SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Современные требования к обучению дошкольников гос.языкам РТ в рамках реализации ФГОС посредством активного исполь

«Современные требования к обучению дошкольников
государственным языкам РТ в рамках реализации ФГОС посредством активного использования УМК через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов»

Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Знание наследия необходимо каждому народу.
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Наша задача сегодня:
• помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память
• уважительно относиться к своим древним корням;
• чтить и уважать память предков;
• систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.

Перспективный план
работы по ознакомлению детей
с декоративно-прикладным искусством РТ посредством приобщения детей
к национальной культуре
1 квартал:
 Чтение татарских народных сказок.
 Рассматривание иллюстраций к татарским народным сказкам.
 Изготовление из папье-маше вместе с детьми предметов национального быта: чайная посуда, самовар, тарелки.
 Рассматривание с детьми книги «Татарский народный орнамент».
 Беседа с детьми о татарском народном прикладном искусстве, с показом образцов тамбурной вышивки, резьбы по дереву, чеканки, керамики.
 Беседа о народных умельцах Татарстана.
2 квартал:
 Беседа с детьми о татарском орнаменте, его разновидности, национальной особенности с показом образцов аппликации по войлоку, мозаике, коже, тамбурной вышивке, закладной техники ткани.
 Рассматривание с детьми образцов одежды: русской, украинской, белорусской, татарской, выполненной в народном стиле. Наглядное их сравнение.
 Рассматривание образцов русского и татарского орнамента, сравнить.
 Беседа с детьми об элементах татарского орнамента; отметить их характерные узоры.
 Рассматривание и беседа с детьми о степных и луговых цветах: незабудке, тюльпане, маке, гвоздике, колокольчике.
 Дать задание детям найти в татарском орнаменте узоры, составленные из этих цветов, отметить их повторение в разных вариантах.

3 квартал:
 Зарисовка отдельных элементов татарского орнамента на полоске цветной бумаги (завитки, листья, волнистая линия).
 Рисование узоров татарского орнамента на предметах быта круглой формы, изготовленных детьми из папье-маше (замкнутая линия, точки).
 Подбор и составление татарского узора на круглых формах (на подносе, круге, овале, освоенные композиции).
 Рисование татарского узора на объемной форме (чайник, самовар, чашки).
 Роспись татарским узором кукольной мебели: стола, стула, дивана, знакомыми элементами: волнистая линия, тюльпан, колокольчик, сохраняя основной стиль узора.
 Роспись фартука. Узор на кайме из цветов и листьев. Элементы татарского орнамента, правильно их чередуя.
 Составление самостоятельного узора из готовых трафаретов татарского орнамента.
 Декоративное рисование с использованием татарского орнамента на занятии по замыслу на листьях бумаги разной формы. Составление узоров из знакомых элементов.
 Аппликация на «Сапожках», «Туфлях» геометрическим узором (круг, ромб). Правильно их, располагая и сочетая.
 Аппликация «Украшение калфака», расположение узора в виде каймы.

Татарское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.

Государственные символы РТ
С дошкольного старшего возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о РТ, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о Гербе и Флаге Республики Татарстан. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.
Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любви к своей малой Родине.
Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов Татарстана представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.
Формирование у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей Республики сложно, но можно решать творчески и интересно.

Цель: сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Республики Татарстан, патриотическое воспитание дошкольников.
Задачи:
- познакомить детей с гербом, гимном и флагом Республики Татарстан;
- сформировать представления об основных функциях государственной символики республики;
- познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей республики, изображений на гербе Татарстана;
- дать сведения об истории их происхождения;
- формировать элементарные представления о том, что государственная символика меняется с течением времени;
- расширить запас слов детей, воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать любовь и уважения к своей Родине;
- воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку.

Перспективный план
по ознакомлению детей с государственной символикой
Республики Татарстан

Тема и сроки Наименование мероприятия
Флаг РТ
(1 квартал) Беседы на тему: «Наша Республика», «Символика РФ и РТ».
Рассматривание наглядных пособий: «Флаги мира», «Символика РТ».
НОД на тему: «Государственный флаг Республики Татарстан».
Цель: познакомить детей с флагом, как государственным символом, их историю происхождения, представление о различных видах флагов. Формировать представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к прошлому страны.
НОД политической грамоты: «Цветовая символика флага Республики Татарстан»
Цель: познакомить детей с Государственным флагом Республики Татарстан. Учить узнавать его. Дать сведения об истории и авторе Государственного флага. Уточнить значения цветовой гаммы флага. Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу Республики Татарстан.
Аппликация на тему: «Флаг РТ»
Цель: закрепить представления детей о государственном флаге Республики Татарстан. Учить через аппликацию маленького флага создать представление о флаге РТ. Закрепить значение цветовой гаммы флага, значение восьмиконечной розетки. Развивать эстетическое восприятие.
Герб РТ
(2 квартал) Беседы на тему: «История появления герба»
НОД на тему: «Герб Республики Татарстан».
Цель: дать представления детям о гербе, как о государственном символе, их истории происхождения, назначение. Познакомить с гербами разных стран. Развитие интереса к истории и культуре родной страны, зрительного восприятия памяти и мышления.
НОД политической грамоты: «Герб Республики Татарстан»
Цель: познакомить детей с государственной символикой Республики Татарстан. Раскрыть смысл и содержание элементов герба РТ. Дать сведение об авторе герба. Сформировать эстетическое отношение к гербу РТ.
Дидактическая игра на тему: «Кто быстрее составит герб?»
Лепка на тему: «Герб РТ»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о гербе Республики Татарстан. Совершенствовать технические навыки лепки при создании композиции, составлять узор, лепить полученные фигуры. Развивать стремление работать в коллективе, устанавливать дружеские отношения.
Гимн РТ
(3 квартал) НОД политической грамоты: «История появления гимна Республики Татарстан, слушание, правила поведения при звучании гимна»
Цель: познакомить детей с Гимном, что это такое, рассказать для чего он нужен, как его слушают? Формировать правила поведения при звучании гимна. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку.
Музыкальная игра на тему: «Угадай мелодию»
НОД: «Символика Республики Татарстан».
Цель: уточнить название нашей страны, столицы, республики, города. Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Татарстан. Учить узнавать флаг России и Татарстана, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике

Анкета для родителей №1
1. «Что вы знаете о государственной символике Республики Татарстан!»
2. Что относится к символике Республика Татарстан?
3. Какие цвета у флага РТ? Их последовательность расположения?
4. Кто автор флага РТ?
5. Что общего между флагом РТ и РФ?
6. Что изображено на гербе РТ?
7. Что обозначают элементы герба?
8. Кто автор герба РТ?
9. Нравиться ли вам герб РТ?
10. Что общего между гербом РТ и РФ?
11. Кто написал гимн РТ? На скольких языках он написан?

Анкета для родителей №2
1. Ф.И.О. ребёнка __________________
2. В какую группу ходит ваш ребёнок? __________________
3. Ведёте ли вы с ребёнком беседы о символике Республики Татарстан?
4. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к символике Республики Татарстан?
5. Как проявляется этот интерес?
6. Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка (флаг, герб или гимн?)
7. Интересуется ли ваш ребёнок историей возникновения символики? Если интересуется с чем это связано?
8. Знает ли Ваш ребёнок правила слушания гимна?
9. Какую помощь хотели бы Вы получить от детского сада по данному вопросу?