KANIKULY SMI.KAZANOBR.RU

Методическая разработка для учащихся с ОВЗ «Здоровая личность» Курс эмоционально-личностного развития учащихся

Школьное образование сегодня представляет собой длительный этап формального обучения каждого человека. Дети и родители в силу особенностей своего здоровья находятся в постоянном поиске образовательных учреждений, с наличием доступной среды, а именно с максимально комфортными условиями в школах.
Одной из важнейших задач образования является организация всестороннего партнерства. Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья инициировало появлений концепции включения их в нормальную жизнь общества. Ведение инклюзивного образования – это целая многогранная, многоуровневая система, затрагивающая разные аспекты и образования и жизни общества в целом. Нам придется многое менять и меняться самим [1]
Главным условием для развития ребенка с ОВЗ является среда, в которой для него значимо: как относятся к нему, принимают его или нет, уделяют ли ему внимание, любят ли его.[1] Важно понимать, что дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в его укреплении, в сформированной толерантной среде со стороны других участников образовательного процесса. Так как особые дети зачастую сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.
В нашем образовательном учреждении созданы условия сетевого взаимодействия между тьюторами, логопедами, психологами, медиками, партнерами Республиканского центра внешкольной работы, Университетом управления «ТИСБИ». А также с инициированной компанией Ingka Centres в России совместно с Региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива».
Данное взаимодействие привело к методической разработке, направленное на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию и развитие эмоционально-личностных особенностей учащихся, находящихся в условиях индивидуальных образовательных потребностей. Курс эмоционально-личностного развития учащихся «Здоровая личность позволяет включить на занятия учащихся ОВЗ с диагнозом ДЦП при сохранном интеллекте совместно с тьютором и другими ребятами, для обеспечения равных условий пребывания в образовательном учреждении.
Цели
1. Успешное включение в образовательный процесс учащихся с особыми образовательными потребностями.
2. Развитие эмоционально-личностной сферы у школьников
Задачи
1. Снятие психологического барьера при взаимодействии с образовательной средой
2. Улучшение психоэмоционального состояния учащихся с ОВЗ.
3.Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения;
4.Сотрудничество с партнерами Республиканского центра внешкольной работы, Университетом управления «ТИСБИ». А также с инициированной компанией Ingka Centres в России совместно с Региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива».
Основные принципы работы:
1) Конфиденциальность.
2) Добровольность. Курс предполагает добровольное участие учащихся в программе.
3) Систематичность. Формирование у школьников навыков успешного взаимодействия во всех сферах (учебной, общественной, социальной);
4) Преемственность. Содержание занятий, методов и форм обучения последовательно, логически взаимосвязано и взаимообусловлено.
5) Без оценочное взаимодействие.
6) Принцип психологической и медицинской безопасности.

Объектом реализации программы является образовательная среда.
Субъектами реализации программы являются учащиеся с особыми образовательными потребностями совместно с другими участниками образовательной среды
Предмет программы - содержание работы психологов.

Формы организации разработки:
- теоретический курс (мини-лекции);
- практический курс (психотерапевтические и психокоррекционные методы).

Основные методы реализации практического курса:
1)Аутотренинг. Работа с подсознанием на основе целительной силы слова (самовнушение).
2)Танцевальная терапия. Способствует физической и эмоциональной интеграции личности.
3)Сказкотерапия (медитативные сказки, психологическая игра «Остров детства» с использованием техник песочной терапии); Система развития эмоционального интеллекта. Развитие самосознания, саморегуляции, социальной чуткости и способности управлять отношениями.
4)Телесно-ориентированная терапия (ТОТ). Снятие психологических блоков, снятие эмоциональной разрядки.
5)Арттерапия. Гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Предложенные методы позволяют грамотно осуществлять индивидуальную и мини-треннинговую работу с учащимися, учитывая возможности их здоровья и возрастные особенности.

Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание индивидуальных, личностных качеств учащихся;
- саморазвитие и самоопределение личности;
- овладение механизмами релаксации;
- способность к самооценке на основе соотношения наблюдения за собственным поведением и оценке окружающих;
- способность эмоционально проживать и выражать свои эмоции;
- умение понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать.
Метапредметные:
- умение управлять эмоциональным состоянием;
- способность к волевой саморегуляции;
- умение выражать свое эмоциональное состояние.

Курс эмоционально-личностного развития учащихся рассчитан на 34 занятия 2 раза в неделю. Учащиеся с ОВЗ совместно со здоровыми детьми будут вовлечены в такие занятия как:
1. Душа и тело[9]
2. Движение жизнь[5]
3. Человек и природа[6]
4. Мир эмоций[7]
5. Путешествие во внутренний мир[4]
6. Снятие мышечных зажимов[2]
7. Напряжение и расслабление [5]
8. Тревожность[7]
9. Высвобождение негативных переживаний
10. Стимулирование идентификации со своим телом [9]
11. Созидающая визуализация[5]
12. Позитивное мышление[7]
13. Что я беру с собой[8]

Во время совместного взаимодействия детей ОВЗ и «условно» здоровыми учащимися создаются условия для формирования толерантной среды, где развиваются такие качества как сопереживание, принятие, понимание и т.д.
В программе есть цикл занятий, который позволяет заниматься как отдельно с детьми с ОВЗ, так и в смешанных группах.
Релаксация – обязательный компонент всей программы. Для изучения своего внутреннего мира используются такие технологии как сказкотерапия, песочнотерапия. Во время индивидуальных и групповых форм работы учащиеся учатся управлять своим внутренним состоянием с помощью методов телесной и арт - терапией. Так, например, применение телесной терапии на занятиях со специальной группой позволяют формировать при определенных физических упражнениях умение расслаблять внутреннее напряжение, снимать мышечные зажимы, что ведет к снятию психологических блоков и эмоциональной разрядке.
В результате апробации данного курса промежуточная диагностика показала, что при такой форме индивидуальной и групповой работы, во время которой учащиеся учатся управлять своим внутренним миром, показатель тревожности снижается.

Литература:
1. Вильдановна Ф.З., Ермаков И.Н. «Педагог в инклюзивном пространстве» Казань, 2011
2. Гусева Н.А. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей» / издательство «Речь» СПб, 2008.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Издательство «Речь», СПб – Москва 2013
4. Зинкевич-Евсигнеева Т.Д., Данилова Н. Технологии сказкотерапии «Остров детства» / Издательство «Речь» СПб.
5. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А «Работа с телом В психотерапии».
6. Тимошенко Г. «О чем молчит наше тело»
7. Котова Е.В. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. / Издательство «ТЦ Сфера», 2007.
8. Рудестам К. Групповая психотерапия / Рудестам К. СПб. : – Питер, 2005. – С. 278-279.
9. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Шкурко Т.А. –