SMI.KAZANOBR.RU

Особенности образовательной деятельности воспитателя с применением знаний и профессионального опыта журналиста

IMG-20181009-WA0021

Умение и желание работать с детьми не исключает возможности внести в профессиональную деятельность педагога немного больше, чем этого требуют обстоятельства. Важно найти точки соприкосновения профессиональных навыков, то, что не будет взаимоисключением, а станет общим основанием и позволит интегрировать в педагогическую деятельность знания и умения журналиста, с целью повысить профессиональный уровень воспитателя и качество проводимой образовательной работы для дошкольников.
Разнообразие подходов и методов деятельности в дошкольных учреждениях - это специфика, которая с каждым годом набирает обороты и является отражением времени. Например, в период 70-80-х годов в воспитании детей доминировало научное направление, все хотели, чтобы их дети в будущем стали частью научной сферы и всеми силами пытались привить любовь к науке. 90-2000е годы - это появление рыночных отношений, зарождение бизнеса и как следствие - развитие деловых качеств. А в наше время все чаще можно услышать о желании родителей научить ребенка нестандартно мыслить, рационально использовать свободное время и конечно развивать коммуникативные и речевые способности. Иными словами, в каждом историческом сегменте педагогика располагала возможностью трансформироваться и подстраиваться под нужды детей и их родителей. Базируясь на постулатах о терпении, заботе и любви, в современном мире она расширяет границы и дает возможность развиваться ребенку в определенном направлении уже с раннего возраста.
В данной статье хотелось бы поделиться опытом работы дошкольного педагога с применением профессиональных знаний в сфере журналистики. Можно ли найти точки пересечения этих двух профессий? Что станет тем тождеством между ними? Насколько этот опыт интересен и главное, результативен? Практическая часть проведена на базе детского сада в средней группе с детьми 4-5 лет по авторской программе «Юнпресс» в течение одного учебного года с перспективой продолжения работы до выпуска детей из дошкольного учреждения.
Не секрет, что профессия журналиста является творческой и, безусловно, для своей компетенции требует от человека не просто широкого кругозора и умения грамотно говорить, но и способного воплощать в любой творческой форме образы и объекты, иными словами – журналист – творец и мыслитель с хорошо развитой речью. Все это характеристика взрослого, уже вполне сформированного специалиста, готового к работе в информационной среде. В совместной деятельности с детьми все эти навыки преломляются, создавая новые методы и способы их реализации. В свою очередь, педагог-воспитатель - это специалист в области знаний о развитии ребенка, его психологическом и эмоциональном состоянии, занимающийся воспитанием как процессом формирования личности.
Объединив специфику и профессиональные навыки журналиста и педагога в работе с дошкольниками можно говорить о перспективе развития у детей таких качеств как:
- умение творчески подходить к решению той или иной задачи;
- узнавать что-то новое, расширяя кругозор в режиме постоянного общения и обсуждения;
- умение вести диалог и задавать вопросы, как следствие - формировать способность к саморазвитию;
- быть наблюдательными и внимательными, развивать усидчивость и проявлять усердие;
- проявлять интерес ко всему новому, уделять внимание к деталям;
- умение организовать самостоятельную игровую или познавательную деятельность (с участием взрослого в качестве наблюдателя).
Все эти качества являются основной частью в формировании речи, развития личности и познавательного интереса, удовлетворяя потребность современных детей в получении новых знаний.
Методов и способов увлечь ребенка и незаметно для него самого научить его чему-то новому много, как и способов организации образовательного процесса для более результативной подачи материала. В этом вопросе очень важен баланс: с одной стороны – полная творческая свобода и добровольное участие детей в процессе, опираясь на сиюминутный интерес ребенка, а с другой стороны – дисциплина и эмоциональная подготовка к получению той или иной информации путем погружения абсолютно всех участников. Чем примечательны эти способы – творческая свобода дает возможность получить более глубокий результат, но определенного круга заинтересованных; а дисциплина просто дает результат, всегда, стабильно. Балансом между этими крайними формами будет организация образовательного процесса путем превращения подачи материала в игру или приключение – ведь игра, это единственная форма способная полностью завладеть вниманием ребенка дошкольного возраста.
