SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

jpg

Описание педагогического опыта учителя английского языка МБОУ «Гимназия №175» Советского района г.Казани Рузиевой Гулноры Махмидахуновны

Окончив Ферганский Государственный университет в 2003 году, факультет романо-германской филологии (английский язык), начала свою педагогическую деятельность в автодорожном техникуме. Переехав в Азнакаево в 2017 году работала учителем английского языка в МБОУ "СОШ №1", а в 2019 году перевелась в МБОУ "Гимназия №175" г. Казань.

В поисках лучших практик усиленно работаю над собой и посещаю различные семинары и форумы. Активно делюсь опытом своей работы на всероссийских, республиканских и городских семинарах-практикумах учителей английского языка.

Урочная деятельность
Безусловно, все полученные знания, умения и навыки я транслирую на своих уроках
Считаю, что актуальность моего опыта заключается в том, что методика, мной используемая,
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- заинтересовывает учащихся в изучении английского языка;
- помогает ориентироваться в иноязычной среде и реагировать в различных ситуациях;
- формирует умения применять теоретические знания в конкретных практических заданиях;
- помогает преодолеть страх языкового барьера;
- влияет на выбор будущей профессии учеников.

Условиями становления опыта является требование обществом качественного образования; потребность общества в образованной личности; требования, предъявляемые современным обществом к учителю, которые требуют разработки новых технологий педагогической деятельности. Владение иностранным языком становится неотъемлемым качеством культурного, образованного человека. Ведущая идея педагогического опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию возможностей каждого ученика в изучении английского языка и практикой общения на нем.
Изучая и используя методы, технологии и приемы формирования коммуникативной компетенции на своих уроках, я заинтересовалась моделью обучения, основанной на поэтапном формировании умственных действий, это модель обучения известная как «Цикл эмпирического познания» или «Цикл Колба». Она помогает всецело реализовать требования ФГОС и усвоить максимум материала, т.к. направлена на обучение через опыт. Цикл Колба стал широко известен и популярен в 1984 гг. благодаря Дэвиду Аллену Колбу, американскому философу, психологу, теоретику и создателю упражнений и инструментов в области образования. Процесс обучения по модели Колба представляет собой цикл накопления личного опыта, в дальнейшем – обдумывания и размышления и в итоге – действия.
Эта модель универсальна, она может быть применима на всех видах уроках (теоретических и практических), ее можно использовать для организации всего урока или для организации отдельного этапа (актуализация знаний, усвоение новых знаний и т.д)
Использование модели обучения "Цикл Колба" позволило мне развить коммуникативную компетенцию моих обучающихся, о чем свидетельствует положительная динамика диагностики, проведенной в конце декабря 2021 года (в сравнении с результатами диагностики, проведенной в сентябре 2021г.)

Как видно из диаграммы в 5 классах повысился уровень коммуникативной компетенции на 11%, в 8 классах на 13%, и в 9 - на 14%.

