SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Коротко о педагогическом опыте

 фото (2)

Меня зовут Алексей Четверкин, и я учитель истории и обществознания. Я с детства хотел преподавать, и несмотря на короткий период увлечения журналистикой в 2010 году поступил на исторический факультет ТГГПУ. В результате слияния вузов, в 2015 году я закончил Казанский Федеральный университет по специальности "учитель истории и английского языка".

В тот год Казань не нуждалась в историках, и единственная вакансия оказалась в средней школе № 119. Здесь я познакомился с Татьяной Петровной Фадеевой - директором, которая рискнула взять меня на работу. В этой школе я работаю уже шесть лет - это очень хорошая школа!

Когда я начал преподавать, я столкнулся с двумя проблемами. Первая - историю никто не любил и не воспринимал всерьез.

- Вот я буду работать на шиномонтажке, - говорили мне старшеклассники, - Зачем мне знать, кто там и с кем воевал?

Причина этого крылась в том, что у ребят не был сформирован образ прошлого. Представьте, что вам рассказывают про Пипина Короткого, майордома Карла Мартелла и Роланда, но при этом не показывают их - какова вероятность, что вы их полюбите и запомните? Именно поэтому я организовал в школе просмотр исторического кино после уроков - мы назвали наши посиделки "История в фокусе". Из этого выросло одноименное научное общество, которое мы по старинке называем кружком. Мы смотрели и обсуждали кино, и я заметил как отношение к истории начало меняться: теперь ребята приходили более заинтересованными, да и успеваемость потихоньку начала расти. Вместе с этим росло и число зрителей. Так, на просмотр "Карнавальной ночи" Эльдара Рязанова в декабре 2015 года собралось 26 зрителей - при том, что посещение кружка дело добровольное.

В мае 2016 года завсегдатаи "Истории в фокусе" выиграли городской турнир по "Что? Где? Когда?". Они научились искать зацепки, необходимые для атрибуции графических источников и поэтому с лёту брали вопросы с раздаточными материалами. Тогда же десятиклассница Дарья Миронова получила путёвку в Москву на съемки олимпиады "Умники и умницы" с Юрием Вяземским. Несмотря на то, что она сошла с дорожки, этот опыт помог ей успешно сдать экзамены и поступить в вуз - теперь она студентка КФУ и недавно вернулась из южнокорейской стажировки. Ребята, которые ходят на занятия, участвуют в олимпиадах и научно-практических конференциях, занимают призовые места, а главное - успешно сдают ЕГЭ. Я горжусь тем, что в течение последних трёх лет все мои выпускники успешно сдают госэкзамен по истории. Такой результат обусловлен в том числе работой кружка.

Ребята из "Истории в фокусе" продолжают играть в интеллектуальные игры. Теперь мы играем в более высокой лиге и пока не можем попасть в тройку сильнейших команд города. Но мы продолжаем тренироваться: ЧГК и другие состязания теперь традиционная школьная активность. Тренировать ребят мне помогает мой личный опыт - со студенческих лет я играю сам. Моя команда "42" - один из фаворитов городского турнира по спортивному "Что? Где? Когда?".

Сняв остроту проблемы по истории, я обратил внимание на обществознание. Каждый год полмиллиона выпускников сдают ЕГЭ по обществознанию, и среди них - мои ученики. Первые несколько лет средние результаты моих выпускников были очень невысокими: это означает, что моё преподавание было неэффективным. Я стал искать причины этого и пришел к выводу, что вторая проблема связана с несформированностью понятийного аппарата.

Приведу пример. Мы обсуждаем результаты выборов в Государственную Думу 2016 года. Я рассказываю о том, что Единая Россия ухудшила свой результат, но при этом сохранила большинство в нижней палате за счёт смешанной избирательной системы:

- Ой, да там все куплено! - возмущается кто-то из ребят, - все эти министры это паразиты, их пересажать всех надо! Не буду ходить на выборы, там все равно ничего не решается

- А что же тогда делать? - спрашиваю я у "правдоруба"

- Ничего не надо делать! У них своя жизнь, у нас своя...

Я начинаю рассказывать про гражданское общество, про то, что от активности граждан многое зависит, что народные массы в конечном итоге - двигатель истории и прочие банальные вещи из школьного курса обществознания. Попутно еще раз проговориваю, что министры - в правительстве, а депутаты - в парламенте.

Из этого вырастает несколько последствий. Во-первых, курс "школьного" обществознания начинает казаться оторванным от жизни. Во-вторых, ребята, не овладевшие умением формулировать свои мысли, приходят на экзамен и отвечают на задания "бытовым", "базарным" языком. Как итог - задания второй части улетают в тартарары.

Тогда я пошел сдавать ЕГЭ. Я написал его на 98 баллов, убедился, что проблема не в отсутствии знаний, а в невнимании к формированию учебных навыков. И я полностью переделал свою работу. Теперь большую часть информации ребята добывают самостоятельно, заучивают и комменитируют основные понятия, играют в терминологическое и теоретическое лото, еженедельно пишут сочинения. Я использую такие методы активного обучения как составление интеллект-карт, герменевтику, составление опорных схем и др. Ребята очень любят мнемотехники. Например, слово ВУЗ - это не только образовательное учреждение, но еще и три вида дисциплинарных взысканий в трудовом праве - выговор, увольнение, замечание. В результате средний балл ЕГЭ по обществознанию тоже начал расти.

Параллельно со школой, в 2018 году я устроился на работу в онлайн-школу. Представьте себе образовательное учреждение, в котором нет бумажной волокиты, но есть чистая педагогика и возможность взаимодействовать с многотысячной аудиторией. Это - колоссальный опыт: он помог убрать лишние детали из школьного курса и сосредоточить внимание ребят на самых важных знаниях и умениях. В результате за два года моей работы в онлайне я сумел подготовить 11 стобалльников по всей России. Я понимаю, что это не исключительно мой результат - вместе со мной этих ребят вели их учителя, мои коллеги. Однако приятно осознавать, что в этих результатах есть и частичка моего труда. В этом, наверное, главная миссия моей работы в онлайне - помочь тем ребятам, которым не повезло со школой получить высокие результаты. А еще это существенно расширило возможности для работы в оффлайне - теперь в моем распоряжении большая подборка учебных и методических материалов для старшеклассников, которые я подготовил сам и могу использовать в своей работе. Мои ученики также имеют возможность посещать онлайн-занятия и охотно пользуются этой возможностью.

Подведём итоги. Я работаю в образовании уже много лет. Оно отнимает много времени и сил - поэтому я до сих пор не защитил кандидатскую диссертацию, хотя очень хочу это сделать. Однако всё затраченное воздаётся с лихвой: когда ребята, поступившие в вузы, приходят в гости, я искренне за них радуюсь. Радуюсь еще и потому, что наша школа демонстрирует низкие результаты обучения, и каждый наш ученик, поступивший в вуз помогает школе выйти из этого статуса. Всё трудности, с которыми я сталкивался, помогли сделать мою работу более эффективной. Главное - думать над происходящим и не бояться менять средства своей деятельности.