SMI.KAZANOBR.RU SMI.KAZANOBR.RU

Сценарий праздника, посвященного творчеству Габдуллы Тукая “Туган телем – моңлы Тукай Теле”

Сценарий праздника, посвященного творчеству Габдуллы Тукая
“Туган телем – моңлы Тукай Теле”

Ц ель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к
творчеству Габдуллы Тукая.
Задачи:
• Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям поэта.
• Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений великого поэта
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
• Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Тукая.
• Расширить представления родителей о татарской детской литературе приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Под музыку С. Сайдашева “Тукай маршы” входят дети.
Ведущий: Доброе утро дорогие ребята и гости! Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Габдулла Тукай. Мы сегодня с вами в такой солнечный весенний день собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.
Алып баручы: Хәерле иртә, кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар! Ямьле язның бер көнендә без татар халкының сөекле шагыйребез Г.Тукайны искә алу кичәсенә җыелдык.
Песня “Язгы тамчы”.
Тып, тып, тып
Тып, тып, тып.
Тамчы тама талларга.
Талларымның бөреләре
Куаныша шуларга.
Тып, тып, тып
Тып, тып, тып.
Яз тама тамчы булып
Кояш нурлары биешә
Шул тамчыга куанып.
Ведущий: Габдулла Тукай родился 26 апреля в деревне Кушлавыч Арского района в семье муллы. Уже с пяти лет остался без родителей, очень рано познал тяготы сиротства. До девяти лет жил в деревне. С деревенскими мальчиками ходил на речку, рыбалку, помогал взрослым убирать сено.Затем маленького Тукая увозят в город Уральск к родственникам. Там он поступает в школу. Внимательно слушает учителей, старательно занимается. Став взрослым пишет много стихов, статей, рассказов и сказок. В своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык, рассказывает о жизни людей, о том, как они умеют трудиться. Много у него стихов, сказок для детей. Ребята, какие сказки, стихотворения Габдуллы Тукая, вы, знаете?
Алып баручы: Балалар, сез Габдулла Тукайның нинди шигырьләрен, әкиятләрен беләсез? Выходят дети.
Ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!
Ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!
Ребенок: И туган тел, и матур тел! Әткәм-әнкәмнең теле.
Ребенок: Дөньяда күп нәрсә белдем, син туган тел аркылы.
Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой. Инсценировка «Бала белән күбәләк”
Бала: Әйт әле, Күбәләк, сөйләшик бергәләп
Бу кадәр күп очып, армыйсың син ничек?
Ничек соң тормышың, ничек көн күрмешең?
Сөйләп бирче тезеп, табаламсың ризык?
Күбәләк: Мин торам кырларда, болында, урманда.
Уйныймын, очамын, якты көн булганда.
Тик гомрем бик кыска –бары бер көн генә.
Бул яхшы, рәнҗетмә, Һәм тимә син миңа.
Звучит музыка С.Сайдашева из балета “Шүрәле”
В зал входит Шүрәле.
Шурале: Пальцам больно
Прищемил их Год назад.
Ай, умру - беда какая
Жизни я своей не рад
Ведущий: Ребята кто это? (дети отвечают) Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.
Шурале: Никого теперь не трону - клянусь.
Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.
Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?
Дети: Да!
Шурале: Но кого поймаю, тот расскажет нам стихотворение. Договорились?
Игра «Шурале и дети». Дети сидя показывают руки вперед. Шурале ходит, пытается взять их за руки. Пойманные дети рассказывают стихи.
Наша семья
Нас семеро в семье – отец да мать, да я с сестрой.
Бабуля, дед, наш кот – седьмой.
Он с нами спит, а также ест и пьет,
Мышей он ловит, службу так несет.
Гали и коза
С козою дружен наш Гали
Коза кивает издали.
С бородою ему трясет,
Когда Гали траву несет.
Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по дороге нашел расческу (отдает ведущей). А мне пора уходить. До свидания! (Уходит)
Ведущий: Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете - кто?
Алып баручы: Балалар, кем югалткан икән таракны?
Дети: Водяная! Су анасы!
Стук в дверь.Под музыку входит Су анасы.
Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Вы меня узнали?
Дети: Да.
Водяная: Вы не видели мой гребень золотой? Я её потеряла.
Ведущий: Твой золотой гребень у нас. Вставай с нами в круг и поиграй с детьми: догонишь свой гребень золотой - он твой. Ребята, поиграем?
Игра «Догони свой гребень»
Водяная: Вы такие ловкие, наверное, я никогда не догоню свой золотой гребень. (расстраивается)
Ребенок: Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,
Бер кайчан да булмабыз без карак!
Водяная: Вот, спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!
Дети: Есть хозяин или нету
