SMI.KAZANOBR.RU

"Мнемотехника как эффективный метод в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР"

Мнемотехника как эффективный метод в коррекционной работе по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР
(из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. У детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, не совершенность логического мышления.
А ведь они – результат плохо развитой памяти. Память – это входные ворота интеллекта. Сегодня одна из важнейших задач – это стимулирование развития всех видов памяти ребенка. В их речи существуют множество проблем:
1.Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
2.Бедность речи. Недостаточный словарный запас;
3.Употребление нелитературных слов и выражений;
4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
6.Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
7.Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
8.Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи детей – очень сложное дело. Необходимо научить ребенка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В решении данной задачи на протяжении доброго десятка лет успешно применяется методика мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Основа обучения – развитие творческого познания. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Общие задачи для всех мнемотаблиц:
1.Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания);
2.Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать;
3.Развитие логики;
4.Развитие образного мышления;
5.Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию;
6.Решение дидактических общеобразовательных задач;
7.Содержание: информации по всем направлениям учебной программы;
8.Развитие смекалки;
9.Тренировка внимания;
10.Навык правильно воспроизвести графически.
Принцип работы с обучающими мнемотаблицами несколько иной, чем с развивающими, поскольку они содержат обучающую информацию, т.е. информацию, как правило, еще не знакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу берет на себя педагог, особенно если это первая (пробная) мнемотаблица в определенном направлении.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
1.обогащения словарного запаса,
2.при обучении составлению рассказов,
3.при пересказах художественной литературы,
4.при отгадывании и загадывании загадок,
5.при заучивании стихов.
Способ «рисования стихотворений» намного эффективнее и привлекательнее для ребёнка, так как организован в форме игры.
Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребёнком к каждому слову, фразе, или строчке простой символ, рисунок-ассоциацию или рисунок-схему.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Практическая часть:
Стихотворение Н. Нищевой «Ёлочка».
"Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки".
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
Вывод.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, развивается и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.