Работая над методической работой, я посетила огромное количество мероприятий (образовательные площадки, семинары, форумы, мастер-классы) и проанализировала большое разнообразие приемов организации учебной деятельности. Это мне позволило прийти к выводу о важности применения различных нетрадиционных методов урока. Для себя я выделила – следующие инновационные технологии, которые активно использую на своих уроках:
личностно - ориентированные, дифференцированный подход.
Например, в 5-ом классе я использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова; создаю ситуацию успеха, благодаря которой дети раскрываются. Для этого я, как правило, готовлю разноуровневые задания, предоставляя ребенку право выбора.
проблемное обучение.
Учащиеся очень любят, когда я использую эту технологию на уроках английского языка, где они в игровой, ролевой или иной форме могут решить какую-то проблемную задачу.
проектные методы обучения.
В каждом классе, как правило, после завершения изучения определенного раздела учащиеся под руководством учителя готовят и защищают свои проекты, такие, как, например, «Моя семья", "Мой любимый герой", «Путеводитель по стране изучаемого языка» и другие.
игровые технологии.
Позволяют мотивировать и стимулировать к познавательной деятельности всех учащихся, в том числе самых пассивных. Для этого на своих уроках я часто использую дидактические игры (лексические, фонетические и другие).
Приведу пример сюжетно-ролевой игры, т.е. урока с использованием сюжетной линии произведения. Например, урок в 5 классе, где каждый этап был продуман с использованием сюжетной линии произведения английского писателя Джоан Роулинга "Гарри Поттер». В соответствии с этим были использованы приёмы активизации учеников. Так, например, в диалоге учащиеся примерили на себе роли Гермионы и Гарри и, находясь внутри сюжета, решали парные, индивидуальные и групповые задачи, где были активизированы коммуникативные навыки.
2022 год объявлен в Татарстане Годом цифровизации. Это не случайно, т.к. цифровые технологии прочно вошли в жизнь современных детей, общества в целом, в том числе и профессиональную сферу. В связи с этим, я, как учитель, уделяю большое внимание Информационно-коммуникационным технологиям и цифровым образовательным ресурсам. В своей работе я широко использую возможности платформ Miro, British Council, Padlet, Wordwall. Эти ресурсы полезны при онлайн и оффлайн обучении.
Платформа Миро помогает мне планировать и проводить интересные уроки.
Платформа Падлет - в организации учебного процесса, для отслеживания динамики развития каждого ученика. При выполнении заданий на этой платформе развивается коммуникативная компетенция учащихся, коллаборация, критическое мышление. Задача учителя – выстроить грамотно и продуманно систему разнообразных заданий для учащихся.
Вордвол - ресурс, с помощью которого я экономлю свое время, благодаря этому ресурсу я создаю различные игры, викторины, задания, направленные на изучение нового материала или для повторения изученного материала.
Открытое образовательное пространство, которое я часто использую на своих уроках, позволяет мне с уверенностью говорить, что от комфортных (незажатых) условий для развития учащихся, зависит повышение их мотивации к обучению, достижения ими высоких образовательных результатов.
Активное использование различных технологий и методов помогает увеличить мотивацию учеников к изучению английского языка и количество участников в конкурсных и олимпиадных движениях. Мои воспитанники достигают высоких результатов во всевозможных творческих конкурсах, соревнованиях, конференциях муниципального, регионального и международного уровней.
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Иностранный язык - диалог культур» диплоп I степени, Хафизов Амир, 7 класс, 2021 год;
- Конкурс по иностранным языкам "Поэзия народов Татарстана на языках мира" диплом I степени, Фатыхов Амир, 8 класс, 2021 год;
- выступление на первом международном музыкальном фестивале «Поэт и музыка» им. Мусы Джалиля, чтение стихов: Фатыхов Амир, Гараева Малика, Закиров Мустафа, 2021 год;
- Республиканский конкурс видеороликов на иностранных языках «Их именами названы улицы...» Гараева Малика и Сагидуллин Эдуард районный этап второе место, республиканский - сертификат участника, 2021 год;
- Конкурс по иностранным языкам "Поэзия народов Татарстана на языках мира", диплом III степени, Хафизов Амир, 7 класс, 2021 год;
- Республиканский лингвистический конкурс чтецов на английском языке "Душа России миру шепчет" победитель I степени Фатыхов Амир, 2021 год;
- Международный литературный конкурс, организованный представительством Россотрудничества в Монголии и КСОРС в Монголии, Хафизов Амир и Фатыхов Амир, 2021;
- Республиканский лингвистический конкурс чтецов на английском языке "Душа России миру шепчет" победитель II степени Хафизов Амир, 2021 год;-
VI Республиканская научно-практическая конференция имени В.Д. Шашина, диплом участника, Виноградова Александра, 9 класс, 2021 год;
- Районый конкурс чтецов "The beauty of English poetry", сертификат участника Хафизов Амир, 6 класс, 2020год;
- III Республиканский конкурс ораторского мастерства «Speaking contest», г.Нижнекамск, диплом II степени, Хафизов Амир, 6 класс, 2020 год;
- Республиканская олимпиада министерства науки и высшего образования российской федерации ФГАОУ ВО КФУ «Winkid», призер - Хафизов Амир, 6 класс, 2020 год;
- Районный конкурс чтецов на английском языке «The Beauty of English Poetry», 7 класс, 2019 год;
- Научно-практическая конференция школьников «Иностранный язык - диалог культур», г.Буинск, диплом победителя I степени, Латифуллина Азалия, 9 класс, 2018 год;
- VIII районная научно-практическая конференция школьников «Открытие-2018», Набиуллина Аделя, Латифуллина Азалия, диплом III степени, 9 класс, 2018 год;
- V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Латифуллина Азалия, диплом победителя II степени, 9 класс, 2018 год;
- II Республиканская научно-практическая конференция учащихся по английскому языку «Язык и культура. Проблемы современной коммуникации», г. Лениногорск, диплом II степени, Тазов Давид, 5 класс, 2019 год;
- V Региональная творческая конференция «Елабужский Парнас», г.Елабуга, диплом победителя I степени, Хафизов Амир, 5 класс, 2018 год;
- V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Хафизов Амир, диплом победителя I степени, 5 класс, 2018 год.

