SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Учитель-это звучит гордо!"

 ученики

«Современная школа – это современный учитель,
его высокий статус и общественный престиж»
В.В. Путин.
Послание Федеральному Собранию
за 2020 год

«Учитель – это звучит гордо»

Современный мир переживает фундаментальную трансформацию, что сопровождается системным кризисом человеческой цивилизации. Разлом проходит по целому ряду сфер общественный жизни. Приход к власти в ряде западных государств популистов, экологические бедствия, резкий рост социального неравенства, появление новых болезней, терроризм, международная напряженность, утрата общественный солидарности – все это впервые за много столетий заставляет нас смотреть на будущее не с оптимизмом, а со страхом.
Вместе с тем с нами осталась наша мечта: наши дети должны жить лучше, чем мы. Дети должны в этих невероятно тяжелых условиях найти выход из тупика, в который мы, взрослые, их завели. Все, что нам остается, - это помочь поколениям подготовиться к будущему, которое с неизбежностью настанет, хотим мы того или нет. Образование – это все, что мы можем дать нашим детям.
Ключевой мой тезис: учителя – соль земли. Именно сообщество педагогов держит в руках своих ключи от счастливого будущего всего человечества. Тяжелые времена требуют кардинальных решений. Настоящая педагогика всегда была призванием. Русское слово «призвание» в наибольшей степени подходит: учителей «зовут» подопечные, либо их «призывает» эпоха. Наша работа должна манифестироваться в наших учениках. Мудрецы, отвечая на запросы времени, не только задавали вопросы и искали на них ответы, но и воспитывали. Можем ли мы представить Конфуция без учеников, которые и сохранили его наследие? А Будду? Возможен ли Сократ без своего великого ученика Платона и последующих сократиков? Что было бы с великим учением Христа без Павла и других апостолов? Знали бы мы так много о Пророке Мухаммаде, если бы не его сподвижники?
Для российского учителя ориентиром, направляющей звездой является федеральный государственный образовательный стандарт . На мой взгляд, он в полной мере отражает современный подход к учительству, впитав в себя все лучшие тысячелетние традиции педагогики.
Во-первых, научной и интеллектуальной базой современного преподавания является системно-деятельностный подход. Учителя должны взращивать своих подопечных в представлении о неразрывном единстве мира, связях как всех сторон и проявлений природы, так и человеческого сообщества, а также их тесной взаимосвязи между собой. При этом знания не должны быть мертвым грузом, обременяющим сознание , а должны активно применяться и использоваться в жизни . Более того, знания должны добываться в ходе практической деятельности, черпаться обучающимися из самой жизни. В связи с этим нельзя не вспомнить Владимира Ильича Ленина с его бессмертным «Практика – критерий истины».
Во-вторых, образовательный процесс рассматривается как единство учебной и воспитательной деятельности. Существует абсолютное понимание того, что знания, которые не трансформировались в морально-этическую систему, не имеют ценности. Убеждения усложняют нам жизнь, снижают гибкость принятия решений, но они являются нашим духовным скелетом. Можем ли мы ходить без скелета?
В-третьих, воспитательный процесс рассматривается во всей своей многогранности. Сюда входит как патриотическое, гражданское, трудовое воспитание, так и духовно-нравственное, эстетическое воспитание, необходимость привить ребенку ценности научного мировоззрения. В современном мире специализации мы забываем о необходимости системного знания, видения мира в его единстве, о многогранности человека и его бытия. Но только развитая во всех отношениях личность может принимать взвешенные и обдуманные решения, которые будут правильными не с точки зрения только настоящего момента, но обеспечат комплексное и устойчивое развитие в будущем.
В-четвертых, образовательный стандарт выдвигает идею непрерывности образования на протяжении всей жизни человека. В крайне нестабильном и изменчивом мире необходимо, в первую очередь, выработать навыки обучения. Сами знания могут довольно быстро устареть, а вот умение «добывать знания» человек может использовать всю свою жизнь.
Необходимость серьезной образовательной базы в переходные периоды для общества подтверждается исторически. Я бы хотел привести несколько примеров.
Во-первых, стоит обратить внимание на древнегреческого философа Сократа, который жил в кризисный для родного города Афин период. Полис проиграл Пелопонесскую войну Спарте, утратил гегемонию над Грецией, переживал серьезный экономический и социальный упадок. Именно в такое время во всем величии проявляется фигура Сократа.
