SMI.KAZANOBR.RU

«Лэпбук в работе учителя-логопеда как средство обучения в условиях реализации ФГОС для детей с нарушениями речи»

"Чудо - папку открываю, все что знаю, вспоминаю».
В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию и формирования культуры речевого общения дошкольников.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материалов тематической недели.
Цель организации работы в ДОУ по данному направлению – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, которое отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечи-вает доступность, возможно использование в любом помещении, где осу-ществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей:в од-ной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОУ – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
o включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
o добровольное присоединение детей к деятельности;
o свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
o открытый временной конец деятельности (каждый из участников ра-ботает в своем темпе).
В дидактическое пособие: лэпбук «Развиваем речь», которое использую в работе с детьми старшей группы вошли следующие элементы:

Конверт с чистоговорка-ми. Цель: Совершенствование речи детей.
Задачи:
- автоматизировать поставленные звуки в речи детей;
-улучшить дикцию детей;
- способствовать развитию внимания, памяти, во-ображения детей.
Конверт с картотекой артикуляционной гимна-стикой. Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Игра на развитие речевого дыхания «Воротики» . Цель: Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

Книжечка «Составь рас-сказ». Цель: Формирование навыков связного последо-вательного составления рассказа с опорой на картинки.

Дидактическая игра «Противоположности». Цель: Определение понятий, противоположных по смыслу.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарный запас ребенка;
- развивать внимание, память;
- учить детей находить подсказки (чем отличаются карточки, чем похожи);
- расширять представления детей об окружающем мире.
Кармашек с загадками. Цель: Развитие образного мышления, обогащение речи детей.
Прозрачный кармашек «Придумай предложе-ние». Цель: Закреплять умения де-тей составлять предложения.
Дидактическая игра «Буквенный барабан». Цель: Закреплять умение придумывать слова на определенную букву.

Дидактическая игра «Один – много». Цель: Упражнять детей в образовании множе-ственного числа.

Работу по созданию лэпбуков строим по-разному:
- готовим сами и предъявляем детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся, обсуждаем;
- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы.
Содержание лэпбуков подбираем с учетом возможности развития всех сто-рон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи), расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.
Конечно, такая работа требует затрат времени и собственных усилий, но результат намного оправдывает эти затраты. Об этом Д.А. Гатовская в своей статье очень точно сказала «Лэпбук – это … полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача взрослого лишь придавать ребенку уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов»
Такая необычная подача материала обязательно привлечет внимание ребенка, и он еще раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.