Выработанная система работы позволяет добиваться стабильных результатов по преподаваемому предмету с положительной динамикой:
в 2017-2018 учебном году: успеваемость – 100%, качество – 54%;
в 2018-2019 учебный год: успеваемость – 100%, качество – 55%;
в 2019-2020 учебном году: успеваемость – 100%, качество - 63%;
в 2020-2021 учебном году: успеваемость - 100%, качество - 67 %.

Внеурочная деятельность.

Одним из самых значимых личных достижений считаю получение звания наставника в Университете Талантов, который был создан по инициативе президента РТ Рустама Нургалиевича Миннеханова и не имеет аналогов в России. Министерство образования и науки РТ является куратором данного проекта.
Получая образование в Университете Талантов, я имею возможность учиться у самых лучших учителей - Евгения Александровича Ямбурга, Светланы Осинцевой, Татьяны Зариповой и других, имею возможность посещать важные образовательные мероприятия.
Одной из проблем современного ребенка является выбор своего предназначения и профессии. Для помощи в решении данных проблем я посещаю семинары и тренинги, где обучают целой системе выявления слабых и сильных сторон учеников, диагностике потенциала, технологии развития прорывных компетенций, использованию инструментов проектной деятельности, раскрытию своих талантов. Все эти знания я применяю в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью Татарстана, провожу глубинное интервью, тренинги на развитие софт скилс, помогаю в сопровождении и в разработке индивидуального плана развития детей.
Увидев положительную динамику тренингов университета талантов по развитию гибких навыков, я перевела их на английский язык и успешно использую их во внеурочной деятельности. Детям очень нравится такой нестандартный подход, где они могут развить и софт и хард компетенции, а больше всего радуюсь я, когда вижу горящие глаза детей и наблюдаю это развитие.
Также мной был создан элективный курс "Культуроведение" в 11 классе, где я также использую элементы тренингов (он представлен на сайте).

Индивидуальное сопровождение учащихся в рамках внеклассной работы

Основной своей задачей считаю нахождение и развитие таланта, который есть у каждого. Так, определив творческие наклонности учеников, я стараюсь развить эти качества. Мы участвуем во всевозможных творческих конкурсах и мероприятиях, где занимаем призовые места, нас очень любит приглашать на выступления династия Мусы Джалиля (дочь, внучка и правнуки поэта), также нас заметили и в Конгрессе Татар. Безусловно, это определенно высокий уровень, который требует тщательной подготовки выступающих, чем я и занимаюсь, как ответственный педагог.
Будучи куратором школьного радио, я ежедневно слежу за радиовещанием, задачи которого освещение школьных новостей, знаменательных дат в мире и в нашей гимназии, слова благодарности и поздравления за участия в конкурсах и т.д. Речь выступающих готовится на трех языках: русском, татарском и английском, а попробовать себя в роли ведущего может любой желающий.
С учениками мы участвуем в Проектных олимпиадах, где они учатся создавать проекты от идеи до запуска, в Профориентационных хакатонах, где они посещают различные организации, примеряют на себе профессии и прорабатывают различные ситуации, что позволяет им сделать правильный выбор профессии. На одном из данных хакатонов двое учениц 9ых классов передумали поступать в медучилище и выбрали профессию учитель, чем меня удивили и обрадовали.

