SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Резонансы в астрономии

look.com_.ua-122895

Заявка
1. Советский район г. Казани
2. Яковлева Надежда Петровна
3. МБОУ «Гимназия №8 – Центр образования»
4. Лучший электронный образовательный ресурс для внеурочной деятельности
5. Факультативное занятие: «Резонансы в астрономии»
Описание работы: Резонанс может возникнуть везде, где есть периодическое движение. Например, в космосе: все планеты движутся по эллипсам, и каждая через некоторое время, называемое по-научному периодом обращения, возвращается в ту же точку. У Земли, например, период обращения — один год. Что произойдёт, если какая-то сила начнёт действовать на планету с резонансной частотой? Орбита планеты начнёт «раскачиваться», меняться... Хорошо, что на Землю никто так не действует. Но оказывается, в Солнечной системе так повезло не всем.
Хотя Солнечная система не камертон или колебательный контур, в ней имеет место явление резонанса. Спин – орбитальный резонанс - синхронизация орбитального движения небесного тела и его вращения вокруг своей оси. Орбитальный резонанс в небесной механике — это ситуация, при которой периоды обращения двух (или более) небесных тел соотносятся как небольшие натуральные числа. Занятие посвящено изучению примеров проявления этих двух видов резонансов в нашей солнечной системе между планетами, планетами и их спутниками, планетами и астероидами; анализу научной литературы по проблеме в Интернет-ресурсах и печатных изданиях. Для визуализации изучаемого явления использовалась программа Solar System Scope . Solar System Scope — это интерактивный путеводитель по нашей Солнечной системе, и всему, что её окружает. Для моделирования резонанса в астрономии использовался гравитационный симулятор StartFlow.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма: защита информационных проектов учащимися, визуализация и моделирование планетной системы.
Подготовительный период: 2 недели; время проведения: 2 академ. часа
ЦЕЛИ:
Образовательная: углубление знаний о строении Солнечной системы,; изучение двух видов резонанса в астрономии; изучение проявлений резонанса для планет, спутников и астероидов в Солнечной системе и за ее пределами; повторение понятий: звезда, планета, спутник, главный пояс астероидов и пояс Койпера; визуализация наблюдаемого явления с помощью интерактивной модели Солнечной системы Solar System Scope; моделирование планетных систем и наблюдение резонанса с помощью гравитационного симулятора StartFlow.
Развивающая: развитие логического мышления путем систематизации фактов, формирование научного мировоззрения учащихся, развитие наблюдательности, абстрактного мышления, познавательной активности; умение выделять главное в научном тексте, делать выводы, аргументировать свою точку зрения; применять полученные ранее знания для объяснения изучаемых явлений; использовать электронные образовательные ресурсы.
Воспитательная: развитие коммуникационных компетенций, умение говорить и слушать других, ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на выполнение заданий; умение работать в группах; воспитывать культуру учебного труда, навыков самоконтроля и экономного расходования времени.
Объектом исследования являются тела солнечной системы: планеты, спутники, астероиды. Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме в Интернет-ресурсах и печатных изданиях, интерактивные модели и программы.
Актуальность выбранной темы: изучение космоса – это не дань моде, а необходимость. Существование Земли, проблема безопасности жизни на ней зависит от космических процессов.

Прикрепленный файлРазмер
в астрономии.docx2.41 Мб
в астрономии.pptx5.09 Мб