SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе тема «Космос»

Конспект интегрированного логопедического занятия в старшей группе
тема «Космос»
Гимадиева Лилия Ильдаровна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №131 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани

Цели: продолжать знакомить детей с темой «космос» .
Коррекционно-образовательные: учить детей подбирать однокоренные слова;
Коррекционно-развивающие: - расширять, активизировать слова по теме;
- развивать логическое мышление, внимание;
- развивать умение подбирать имена прилагательные к существительному.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать у детей любознательность к окружающему миру; - воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
Оборудование: виды планеты - Земля с космоса, пазлы видов транспорта, иллюминатор, лошадь, лопатка, лодка, ложка, лампа, пластилин, картон.
Предварительная работа: знакомство с космическими объектами, рассматривание космического скафандра, с состоянием – невесомость,
Ход занятия.

1. Орг. момент.
Ребята назовите мне виды транспорта на которых можно летать? (вертолёт, самолет, ковер – самолет, метла, ракета)
Посмотрите у меня на столе лежат разрезанные картинки, их нужно собрать. Что у нас получилось? (самолет, вертолет, ракета). Скажите на каком транспорте мы можем отправится в космический полет? (на ракете)

2. Дид/игра «Найди слова-родственники»
- Кто летает в космос? (космонавты)
- Какое они совершают путешествие? (космическое)
- На чем летают космонавты в космосе? (космических ракетах)
- А что ещё может быть космическим?
- Чем отличаются предметы находящиеся в космосе от земных ? (предметы в космосе летают если их не пристегнуть, становятся невесомыми).
- Вспомните, что такое НЕВЕСОМОСТЬ?
- Невесомость состояние предметов, когда на них не действует сила притяжения и они теряют вес (нет веса, не весит)
-
3. Упражнение на дыхание.
Представим себе невесомость на примере пушинок. Давайте подуем на них, пушинки лёгкие, летают. И предметы в космосе начинают летать, если их не закрепить.
– Мы сегодня с вами тоже отправимся в космический полет. Но скажите, мы можем лететь в нашей одежде в космос? Почему? Что нам нужно? (для полета нам нужны специальные космические скафандры – костюмы космонавтов, которые шьют специально для каждого)

– Одеваем скафандры: сначала натягиваем на правую ногу,
затем брючину на левую ногу,
одеваем правый рукав, левый.
Застегиваем молнию, ремни, одеваем шлем.
Занимаем свое космическое кресло,
пристегните ремни
Начинается отсчет 5-4-3-2-1- пуск!

4. Релаксация - физминутка
Закройте глаза, сейчас мы летим с огромной скорость. У вас очень тяжелые руки, ноги, голова. Напрягитесь, почувствуйте эту тяжесть. Но вот мы и вырвались из притяжения Земли, откройте глаза, мы в состоянии невесомости – давайте встанем и испытаем это состояние. Мы в невесомости!

– В невесомости плывем
– Мы под самым потолком. (дети расходятся и стоят на одной ноге, делают медленные движения руками вверх – вниз с выносом прямой ноги)

– Мы с вами на космическом корабле, а что у нас за бортом давайте посмотрим в окно. А кто мне может сказать, как называется окно в ракете? (иллюминатор)
– Слово очень трудное давайте повторим. (2-3 повтора индивидуально)
– Что мы моңем увидеть в иллюминатор космического корабля? (Землю)

5. Д/И «Назови признаки»
– А планета - Земля, какая? (круглая, красивая, голубая, маленькая)
– А кроме нашей планеты, что мы можем увидеть в иллюминатор? (другие планеты, Луну, Солнце, инопланетян)

7. Развитие фонематического слуха
– Слышится «речь» инопланетянина
ЛА – ЛО – ЛО – спокойно
ЛУ – ЛЫ – ЛА – радостно
ЛА – ЛЫ – ЛО – ЛУ – огорченно
-Ребята, вы заметили, с какого звука начинаются все слова?
У нас тоже есть такой звук, расскажите – какой он? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем его синим цветом)

8. Формирование лексико-граматических категорий
- Мне кажется, что звук [Л] самый любимый у наших инопланетян, давайте подарим им предметы на (в названии которых есть) звук [Л]. Но, так как инопланетяне маленькие и им по душе маленькие предметы, давайте будем называть наши предметы ласково.
- Я подарю лошадку.
- Я подарю лопаточку.
- Я подарю лампочку.
- Я подарю ложечку.
- Я подарю лодочку.

9. Развитие мелкой моторики.
- А давайте-ка, ребята
Вспомним мы, на чем летим? (на ракете)
- А как она выглядит наша ракета? Вот вам палочки – выложите из них ракету.
А сейчас я вам предложу разукрасить нашу ракету, но не красками и карандашами, а пластилином.
Дети садятся за столы. Работа за столами. Логопед помогает детям.
- Молодцы! Красивые получились у нас ракеты. Давайте подарим их нашим гостям. И поиграем с ними.

10. Развитие эмоционально волевой сферы.
Логоритмическое упражнение «Друзья».
Я тебе друг – и ты мне друг,
Я встану в круг – и ты вставай в круг,
Я тебя вижу – и ты меня видишь,
Я тебя слышу – и ты меня слышишь,
Я помашу, и ты мне помашешь,
Прощай, я скажу – и ты мне скажешь.

11. Итог.
Ну а теперь нам нужно возвращаться домой. Занимайте свои места, пристегнитесь. Закрывайте глаза начинаю отсчет – 1 -2 -3 -4 -5. Ну вот, мы и дома
Понравилось вам наше путешествие? Что интересного вы запомнили?
А мне понравилось, как вы работали.