В качестве эксперта я участвовала в образовательной программе MSHT BILER FORUM, где в качестве модератора помогала в организации и проведении этой же программы в г.Билярске.
Транслирую собственный педагогический опыт на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях по актуальным темам.
Для меня значимым является тот факт, что я была отобрана среди более двухсот наставников и в рамках бенчмаркинг-тура имела возможность пройти образовательную стажировку в образовательном Фонде «Талант и успех», по программе «Технологии организации проектной работы школьников», г. Сочи, Образовательный центр «Сириус», а также образовательную стажировку с применением лучших наставнических практик и образовательных технологий России и мира в рамках X Петербургского международного образовательного форума, г.Санкт-Петербург. На этих форумах я изучила многие практики обучения иностранному языку, познакомилась с методикой преподавания английского языка, которые использую в своей практике.

Безусловно, саморазвитие требует дополнительных ресурсов как временных, так и физических и эмоциональных, именно здесь мы получаем колоссальную поддержку руководства нашей гимназии и управления образования. Чтобы идти в ногу со временем, быть интересным и полезным своему ученику, дать максимально возможные знания и навыки, развиваться необходимо постоянно и непрерывно - это и является одним из главных критериев моей успешной работы в нашей гимназии.

Мои достижения
В поисках лучших практик усиленно работаю над собой и посещаю различные семинары и форумы. Активно делюсь опытом своей работы на всероссийских, республиканских и городских семинарах-практикумах учителей английского языка. Выступила на семинаре по теме: «Образование в России и Франции: сходство, различия, проблемы» в рамках стажировки студентов Университета г.Реймс, Высшей школы подготовки учителей г.Шомон, Шампань-Арленн Франция (2018 год), выступила в рамках вебинара для молодых педагогов общеобразовательных организаций Республики Татарстан и регионов Российской Федерации по теме: «Лайфхаки по организации дистанционного обучения» (15.05.2020 года), «Развитие когнитивной компетентности личности педагога» (8.02.2020 года), выступила в рамках августовского совещания учителей Советского района по теме: «Эффективные формы работы в группе на уроках английского языка» (25.08.2020 года), выступила в рамках круглого стола VI Республиканской научно-практической конференции имени В.Д. Шашина «Работа педагогов по развитию одаренности учащихся и студентов» (05.04.2021 год);
Являюсь лауреатом второго (заключительного) этапа межрегионального конкурса профессионального мастерства педагогов образовательных организаций «Педагогическая олимпиада», 2020 год.
Вхожу в состав жюри олимпиады по английскому языку, где была экспертом по внеурочной работе в составе комиссии олимпиады, организованной некоммерческой образовательной организацией Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, также участвовала в образовательной программе дополнительного образования детей с применением федеральных цифровых ресурсов, 2020 год.
В качестве эксперта я участвовала в образовательной программе MSHT BILER FORUM, где в качестве модератора помогала в организации и проведении этой же программы, г.Билярск, 2019 год.