По опыту, полученному в ходе реализации программы, во время нашей деятельности в области журналистики, дети всегда с большим интересом воспринимают все новое, если оно преподнесено в активной творческой форме с учетом желания ребенка взаимодействовать. Не секрет, что дети часто принимают участие в работе посредственно, наблюдая со стороны, но это, как показала практика, временное явление, воспитателю просто нужно проявить терпение и найти интересный, творческий подход к подаче материала. Например, когда мы приступили к подготовке первого интервью, то для начала решили научиться составлять и вести диалог, задавая самые простые вопросы на примере телефонного разговора. Тема достаточно сложная для ребенка 4-5 лет и требует определенной психологической подготовки, ведь не все дети готовы публично выступать и задавать кому-то вопросы. Поэтому, для создания атмосферы игры и творчества мы решили сделать телефоны своими руками, все вместе - из цветного картона мы вырезали форму и с помощью фломастеров и разных наклеек превратили его в игрушечный смартфон. Стоит ли говорить о том, как были увлечены процессом дети и как активно они включились в создание и ведение диалога, изображая разговор по телефону с мамами, бабушками, друзьями.
Посредством журналистики есть возможность предложить ребенку пользоваться техническими средствами, необходимыми для создания образа журналиста, а это еще один способ привлечь внимание ребенка к освоению новой профессии, погружаясь в ее специфику в игровой форме. Так, осенью мы приступили к знакомству с фоторепортажем, конечно для создания сюжета такого жанра просто необходим фотоаппарат, но только не на телефоне, как это видят дети в повседневной жизни, а настоящий, с объективом, затвором, кнопкой пуска и выдвигающейся фотовспышкой. Такой фотоаппарат был им предоставлен – мы познакомились с основными частями корпуса, пробовали нажимать кнопки, протирать объектив специальным волокном и конечно создавать снимки. Для начала – это была игра с фотоаппаратом в группе, мы искали сюжет по заданию ведущего и пытались построить кадр. Позже, девочки решили придумать его самостоятельно – для этого они создали интерьер кафе, выбрали себе роли посетителей и официантов, а мальчики все это снимали на фотоаппарат и подсказывали как нужно встать для кадра. Роль взрослого в таком процессе крайне важна и вместе с тем должна быть незаметна, необходимо помочь направить камеру на объект, подсказать где лучше встать и конечно, не забывать о безопасности, при этом, не мешая творческому процессу. Безусловно, в такой большой игровой работе творческого союза детей и взрослых необходим результат, чтобы помимо новых знаний и умений дети могли увидеть то, что им удалось создать самостоятельно! В итоге, у нас получился отличный репортаж, который был смонтирован и представлен ребятам и их родителям в виде клипа.
Следующее интересное знакомство ребят с техническим средством журналиста произошло при подготовке к интервью. Им был представлен микрофон. Никакие наглядные пособия и фото не помогут ребенку ощутить его предназначение в журналистике так, как его использование в процессе работы. Это не просто техническое средство, которое помогает перенести звук в записывающую систему, микрофон – это способ обратить внимание на себя, ведь если вы держите микрофон в руках и что-то произносите – это непременно будет услышано и все внимание окружающих сконцентрируется на вас. Это отличная игра, в которой одновременно происходит развитие речи, лидерских качеств и умения слушать. Для практической проработки полученных знаний мы вместе с ребятами отправились в путешествие по коридорам нашего сада в поисках желающих с нами пообщаться. Задача была следующей: нам нужно было сделать еще один шаг к свободному обращению с микрофоном и умению задавать вопросы. Вопрос мы решили задавать всем одинаковый : «Как Ваше настроение этим утром?». Казалось бы, что может проще? Но нашим корреспондентам едва исполнилось 5 лет и прежде чем подойти к человеку и задать его, нужно настроиться, не забыть поздороваться, перевести микрофон респонденту и после ответа (иногда длинного) обязательно сказать «Спасибо!». В результате нашей игровой деятельности , помимо новых знаний ,мы получили бесценный опыт, яркие эмоции и желание научиться чему-то новому. Разве это не результат? И он получен благодаря гармоничному объединению двух профессиональных областей.

В заключение, хочется отметить, что на сегодняшний день детский сад – это реальная площадка для осуществления и внедрения новых методов и средств в работе с детьми, путем интеграции двух профессиональных областей, с целью повышения качества профессиональной педагогической деятельности. И несмотря на то, что данный опыт применения профессиональных качеств журналиста в сфере дошкольной педагогики еще не завершен, по результатам проведенной работы на базе дошкольного учреждения можно сделать вывод, что одним из основных тождеств журналистики и педагогики в профессиональной деятельности является творчество.

Прикрепленный файлРазмер
IMG-20181002-WA0028-01.jpeg34.2 кб