Исследователи относят его к категории «софистов» (от греч. sophos – мудрость) – первых профессиональных преподавателей, которые брали плату со своих учеников. Сократ также брал плату, но, отмежёвываясь от софистов, «мудрейший из греков» брал плату не фиксированную, а «кто сколько сможет заплатить»: ученики и общество самостоятельно определяли ценность уроков. Это открывало дорогу к мудрости для всех слоев населения. Учениками Сократа были как знаменитый аристократ Платон, так и основатель кинийской школы, сын рабыни, Антисфен. Сократа можно было отнести к нижней границе «среднего класса» афинского общества: он не был бедняком, но носил скромную одежду, питался неприхотливо и обходился минимальными набором вещей . Бабушка философа была повивальной бабкой, и Сократ по аналогии называл свой метод познания «майевтикой» – повивальным искусством. Вместе с учениками Сократ как бы «помогал» родиться знанию. Философ был настоящим гражданином своего отечества: он участвовал в войнах как гражданин, был активен политически.
Великий грек мог бы стать и прототипом для современного российского учителя: мы должны работать для всех слоев общества, жить скромно, быть примерами гражданской добродетели и искать истину вместе с учениками. Показательно, что государственный стандарт современного педагога включает перечень не только профессиональных, но и личностных требований к учителю: «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики». От современного педагога требуется обучить детей бережному отношению к природе, любви к отечеству, активной гражданской позиции.
Немаловажный вклад в философию и педагогику Сократ внес и примером своей смерти. Напомню, что афиняне приговорили философа к смерти, но предоставили ему возможность убежать. Сократ же мужественно принял смерть, показывая тем самым горожанам и своим ученикам, что даже в мире, подверженном постоянным потрясениям, должны быть неизменные вещи. И это неизменность – человек с его нравственным каркасом, духовным стержнем.
В качестве другого примера великой педагогики в переломный общественный период мне вспоминается деятельность Антона Макаренко. Страна после мировой войны, разрухи гражданского противостояния, перестройки экономики и общественного строя нуждалась в новой образовательной модели: в короткий срок надо было обучить массы людей, в том числе десоциализированных беспризорных подростков. Трудовое воспитание, взаимная ответственность, обоюдная вовлеченность учителей и подростков, детское самоуправление, воспитание внутренней стороны дисциплины – все это является актуальным и в наше время.
Макаренко решал одну из важнейших проблем образовательной деятельности – проблему вовлеченности обучаемых. Успех учителя зависит от множества факторов: социальной инфраструктуры, учительских знаний, заинтересованности родителей и сообщества. Но каким бы профессионалом ни был учитель, без ученика, без его желания, без его мотивации достичь успеха невозможно. Показательно, что у Антона Семеновича была другая проблема. Вовлекая своих подопечных в образовательный процесс, Макаренко не всегда получалось вывести на такой же уровень мотивированности педагогический коллектив.
Обосновывая свою позицию о важности педагогики и учителей именно в переломные моменты истории, я бы хотел обратиться к творчеству известного итальянского мыслителя, руководителя Коммунистической партии Италии Антонио Грамши. За свои взгляды философ был замучен в фашистских застенках.
Грамши считал, что главной движущей силой истории являются социальные классы. Возможность выполнения своей исторической миссии зависит от уровня сознания, от способности стать «культурным гегемоном», навязать обществу свою систему взглядов, образ мышления, систему ценностей. В культурном доминировании особую роль играют интеллектуалы, идентифицирующие себя с этим классом, глубоко чувствующие и принимающие его стремления и надежды.
На мой взгляд, таким коллективным субъектом истории должны стать учителя. От нашей активности, «пассионарности», вовлеченности в жизни подопечных, школ и городов зависит, сможем ли мы выполнить свою историческую миссию: воспитать новые поколения счастливых, разумных и деятельностных людей, которые сохранят планету и человеческую цивилизацию.
Благодаря многим возложенным на педагога обязанностям по воспитанию, привитию нравственных ценностей и некоторой ответственности за будущее поколения, можно утверждать, что профессией учителя стоит гордиться!

Прикрепленный файлРазмер
-это звучит гордо! Зиганшин И.Р..docx25.64 кб