SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Из опыта работы

Стремление молодежи к игре на гитаре и исполнению песен под собственный аккомпанемент распространено в нашей стране повсеместно. Гитара – очень популярный и многоплановый инструмент, дающий возможности для исполнения песен различных жанров, в том числе и такого музыкально-поэтического жанра, как авторская песня.
Давайте задумаемся о роли песен в нашей жизни. Что такое песня? Еще Аристотель говорил: «Государство держится на песнопениях: ими можно человека исцелить, а можно и ввергнуть в безумие». Философами давно доказано, что вся европейская цивилизация, культура и литература выросли из песен трубадуров, бардов и миннезингеров. Шу-цзин в XII веке до н.э. сказал: «Государство строят император и певец».
Песня – это своего рода вариант кодирования человека на поступки, на действия, на подвиги или на подлость. Какие песни слушает и поёт молодое поколение, таким оно и вырастит. Как часто, мы, взрослые люди, педагоги, видим, что современная молодежь в большинстве своем предпочитает развлекательную музыку и песни с примитивным текстом, к поэтическому языку никакого отношения не имеющем! Всё вокруг поет и всё уводит человека от культуры, от духовности. А ведь возможности песни, как системы обучения и воспитания – безграничны! Тогда возникает вопрос: «Какие песни можно предложить молодежи? Какой песенный жанр отличается искренностью чувств, социальной правдивостью, душевностью, высотой нравственных критериев»?
Авторская (бардовская) песня – это песня и для ума, и для сердца, и обладает мощным духовным потенциалом. Её отличает высокая поэзия и искренность, человечность и проникновенность. Это исповедь автора, разговор со слушателем. Такие песни пишутся думающими людьми для думающих людей.
Авторская песня - самобытное явление отечественной культуры, имеющее полувековую историю развития. Этот жанр во многом уникален, так как сочетает массовую доступность и высокую художественность ценность.
Авторская песня в своём классическом проявлении как молодёжное движение, как средство общения, как способ личностной реализации, предоставляет человеку шанс быть в обществе близких по духу людей, быть услышанным и востребованным, проявить свои индивидуальные качества и способности. Все это делает авторскую песню прекрасным материалом для художественно – эстетического воспитания и эффективным средством духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Авторскую песню в системе дополнительного образования я преподаю уже тридцать лет. За эти годы накоплен уникальный опыт, которым я делюсь с другими педагогами. На занятиях объединения «Игра на гитаре» и «Клуб самодеятельной песни «Перекресток» обучающиеся знакомятся с историей и антологией авторской песни, знакомятся с творчеством авторов-исполнителей, разучивают и исполняют бардовские песни. Особое внимание уделяется знакомству с историей авторской песней в Казани и творческому наследию казанских бардов. С этой целью мы устраиваем творческие встречи с известными авторами-исполнителями, на которых ребята могут не только послушать песни, но и лично пообщаться со знаменитыми бардами.
Путь музыканта должен пролегать от анализа творчества других к своему, от копирования, подражания - к активному самостоятельному музицированию. Известный французский композитор Морис Равель сказал: “Подражайте, и, если подражая, вы останетесь самим собой, значит, вам есть что сказать”. Чем чаще перед учениками будут стоять задачи, требующие творческого подхода, тем больше они будут приобретать опыта по их решению, тем успешнее будут развиваться их творческие способности. Причастность подростка к самостоятельному творчеству создает условия, включающие особые психологические механизмы, которые обеспечивают в будущем реализацию специфически важного качества - способности к преобразовательной деятельности.
Работа над песней - это сотворчество педагога с детьми. Это поиск нового, интересного, опоэтизированного образа. Главное, чтобы ученики поняли песню, сумели ее пропустить через свое сердце и донести до слушателя. Естественно, что все люди по-разному понимают и чувствуют одну и ту же песню. Переживают все люди по-разному, поют одни и те же песни - тоже по-разному. Поэтому такие творческие опыты, как исполнение песни, способствуют не только развитию музыкальных способностей, но и помогают открыть в себе Творца, Художника, Артиста. Моя задача здесь - не навязывать свою точку зрения и свое чувство, а помочь ученику самому раскрыться, суметь выразить свои эмоции и переживания, проявить свое «я», свое видение песни, свое отношение.
В нашем клубе самодеятельной песни есть свои авторы и исполнители песен. Главная задача - поддержать их и способствовать их творческому росту. Авторы и исполнители участвуют в конкурсах, концертах, творческих мастерских, что позволяет им оттачивать свое мастерство и дает стимул к совершенствованию.
В течение всего периода обучения в объединении происходит постепенный переход от учения под руководством педагога к учению с помощью педагога и, наконец, к учению самостоятельному. Потому что одна из главных задач работы объединения – подготовка учеников к их дальнейшей самостоятельной творческой деятельности, переход обучающихся к самообразованию и саморазвитию.
«Клуб самодеятельной песни», руководителем которого я являюсь, и объединение «Игра на гитаре» играют большую роль в жизни старшеклассников. Главное состоит в том, что клуб - это реальная возможность проявления и развития индивидуальных возможностей каждого, это шанс реализовать себя. Потому что для клуба опора на творчество каждого является основополагающим принципом, основой жизнеспособности. Клуб предполагает свободу творческого и личностного самовыражения его членов и тем желанен и притягателен. Клуб позволяет (и приучает) говорить то, что думаешь, не оглядываясь на оценки или поучения, подвергать сомнению привычные истины и утверждать свои... Это место, куда ребята приходят охотно и с радостью, это серьезное, настоящее дело, которое надо самим придумать и каждый день вести вперед. Клуб помогает выявить и развить индивидуальные способности учащихся, так как здесь есть возможность заняться самыми разнообразными видами деятельности.