Транслирую собственный педагогический опыт на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях по актуальным темам. Приняла активное участие в X Петербургском международном форуме, 2019 год; в X Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для новой школы», г.Санкт-Петербург, 2019 год; в Республиканском семинаре по теме: «Профилактика экзаменационного стресса с учетом возрастных особенностей обучающихся», 2018 год; во Всероссийской научно-практической конференции «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика», 2019 год; в X международном фестивале школьных учителей, 2019 год; в международной научно-практической конференции «Формирование гражданской идентичности молодежи на основе историко-культурного наследия как универсальной ценности», посвященной 100-летию образования ТАССР, 2019 год; участвовала в работе республиканского семинара-практикума «Возрастные особенности детей школьного возраста. Стили эффективного педагогического общения с трудными типами родителей и обучающихся», 2018 год; являюсь участником II Международного научно-методического семинара «Профессионально-этическая подготовка учителей средствами театральной педагогики» ИПО КФУ-ТЮЗ-ТГАТ им.Г.Камала, 2018год. Прошла обучение на очном тренинге по Новому Основному курсу программы Intel «Обучение для будущего» (проектная деятельность), 2019 год.
Принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства: являюсь победителем районного этапа «Педагогический дебют - 2019» в номинации «Молодые педагоги» (2019 год), заняла II место в I Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Новые идеи», 2018год; участвовала в Международном педагогическом чемпионате молодых педагогов Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан со студентами высшей школы подготовки учителей г.Шомон, Франции на базе МБОУ «СОШ №1 г.Азнакаево РТ», 2018 год. В рамках федерального инновационного проекта «Учитель 2.0» участвовала в дизайн-сессии для молодых педагогов общеобразовательных организаций Республики Татарстан по теме «Приемы повышения эффективности в работе педагога», 2019 год. Заняла второе место в финале «Олимпиады наставников - 2019». Участвую в конкурсах методических разработок и презентаций на образовательных сайтах «Инфоурок», где публикую свои работы (2018-2020 годы), также участвую в турнирах и тестированиях портала Единныйурок.рф. Была участником региональной инновационной площадки Набережночелнинского государственного педагогического университета по теме: «Модель оценки компетенций наставника», 2018, 2019 годы.
Постоянно повышаю свое методическое мастерство, являюсь активным слушателем вебинаров и семинаров:
- Вклад в будущее: «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», 2021 год;
- Native Class: «Применение информационно-компьютерных технологий на уроке. Практика применения в рамках ФГОС», 2021 год;
- АО Издательство «Просвещение»: «Государственная итоговая аттестация - 2020: новое в ОГЭ по английскому языку. Советы и рекомендации авторов и экспертов», 2019 год;
- ЯКласс: «Организация дистанционного обучения. Опыт работы директоров, педагогов и учеников», 2020 год;
- Открытая школа-2035: «Педагогическая мастерская: обзор практик по использованию ресурсов онлайн-платформы «Открытая школа» для эффективной реализации дистанционного обучения на уроках гуманитарного цикла», 2020 год.
Получила сертификат за вклад в развитие цифрового образования в России, внедрение инновационных инструментов в образовательный процесс и активное использование интерактивной тетради Skysmart в дистанционном обучении.

Прошла обучение по финансовой грамотности:
- Онлайн – урок. «Инвестируй в себя или что такое личное страхование», 2021 год;
- Онлайн –урок. «С деньгами на Ты или зачем быть финансово грамотным?», 2021 год;
- Онлайн-урок «Платить и зарабатывать банковской картой», 2020 год;
- Онлайн-урок «Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй.», 2020 год

Имею свидетельство о ведении инновационной педагогической работы международной ассоциации ученых, преподавателей и специалистов Российской академии Естествознания, а также диплом за вклад в организации исследовательской деятельности учащихся от редакции научного журнала «Старт в науке», 2018 год.
В рамках бенчмаркинг тура прошла образовательную стажировку в образовательном Фонде «Талант и успех», по программе «Технологии организации проектной работы школьников», г. Сочи, Сириус, 2019 год; а также образовательную стажировку с применением лучших наставнических практик и образовательных технологий России и мира в рамках X Петербургского международного образовательного форума, г.Санкт-Петербург, 2019 год.

Сведения о повышении квалификации: прошла курсы повышения квалификации:
- Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по программе «Совершенствование предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной компетентностей учителей английского языка в условиях реализации ФГОС» в объеме 96 часов, 2019 год;
- Образовательный фонд «Талант и успех» по программе «Технологии организации проектной работы школьников» в объеме 48 часов, 2019 год;
- Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» по программе «Современные технологии обучения английскому языку» в объеме 16 часов, 2020 год;
- курс «Управления продюсированием талантов» в объеме 180 часов, после успешной сдачи выпускного квалификационного экзамена получила статус наставника государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2021 годы» и специализацию тренера надпредметных компетенций; 2019 год;
- Набережночелнинский государственный педагогический университет по теме: «Использование образовательных технологий деятельностного типа и проектирование содержания обучения в соответствии с ФГОС ООО», 16 часов, 2017 год.