
«Нейропсихологические элементы в работе воспитателя старшей логопедической группы»
«Нейропсихологические элементы в работе воспитателя старшей логопедической группы»
Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.
Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Дети данной категории моторно неловки. Они не могут бросить мяч в цель и поймать его, забить мяч в ворота , подбросить и поймать мяч, обвести предмет по контуру, т.к.здесь необходимо включить зрительный контроль, имеются трудности в музыкальных занятиях : не слышат ритм,сильную долю,мелодию, трудно делать поскоки в такт мелодии. Чтобы помочь детям с системной речевой патологией скорректировать имеющиеся нарушения, продуктивно применение нейропсихологических методов.
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат. Так кая я работаю воспитателем в логопедической группе, в дополнение к занятиям с логопедом, считаю необходимым включать в свою работу игры , которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность, развивать внимание.
Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые я использую с детьми в свободное от занятий время.
Правильное дыхание оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Дыхательные упражнения выполняются по 3-5 раз.
1.И.п.- встать, ноги вместе, руки опущены. На вдохе медленно поднять расслабленные руки вверх ,постепенно « растягивая» все тело ( не отрывая пятки от пола); задержать дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и согнуться в пояснице; задержать дыхание. Вернуться в И.п.
2. Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие , образованное губами , на свечу( перышко воздушный шарик, бумажную снежинку), которая стоит перед ребенком. Голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение, еще больше увеличить расстояние и т.д. Обратите внимание ребенка на то, что при удалении свечи мышцы живота будут все более напряженными.
Массаж и самомассаж.
1.Покусывание и « почесывание» губ зубами; то же – языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное « хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях. 2.« Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; « разгладить» лоб от центра к вискам.
3. « Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки верхнюю губу, а левой- нижнюю. Выполнять одновременные и разнонаправленные движения рук, растягивая губы, вверх, вниз, вправо, влево. закрыть рот ,взять обеими руками обе губы и вытягивать их, массируя вперед.
Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма.
Для формирования слухового гнозиса используются природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д.
1. « Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Воспитатель отбивает какую-то ритмическую серию. Дети внимательно слушают ее и повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, они получают команду: «Давайте прохлопаем этот ритм так: каждый по очереди – слева направо – отбивает по одному отрывку из всего заданного ритма. Когда ритмический рисунок завершен, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до моей команды « Стоп». Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко или выбывает из игры».
Упражнения на развитие фонематического слуха.
1. « Сколько звуков в слове?» Воспитатель называет слово. Просит ребенка сосчитать, сколько в нем звуков, и сказать, какой первый, второй, последний? Начинать нужно с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот,солнце,праздник и т.д.). Артикулировать слова четко.
Предложить ребенку последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить , каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, дом, мак и т.д.
2. « Слово по звукам». Произнести слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросить у ребенка какое слово получилось. Затем поменяться ролями. В более сложном варианте предложить ему ответить, какой, например, по счету звук « г» в слове « книга» и т.д. Поменяться ролями.
3. « Игра в рифму» . Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: « кошка- мошка- поварешка», « удочка, булочка, дудочка».
4. «Ловишки».Попросить ребенка запомнить звук ,который вы произнесете.Затем произнести несколько звуков подряд. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если прозвучит нужный звук.
Мнестические процессы.
Залогом успешного развития и коррекции мнистических возможностей ребенка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, т.е перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез.
1. « Перевод из тактильной в зрительную модальность». Для этого необходимо взять обьемные либо вырезанные из бархатной бумаги фигурки различной формы ( звездочка,круг,квадрат, треугольник, в том числе буквы и цыфры). Нарисовать такие же фигуры и буквы на листе бумаги в произвольном порядке. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать (как правой, так и левой рукой) фигурку или букву, а затем , открыв глаза, выбрать ее из нарисованных на листе.
2. « Перевод из зрительной в тактильную модальность».Ребенок на ощупь находит показанные ему фигурки, предметы или буквы.
Слухо-речевая память.
1.« Пары слов». Предложить ребенку запомнить несколько слов, предьявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары « кошка-молоко», « мальчик – машина», « стол – пирог» и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
2. « Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре учавствуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» Тот игрок , на котором остановилась считалка, должен быстро ( пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный – ребенок выходит из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называю, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
Коммуникативные навыки.
Отработка навыков совместных действий в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствует лучшему пониманию друг друга.
1.«Тень». Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы « тень» двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.
2. « Представление». Дети садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот кто первым угадал встает в центр и изображает один или с партнером что то свое и т.д. Более сложный вариант когда взрослый или кто то из детей задает на ушко исполнителя образ раз или ситуацию, которую надо изобразить.
Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы.
1. « Подбери общее понятие». Предложить ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
Яблоко, груша - …; стул, шкаф - ...; огурец, капуста - …; ботинок, сапог - …; кукла, мячик - …; чашка, тарелка - …; нога, рука - …; кошка, слон - …; цветок, дерево - …, окунь , щука - …; роза, одуванчик - …; дуб, береза - …; дождь, снег - …
То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.
2. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка. Инструкция: « Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?»
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
В процессе применения воспитателями логопедической группы нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи, ожидаются хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарных взаимодействий даст возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и будет способствовать созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.
Используемая литература:
1. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.- М.,2011.
2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили;.- М.: 2001.
3.Цветкова Л.С.. Нейропсихология счета,письма и чтения: нарушение и восстановление. М., 1997.
4. Хомская Е.Д. Нейропсихология.М., 2003.
- Аюпова Диляра Ильшатовна's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев