В отличие от некоторых других профессий педагог, подобно сапёру, разминирующему бомбу, лишён права на ошибку. Слишком непредсказуемыми и сложными могут быть последствия.
Для того, чтобы минимизировать количество ошибок, необходимо держать "руку на пульсе", понимать поставленные перед ним задачи, знать тему общественного дискурса, социальные запросы, и тонко чувствовать где одно перетекает в другое. Нечуткий педагог, опять же, может оказаться малоэффективным. Именно поэтому необходимо непрестанно повышать уровень своих знаний, или, как говорили древние греки, "увеличивать степень своего незнания"(с).
С возникновением термина инклюзивное образование, в школьной жизни началась новая пора. Появилось сразу несколько неизвестных и, оттого, пугающих переменных. Если отбросить притворство, то можно сделать допущение, что педагогический состав встретил подобную идею довольно прохладно, а в некоторых случаях даже с опаской (сказывалось отсутствие опыта, рабочих методик, рекомендаций).
Эпоха отдельных коррекционных школ подходит к концу. Она постепенно уступает место промежуточному формату "школ для детей с ОВЗ". Конечной целью, как я вижу, является создание бесшовной образовательной среды для всех детей. Главным принципом школы будущего будет не сегрегация по тем или иным признакам, а умение миновать то, что сейчас способно разделять людей. Да, это может звучать наивно, но именно социализация и устранение социальных и психологических барьеров (как со стороны нормотипичных детей, так и тех, у кого есть ОВЗ) является одной из ключевых задач специалистов, работающих сейчас в ресурсных классах.
Я нахожусь в инклюзивном образовательном процессе практически с самого старта, с 2016 года. Мне довелось увидеть классическую коррекционную школу, стоявшую на стыке разных образовательных подходов. Ветры перемен и смену образовательных парадигм мне довелось ощутить на собственном опыте. Не привык кривить душой, поэтому отмечу, что согласен далеко не со всеми актуальными нововведениями, регламентирующими жизненный уклад ОУ.
На своем пути мне довелось побывать тьютором, психологом, социальным педагогом, учителем-предметником и, наконец, дефектологом. Образовательный процесс я рассмотрел с разных сторон, и, если так можно выразиться, побывал "по разные стороны баррикад".
На данный момент сферу моих профессиональных компетенций составляет два основных направления: нейропсихология и дефектология. На практике я отметил, чтобы оба эти направления нередко пересекаются и решают похожие (если не одни и те же) задачи. В работе дефектолога я довольно часто применяю нейропсихологические методики, опробированные мной при работе в клинике. Довольно часто это дает хороший результат.
Разумеется, работа нейропсихолога, как и дефектолога связана с развитием (либо коррекцией) высших психических функций (ВПФ). При решении этой задачи часто трудно определить, какой из методов окажется наиболее эффективным: когнитивная нагрузка, интеллектуальная деятельность, физиологическая активность, либо психотерапевтическое воздействие.
Практика специалиста не так часто совпадает с теорией. На деле работа специалиста с ребенком с ОВЗ, это смесь различных методик, так или иначе зарекомендовавших свою эффективность. Каких именно? Универсального рецепта нет, приходится выяснять это в "полевых условиях", методом проб и ошибок.
Сочетание роли учителя и дефектолога позволяет почувствовать всю полноту и гуманистическую суть педагогического процесса, почувствовать себя тем самым "сапёром", делающим шаги по "минному полю". Но не стоит бояться ошибок. Мы люди, а значит мы не совершенны. Если где-то произошел недочет, это значит сразу несколько вещей: жизнь продолжается, получен опыт, есть возможность сделать выводы, чтобы этого не повторилось вновь.
Дети открыты для общения. Во многом от педагога зависит какой опыт общения, взаимодействия, обучения они получат. На первый взгляд это может показаться незначительным, но это не так. Все закладывается именно здесь. Из школы ребенок выходит уже более-менее устоявшейся личностью со взглядами и убеждениями.
Я вижу как минимум две глобальные амбициозные задачи, стоящие передо мной, когда я выступаю в роли педагога. Первая задача, это научиться ребенка учиться. Учиться самостоятельно. Создать положительную привычку стремления к знаниям, к познавательному процессу. Причем, объем этих знаний, полученных в школе не так важен. Главное, чтобы покидая родные школьные стены вчерашний школьник унес с собой во взрослую жизнь желание узнавать что-то новое. Без страха и стресса. Насколько это возможно, разумеется, я не идеалист.
И вторая задача, как бы странно она не звучала, стать человеком в самом широком и гуманистическом смысле этого слова. Тем самым человеком, который не отрывает крылышки мухам, уступает место старшим и не ругается матом (хотя бы публично). Я часто говорю ребятам такую странную на первый взгляд фразу: "всегда оставайтесь людьми, при любых обстоятельствах". По началу не все понимают о чем речь, но немного узнав мои методы приноравливаются и даже подшучивают по этому поводу. Умение пошутить, на мой взгляд, высшая степень понимания, а значит моя цель, хотя бы частично, достигнута.