SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Музыкально-дидактическое пособие «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»

Заявка

1. Ново-Савиновский район города Казани
2. Шарапова Гульфия Замилевна, музыкальный руководитель.
3. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
4. Номинация конкурса: «Лучший электронный образовательный ресурс для дошкольников».
5. Музыкально-дидактическое пособие «Вместе весело играем, чувство ритма развиваем». (Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через мультимедийные игры и упражнения.)

Музыкально-дидактическое пособие
«Вместе весело играем, чувство ритма развиваем»

(развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через мультимедийные игры и упражнения)

Пособие предназначено для использования музыкальным руководителем в ходе как основной, так и дополнительной образовательной деятельности.

Цель:

Формирование у детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств музыкальной выразительности.

Задачи:

- развивать у детей умение слышать различные ритмические отношения в музыке, передавать их хлопками, голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах.
- способствовать развитию разных видов музыкального слуха: метроритмического, тембрового, динамического.
-развивать навык ритмическогодвухголосия.
- развивать навык игры на музыкальных инструментах в ансамбле, по подгруппам.
- развивать эстетическое восприятие, музыкальную память, внимание.
- поддерживать интерес к национальной культуре, обогащать представления о татарской музыке.
- развивать эмоциональность восприятия.
- способствовать усвоению слов из УМК по обучению татарскому языку.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, экран, фортепиано или баян.

Возраст детей: средняя (4-5 лет) и старшая (5-6 лет) группы.

Описание:

Работа с пособием в средней группе:

На первом этапе музыкальный руководитель показывает детям музыкальный мультфильм «Әнисә»(приложение №1), сопровождающийся инструментальным аудиофайлом. После просмотра проводит беседу с детьми о том, что они увидели (девочку, которая танцевала и играла на музыкальных инструментах). Обращает внимание на то, на каких музыкальных инструментах играла девочка (бубен и ложки). В ходе беседы педагогобращает внимание детейна то, в какой костюм одета девочка (в татарский), обсуждают увиденные особенности татарского костюма (вышитый передник с нагрудником, платок с вышитым орнаментом, мозаичные ичиги). Педагог говорит, что девочку зовут Аниса (Әнисә).
На данном этапе закрепляется словарный запас дошкольников из УМКпо обучению татарскому языку (кыз, зур, кечкенә).
Затем педагог обращает внимание детей на то, что музыкальные инструменты были разного размера (большие и маленькие). В ходе беседы приходит с детьми к выводу, что маленький и большой размер музыкальных инструментов обозначает длительность музыкальных звуков – «ти» (короткие) и «та» (долгие).
На втором этапе проводится работа с ритмическими карточками (приложение №2). Необходимо формировать у детей осознанное восприятие длительностей звуков. Дети прохлопывают ритмические рисунки, выполненные в виде музыкальных инструментов (бубнов и ложек), проговаривая названия длительностей («ти» и «та»). Когда ритмический рисунок усвоен, педагог подключает игру на музыкальных инструментах. 1 подгруппа детей играет на бубнах, вторая подгруппа – на ложках. После уверенного освоения детьми данного материала задание выполняется под музыку – на данном этапе под звучание фортепиано или баяна (нотное приложение №3), осуществляемое музыкальным руководителем в доступном для детей темпе. На этом этапе педагог развивает навык игры в ансамбле – дети играют, слушая звучание не только своего, но и остальных музыкальных инструментов.
На этапе закрепления дети играют так же по подгруппам под музыкальный мультфильм «Әнисә» (приложение №1).

Работа с пособием в старшей группе:

При работе с пособием в старшей группе музыкальный руководитель использует усложнённый музыкальный мульфильм«Әнисә» (приложение №4).
На первом этапе педагог знакомит детей с мульфильмом и проводит беседу о том, что они увидели. Дети узнают уже знакомую девочку, называют её по имени. Педагог спрашивает, что в мультфильме изменилось? Подводит ответы детей к тому, что музыкальные инструменты (бубны и ложки) одновременно играли разные ритмические рисунки.
На втором этапе проводится работа с ритмическими карточками (приложение №5), аналогичная работе в средней группе. Сложность в данном случае состоит в том, что дети одной подгруппы музыкальных инструментов должны четко играть свой ритмический рисунок, не сбиваясь на отличающийся ритмический рисунок другой подгруппы инструментов. После уверенного освоения детьми данного материала задание так же выполняется под музыку – на данном этапе под звучание фортепиано или баяна (нотное приложение №3), осуществляемое музыкальным руководителем в доступном для детей темпе. На этом этапе развивается навык игры в ансамбле – дети играют, слушая звучание не только своего, но и остальных музыкальных инструментов.
На этапе закрепления дети играют так же по подгруппам под музыкальный мультфильм «Әнисә» (приложение №4).
На финальном этапе работы можно предложить детям сыграть освоенный ритм наизусть под звучание аудиотрека (приложение №6)

Ожидаемые результаты:

Дети умеют слышать различные ритмические отношения в музыке, передавать их хлопками, голосом, движением, игрой на музыкальных инструментах. Дети воспринимают ритм осознанно и могут воспроизводить ритмическое двухголосие.
У детей вызывает неподдельный интерес национальная культура, татарская музыка. В процессе работы с пособием в памяти детей устойчиво откладывается часть слов из УМК по обучению татарскому языку.
Таким образом, данное пособие, разработанное в соответствии с ФГОС ДО, решает вышеперечисленные задачи и тем самым имеет большую актуальность в контексте современного дошкольного образования.

Все приложения к данному пособию доступны по этой ссылке:
https://yadi.sk/d/j-HU6OwOoC9mvw