Век чужого не возьму!
Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако! Ох, устала я!
Ведущий: Водяная, сядь, отдохни! Ребята исполнят для тебя танец.
Танец “Бакалар”, “Лягушки”
Водяная: Какие же молодцы! Это же лягушки из моего озера. Спасибо им, и вам всем спасибо! Вы мне очень помогли. А мне пора, до свидания! (уходит)
Забегает собака, а за ним мальчик. Делают круг и встают. Инсценировка «Кызыклы шәкерт»
Бала: Әйдәле, Акбай, өйрән син –арт аягың белән тор.
Аума, аума, туп-туры тор, төз утыр, яхшы утыр.
Маэмай: Ник газаплыйсың болай син –мин әле бик кечкенә.
Мин туганга тик ике ай, я булыр инде өч кенә.
Юк, кирәкми, мин өйрәнмим, минем уйныйсым килә.
Шул болыннарда ятасым, шунда ауныйсым килә.
Бала: Ах, җүләр маэмай! Тырыш яшьләй, зурайгач, җайсыз ул.
Картаеп каткач буыннар,эш белү уңайсыз ул.
Ведущий: Все - герои произведений Габдуллы Тукая, родом из деревни Кырлай. Это красивая деревня находиться в Арском районе нашей республики.
Алып баручы: Ул матур җир кайда? – дисез.
Билгеле – Кырлай җире.
Барча әкият геройлары
Кырлайда туган инде.
Су анасы, Шүрәлеләр,
Ел да җыела бире,
Җыелмас иде – Кырлай ул,
Аларның туган җире!
Лирик татарча бию..
Алып баручы: Г.Тукай көз, кыш, яз, җәй айларының матурлыгын, безнең як табигатенең гүзәллеген нәниләр аңларлык итеп тасвирлаган, аларны безгә табышмаклар итеп язып калдырган. (ел фасыллары буенча слайдлар күрсәтелә)
Ведущий: А теперь, послушаем загадки про времени года, которые написал Габдулла Тукай и отгадаем. (дети рассказывают стихи)
“Бу кайсы вакыт” шигыре
Кырлар буш кала, Яңгырлар ява,
Җирләр дымлана – Бу кайчак була? (көз)
Поля опустели, а ливни – рекою.
А это, скажи мне, время какое? (осень)
Һәр җир карланган, Сулар бозланган,
Уйный җил-буран – Бу кайчак, туган? (кыш)
Река подо льдом, все бело кругом,
Метелица вьется…как время зовется? (зима)
Боз һәм кар эреде, сулар йөгерде,
Елап елгалар, яшьләр түгелде.
Көннәр озая, төннәр кыскара –
Бу кайсы вакыт, я, әйтеп кара? (яз)
Кончилось время снега и льда.
Берег реки затопляет вода.
День удлиняется, ночь убывает.
Как это время. скажи, называют. (весна)
Ашлыклар үсте, башаклар пеште,
Кояш пешерә, тиргә төшерә.
Халык ашыга – китә басуга.
Урагын ура, бу кайчак була? (җәй)
Тучные нивы, солнце печет.
Пот по усталым лицам течет.
В поле – жнецы, в поле – косцы.
Прошу, объясни, что это за дни? (лето)
(Кәҗә белән Сарык керәләр)
Исәнмесез, мин – Кәҗә!
Исәнмесез, мин – Сарык!
Бергә: Икебезгә бер зур капчык тегеп,
Киттек икәү кырга таба юлга чыгып.
Кәҗә: Мики-кики, мики-кики! Без кая килеп чыктык соң?
Сарык: Бу урман да түгел, салкын да сизелми. Нишләптер, балалар да җыелган. Без кая килеп эләктек соң?
Алып баручы: Бу балалар бакчасы...
Кәҗә: Шулай мени? Сарык абзый, бәлки без дә монда калырбыз? Миңа бик тә ошады бу бакчада...
Сарык: Ярар, мин риза!
Алып баручы: Калыгыз, кал! Рәхим итегез! Балалар, бу кәҗә белән сарык безгә “Кәҗә белән Сарык” әкиятеннән килгәннәр бит.
Ведущий: Ребята, эти герои пришли к нам из сказки Тукая «Про Козу и Барана». Оставайтесь с нами, будем вместе играть.
Алып баручы: Балалар, карагыз әле, Тукай абыебыз һәр портренда түбәтәй киеп төшерелгән.
Бала:
Минем дә башымда түбәтәем бар.
Мин бит татар малае!
Ничек матур чигелгән ул
Ул чәчәге, ул ае!
Шундый матур түбәтәйне
Гел килми шул саласы.
Кешеләргә изгелекләр
Килеп тора кыласы. (уртада кала)
Алып баручы: Балалар, әйдәгез әле, безгә әкият геройлары да килде, барыбыз бергә уйнап алыйк...
Ведущий: Давайте, вместе поиграем татарскую игру “Түбәтәй”.
“Түбәтәй” уены.
Түбәтәйнең иң матурын кигәнсен,
Бик ераклардан кунакка килгәнсең.
Эшкә батыр, төскә матур икәнсең
Дусларымны шаккаттырыйм дигәнсең.
Түб – түб, түбәтәем түгәрәк – 2 тапкыр.
Түбәтәем энҗеле дә укалы
Түбәтәем менә кемдә туктады.
Сарык: А вот вам от нас и подарок!
Достает из мешка книгу с произведениями Габдуллы Тукая.
Кәҗә: Вот это книга с сказками и стихами Габдуллы Тукая. Вы вместе почитайте. А теперь, нам пора уходить. До свидания.
Алып баручы: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,
Үсеп җитәрсез шулай.
Барлык милләт балалары
Ярата сине Тукай!
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню рождения Г.Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык! А теперь, все вмете споем песню “Туган тел”.
Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.

Список использованной литературы
 Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
 Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.
 Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.
 Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
 Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.