Одной из главных целей моих занятий являются не знания сами по себе, а человек, личность ребенка, подростка, его духовно-нравственное и эстетическое развитие, развитие его отношений с окружающим миром. Поэтому в учебном процессе на занятиях нашего объединения действует «педагогика отношений», где царит творческая, демократичная, дружеская обстановка, атмосфера искренности, тепла и поддержки.
Для меня очень важным качеством является умение педагога создавать вокруг себя положительное эмоциональное поле, в котором другие тоже растут и движутся вперед. Педагог должен всегда подавать личный пример, развиваясь вместе со своими учениками, т.к. нельзя воспитывать и развивать других людей, не воспитывая и не развивая самого себя. В этом случае развитие носит обоюдный характер. Есть такая поговорка: «Умный человек пытается изменить весь мир, а мудрый человек меняет себя».
Педагогическая профессия - профессия личностная, потому что педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью. Поэтому для меня важно заниматься своим развитием и саморазвитием.
Моя педагогическая позиция всегда основывалась на правиле «трёх П»: Понимание, Принятие и Признание. Понимание означает умение увидеть ребенка «изнутри», умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Принятие означает безусловное положительное отношение к ребенку независимо от того, радует он меня на данный момент или нет. Признание – это его право быть Взрослым.
Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Я считаю, что в каждом человеке скрыта гениальная, выдающаяся личность, которая благодаря человеческой лени или ошибкам родителей и педагогов зажата в рамки общепринятых «норм». Уважение самобытности ребенка, культивирование его уникальности, воспитание позитивных отношений ребенка к самому себе и окружающему миру, признание его ценности, как развивающейся личности – все это является моими главными принципами при работе с детьми и подростками.
Дополнительное образование обладает двумя существенными особенностями, которые позволяют ему претендовать на эксклюзивную возможность решать задачи полноты образования, полноценного развития способностей человека. При этом сфера дополнительного образования рассматривается как своеобразная образовательно-производственная педагогическая среда, в которой осуществляется "штучная выделка" (производство) романтически увлеченных каким-то конкретным делом людей, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностей. А образовательный процесс в дополнительном образовании детей понимается как создание условий для саморазвития, создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявление заложенного в нем от природы творческого начала.
Наше «авторское» мероприятие – Межрегиональный молодежный инклюзивный фестиваль бардовской песни «Песня, гитара и Я» начинался с районного конкурса и проводится ежегодно уже более 20 лет. Каждый год он открывает новые таланты среди молодых авторов и исполнителей бардовской песни не только нашего города и Республики, но и других регионов нашей страны.
С 2018 года наш фестиваль «Песня, гитара и Я», стал официально называться инклюзивным, так как в нем наряду со здоровыми людьми принимают участие люди с ограниченными возможностями здоровья.
Целью фестиваля является создание инклюзивного творческого пространства, соединяющего людей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников, способствующего раскрытию их творческого потенциала, развитию талантов, подготовки детей и молодежи к независимой жизни в инклюзивном обществе в духе понимания, принятия и уважения к различиям.
Отклонения в развитии ребёнка с ограниченными возможностями часто приводят к "выпадению" его из социо-культурного пространства, как источника развития, замыкают в узкий круг, создают замкнутый мир, где всё приспособлено к дефекту, всё фиксирует внимание на этом недостатке и не вводит в настоящую жизнь. Участвуя в мероприятиях только для инвалидов, участники с ОВЗ оказываются изолированными от реального социума, что мешает их адаптации и интеграции в современном обществе.
Концептуальная особенность фестиваля «Песня, гитара и Я» – объединение в единых творческих программах детей и молодежи с ограниченными возможностями и здоровых людей.
Свою задачу фестиваль решает успешно и отклики от участников с ОВЗ получаем самые восторженные и благодарные.
В подготовке, проведении и организации этого фестиваля принимают участие все мои ученики вместе со мной в качестве волонтеров, перенимая мой опыт и получая свой собственный, впитывая в себя эту атмосферу творчества, атмосферу настоящего праздника авторской песни, имея возможность напрямую общаться с участниками фестиваля из разных городов, с членам жюри и гостями фестиваля.
Участие в таких мероприятиях дает всем бесценный опыт, массу положительных эмоций и впечатлений, огромный заряд позитива и творческое вдохновение. Ученики объединения, знакомясь с авторской песней, приобщаются к значимому пласту русской культуры, реализуют своё стремление к творчеству и развитию. Таким образом, авторская песня является эффективным средством интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи и приобщения к российской культуре в целом.
Фестиваль и бардовское движение в Казани - живы, и есть люди, которые будут верны ему до конца, но как всё живое - это требует нашего бережного отношения, экологии души, чтобы прорастали новые побеги, чтобы нынешнее поколение наших прекрасных авторов не стало бы последним, а смогло передать и дальше великие традиции нашей казанской школы авторской песни.